Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
1).Провести измерение и взвешивание по общепринятой методике.Измерение и взвешивание — это метод, дающий исходную информацию (метод антропометрии).
В различные возрастные периоды для оценки физического развития ребенка используют различные критерии:
У новорожденных и детей первого года жизни измеряют:
а) длину тела лежа; б) массу тела; в) окружность грудной клетки (пауза); г) окружность головы.
У детей от 1 года до 7 лет:
а) длину тела (стоя); б) длину тела сидя (с 3 лет); в) массу тела; в) окружность грудной клетки; г) окружность головы (до 3 лет включительно), д) степень жироотложения; е) развитие костяка; ж) форму позвоночника; з) форму грудной клетки; и) форму ног и стоп.
У детей старше 7 лет:
а) длину тела стоя; б) длину тела сидя; в) массу тела; г) окружность грудной клетки (вдох, выдох, пауза); д) показатели спирометрии; е) показатели динамометрии; ж)становую силу; з) артериальное давление.
У детей старше 7 лет, кроме этих признаков, определяют:
а) степень развития мускулатуры; б) степень полового созревания.
2).Определить возрастную группу ребенка. Существуют специальные таблицы общепринятой возрастной группировки
Определение возраста ребенка на первом году жизни.
1 мес
| от 16 дней до 1 мес 15 дней
|
2 мес
| от 1 мес 16 дней до 2 мее 15 дней
|
3 мес
| от 2 мес 16 дней до 3 мес 15 дней
|
4 мес
| от 3 мес 16 дней до 4 мес 15 дней
|
5 мес
| от 4 мес 16 дней до 5 мес 15 дней
|
б мес
| от 5 мес 16 дней до 6 мес 15 дней
|
7 мес
| от 6 мес 16 дней до 7 мес 15 дней
|
8 мес
| от 7 мес 16 дней до 8 мес 15 дней
|
9 мес
| от 8 мес 16 дней до 9 мес 15 дней
|
10 мес
| от 9 мес 16 дней до 10 мес 15 дней
|
11 мес
| от 10 мес 16 дней до 11 мес 15 дней
|
1 год
| от 11 мес 16 дней до 12 мес 15 дней
|
1 год 3 мес
| от 1 года 1 мес 16 дней до 1 года 4 мес 15 дней
|
1 год 6 мес
| от 1 года 4 мес 16 дней до 1 года 7 мес 15 дней
|
1 год 9 мес
| от 1 года 7 мес 16 дней до 1 года 10 мес 15 дней
|
2 года 3 мес
| от 1 года 10 мес 16 дней до 2 лет 4 мес 15 дней
|
2 года 6 мес
| от 2 лет 4 мес 16 дней до 2 лет 7 мес 15 дней
|
3 года
| От 2 лет 9 мес до 3 лет 2 мес 29 дней
|
3 года 6 мес
| От 3 лет 3 мес до 3 лет 8 мес 29 дней
|
4 года
| От 3 лет 9 мес до 4 лет 5 мес 29 дней
|
5 лет | От 4 лет 6 мес. До 5 лет 5 мес. 29 дней |
Возраст ребенка устанавливают, вычисляя время между датой рождения и датой обследования, другими словами: для установления точного возраста из даты обследования вычитают дату рождения.
3).Для обработки полученной информацииприменить непараметрический (центильный) метод оценки ФР. Для этого выбрать соответствующую таблицу :
длина по возрасту,
окружность грудной клетки по возрасту,
масса по длине.
Оценка показателей физического развития (Л.Г.Голубева, 1994).
Номер центильного коридора | Оценка показателей |
"Коридор" №1 (до 3 центиля)
| Область "очень низких величин" встречается не чаще 3%. Ребенку с таким уровнем развития показано специальное консультирование и обследование.
|
"Коридор" №2 (от 3 до 10 центиля)
| Область "низких величин", встречается у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.
|
"Коридор" №3 (от 10 до 25 центиля)
| Область величин "ниже среднего", свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.
|
"Коридор" №4-5 (от 25 до 75 центиля)
| Область "средних" величин, свойственных 50% здоровых детей, наиболее характерна для данной возрастно-половой группы.
|
"Коридор" №6 (от 75 до 90 центиля)
| Область величин "выше среднего", свойственных 15% здоровых детей.
|
"Коридор" №7 (от 90 до 97 центиля)
| Область "высоких" величин, свойственных 7% здоровых детей. Медицинское решение зависит от существа признака и состояния других органов и систем.
|
"Коридор" №8 (более 97 центиля)
| Область "очень высоких" величин, свойственных не более чем 3% здоровых детей. Велика вероятность патологии, поэтому требуется консультирование и обследование.
|
4).Записать каждый полученный результат измерения в основных единицах (кг, см) и в центильных интервалах.
5).Дать оценку каждому отдельному интервалу показателя и их совокупности по степени (уровню) физического развития.
6).Определить гармоничность (оценивается только по 8-разрядным таблицам). Если разница между любыми из полученных центильных интервалов равна:
0–1 — гармоничное,
2 — дисгармоничное,
3 и выше — резко дисгармоничное.
7).Определить соматотип(оценивается только по 8-разрядным таблицам). Габаритный уровень варьирования является основным в оценке соматотипа. Для его оценки измеряются, рост, окружность грудной клетки и масса тела. Выделяются три основных соматотипа (макро-, мезо- и микросоматотипы).
Если сумма центильных интервалов 3-х показателей (m, l, огк):
от 10 до 15 — мезосоматический,
< 10 — микросоматический,
>15 — макросоматический.
8).Сделать итоговую запись антропометрического исследования.
9).Определить врачебную тактику дальнейшего наблюдения за ребенком.
Группа «наблюдения» | Группа «внимания» (диспансерная) | Группа «диагностики» (обслуживание у специалистов) |
Положение массы в зоне 2-го интервала | Показатели длины и массы во 2 зоне или один из них в 1 зоне | Очень низкий рост в сочетании с очень низкой массой (зона 1) |
Положение длины в зоне 7-го интервала | 7-я зона масса тела при любой длине | Очень высокая и низкая масса при любой длине, т.е. положение в 1-м или 8-м интервалах |
Если один из параметров переходит при последующем наблюдении более чем через один центильный интервал |
| Если при последующем наблюдении один из параметров переходит через границу двух центильных интервалов |
Примечание: группа «наблюдения» и «внимания» — II гр. здоровья; группа «диагностики» — III гр.здоровья.
К соматоскопическим показателямфизического развития относятся:
состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, спины, ног и стоп, осанка, развитие мускулатуры);
компонентный уровень варьирования (выраженность жировой (ЖМ), мышечной (ММ) и костной (КМ) массы);
биологический возраст.
Морфологические критерии биологического возраста.
Сроки появления и выпадения зубов.
Зуб
| Молочные
| Постоянные
| ||||
Верхние
| Нижние
| Верхние
| Нижние
| |||
появление
| выпадение
| появление
| выпадение
| |||
1 резец
| 6-8 мес
| 7-8 лет
| 5-7 мес
| 6-7 лет
| 7-8 л
| 6-7 л
|
2 резец
| 8-11 мес
| 8-9 лет
| 7-10 мес
| 7-8 лет
| 8-9 л
| 7-8 л
|
3 резец
| 16-20 мес
| 11-12 лет
| 14-18 м
| 9-11 лет
| 11-12 л
| 9-11 л
|
1 премоляр
|
|
|
|
| 10-11 л
| 10-12 л
|
2 премоляр
|
|
|
|
| 10-12 л
| 11-13 л
|
1 моляр
| 10-16 мес
| 10-11 лет
| 10-14 м
| 10-12 л
| 6-7 лет
| 6-7 лет
|
2 моляр
| 20-30 мес
| 10-12 лет
| 18-24 м
| 11-13 л
| 12-13 лет
| 12-13 лет
|
3 моляр
|
|
|
|
| 17-22 года
| 17-22 года
|
Оценка уровня возрастного развития по "зубному возрасту".
Возраст
| Пол
| Количество зубов
| ||
Замедленное развитие
| Среднее развитие
| Ускоренное развитие
| ||
5,5 лет
| Мальчики
| —
| 0—3
| более 3 постоянных зубов
|
Девочки
| —
| 0—4
| более 4 постоянных зубов
| |
6 лет | Мальчики
| 0
| 1—5
| более 5 постоянных зубов
|
Девочки
| 0
| 1—6
| более 6 постоянных зубов
| |
6,5 лет
| Мальчики
| 0—2
| 3—8
| более 8 постоянных зубов
|
Девочки
| 0—2
| 3—9
| более 9 постоянных зубов
| |
7 лет
| Мальчики
| менее 5
| 5—10
| более 10 постоянных зубов
|
Девочки
| менее 6
| 6—11
| более 11 постоянных зубов
| |
7,5 лет
| Мальчики
| менее 8
| 8—12
| более 12 постоянных зубов
|
Девочки
| менее 8
| 8—13
| более 13 постоянных зубов
|
Оценка полового развития.
В период полового созревания (от 10 до 17 лет) биологический возраст можно оценивать по внешним половым признакам. Есть разные - количественные и качественные - методики учета этих признаков, но все они оперируют с одним и тем же набором показателей:
• у юношей - размер мошонки, яичек и полового члена; оволосение на лобке (Р), в подмышечных впадинах (Ах), на груди и на животе; на лица (F); рост щитовидного хряща (L), изменение тембра голоса (V), появление поллюций; набухание сосков;
• у девушек - форма и размер грудных желез (Ма) и сосков; оволосение на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (Ах); время первого появления и установления регулярных менструаций (Me).
Оценка уровня биологической зрелости по вторичным половым признакам проводится детям с 10-летнего возраста, а оценка менструальной функции-с 11 лет.
Последовательность появления и динамика степени выраженности перечисленных признаков хорошо известна, что дает основания для достаточно точной датировки биологического возраста от 11-12 до 15-17 лет.
Становление менструальной функции у девочек отмечается только констатацией отсутствия или наличия менструаций (Me-,Me+).
Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируются стадии развития всех указанных компонентов.
1. Для девочек – Ма, Р; Ах, Ме.
2. Для мальчиков – V, Р,L, Ах,F.
Методика исследования признаков полового развития:
Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируются стадии развития всех указанных компонентов. Оценка выраженности вторичных половых признаков проводится по различным градациям, обозначенным Э. Таннером, Бутурлиным, Янгом, Л. Г. Тумилович и др. Каждый признак имеет свой символ и свой коэффициент: Составляется половая формула: Ма + Р + Ах + Meи вычисляется суммарный «балл полового развития».
Заключение по полной формуле полового развития принимается согласно стандартам, разработанным М.В. Максимовой с соавторами:
Возраст
| Формулы нормального развития
| Норма (баллы)
|
10 лет
| Мао Ро Ах о Мео
| От 0 до 2,7
|
11 лет
| от Ма1 Ро Ахо Мео до Ма2 Р1 Ахо Мео
| От 1.2 до 2.7
|
12 лет
| от Me1 Ро Ахо Meо до Ма3 Р3 Ах1 mе1
| От 1.2 до 7.0
|
13 лет
| от Ma2 Р2 Ахо Мео до Ма3 Р3 Ах2 Ме3
| От 3.0 до 11.6
|
14 лет
| от Ма3 Р2 Ах2 Мео до Ма3 Р3 Ах3 Ме3
| От 5.0 до 12.0
|
15 лет
| от Ма3 Р3 Ах2 Ме3 до Ма3 Р3 Ах3 Ме3
| От 11.6 и выше
|
Стандарты полового развития мальчиков (по М.В.Максимовой)
Возраст
| Формулы нормального развития
| Норма (баллы)
|
12 лет
| от Vo Ро Lо Ахо Fо до V1 P1 Lо Ахо Fo
| От 0.7 до 1.8
|
13 лет
| от V1 Ро Lо Ахо Fо до V2 Р3 L2 Ax2 Fo
| От 0.7 до 6.3
|
14 лет
| от V1 Р2 Lо Ахо Fо до V2 Р3 L2 Ax2 F1|
| От 2.7 до 10.1
|
15 лет
| от V1 Р4 L1 Ахо Fо до V2 Р5 L2 Ax3 F2
| От 4.6 до 14.3
|
16 лет
| от V2 Р4 L1 Ах2 F1 до V2 Р5 l2 Ax4 F3
| От 10.0 до 16.9
|
17 лет
| от V2 Р2 L2 Ax2 Fo до V2 Р5 L2 Ax4 F3
| От 10.6 до 16.9
|
Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют:
Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) методом спирометрии;
Мышечную силу рук, методом динамометрии;
Мышечную силу ног, становым динамометром.
Для массовых исследований физической подготовленности школьников 6-18 лет предлагаются тестовые упражнения, применение и оценочные шкалы которых регламентированы в приказе МЗ РФ № 81 от 15.03.02:
Подтягивание на перекладине (мальчики) для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса.
Подъем туловища из положения лежа в положение сидя (девочки) для измерения силовой выносливости мышц сгибателей туловища.
Прыжок в длину с места (мальчики и девочки) для измерения динамической силы мышц нижних конечностей.
Расчет индекса физической готовности(ИФГ)
По результатам двух тестов определяют индекс физической готовности (ИФГ) путем вычисления среднеарифметического значения суммы полученных баллов:
ИФГ = (Т1 + Т2) / 2 (округлять в большую сторону), где Т 1 - баллы за первый тест; Т2 - баллы за второй тест.
При индивидуальной оценке принимается:
ИФГ < 3 баллов (физическая подготовленность ниже средней);
ИФР - 3 балла (физическая подготовленность средняя);
ИФГ > 3 баллов (физическая подготовленность выше средней).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:
Содержание:
Работа в кабинете участкового педиатра: проведение антропометрии детям младшего и старшего возраста
Оценка уровня физического развития, гармоничности и соматотипа.
Подготовка реферата по вопросам физической культуры.
Задание к самостоятельной работе:
1.Оценить уровень физического развития ребенка и записать результат исследования по следующей форме:
Ф.И.О. __________________________________________________________,
пол _______________, ___________________ лет,
масса (m) = ________________кг, (________________ центильный интервал),
длина (l) = ________________ см, (_________________центильный интервал),
окружность грудной клетки (огк) = _____________ см, (_____________ центильный интервал).
Уровень физического развития ___________________________(по длине),
_______________________________ масса, при _______________________________ длине.
Гармоничность ________________________________________,
соматотип ____________________________________________________ .
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Порядок оказания педиатрической помощи
- Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета врача-педиатра участкового
- Стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового
- Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала детской поликлиники (отделения)
- Стандарт оснащения детской поликлиники (отделения)
- 1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники (отделения)
- Разделы работы участкового педиатра:
- Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
- Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
- Примерная схема годового отчета участкового врача:
- Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
- Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
- Освобождение от физкультуры
- Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
- Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
- Академический отпуск
- Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
- Персона врача
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
- Тема 4. Оценка физического развития
- Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
- 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
- 3.Освоение практических умений
- 4.Перечень тем рефератов для студентов
- Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
- 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
- 2.Освоение практических умений:
- Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
- 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
- Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
- Дородовый врачебный патронаж
- Социальный анамнез
- Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
- Биологический анамнез
- Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
- Общее заключение по дородовому патронажу
- Рекомендации
- Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
- Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
- Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
- 2.Понимание студентом полученных знаний по теме занятия:
- Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
- Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
- Подготовка детей к поступлению в школу.
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении
- Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
- Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
- Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
- Организация санаторно-курортной помощи детям.
- Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
- Штаты дневного стационара детской поликлиники:
- Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
- Задача №1
- Задача №2
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
- Национальный календарь профилактических прививок
- Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
- Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
- Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
- Общие положения о лечении орви
- Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
- 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
- Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
- Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
- Лихорадка и гипертермический синдром
- Судорожный синдром
- Острый стенозирующий ларинготрахеит
- 3.При I степени стеноза:
- 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
- 5. При III-IV степени стеноза:
- Задача №1
- Задача №2
- В. 1.Инвагинация кишечника.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
- Критерии допуска студента к курсовому зачету:
- Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
- Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
- Методические указания для самостоятельной работы студентов
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- V.Санитарно- просветительная работа в учреждениях образования (по теме реферата)