logo
Диплом Айвазян К

3.3. Программа психологической профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля

Для успешного осуществления профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля необходимо создать программу, которая позволит поэтапно спланировать и разнообразить профилактическую деятельность.

Нами было проведено исследование, и на его основе составлена программа профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля.

Цель программы – профилактика эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля

Задачи программы:

  1. Проинформировать сотрудников психиатрической клиники о предмете программы (эмоциональное выгорание)

  2. Снизить уровень переживания психотравмирующих обстоятельств и стресса

  3. Повысить целенаправленность, осознанность жизненного процесса и ценностной ориентации

  4. Расширить репертуар поведенческих стратегий в различных критических ситуациях, выработать способность контроля собственных эмоций

  5. Повысить сплоченность коллектива и открытости каждого сотрудника.

  6. Развить умение дифференцировать служебную сферу деятельности, семейную и др.

Форма работы

Основными формами работы являются тренинги и индивидуальные беседы. Проведение упражнений требует свободной аудитории, где можно разместить всех участников и предоставить им оборудование.

Условия реализации

Программа должна проводиться один раз в год. Психолог может выбрать из представленного перечня лекций и упражнений наиболее необходимые на его взгляд, сочетая минимум по два упражнения из каждого блока. Лекции могут проводиться как вводная часть к каждому тренингу.

Программа имеет пять основных блоков: информационный, эмоциональный, регуляторный, личностно-смысловой, поведенческий.

Информационный блок включает предоставление информации об эмоциональном выгорании, его симптомах и причинах; природе эмоций; стрессе и психотравмирующих ситуациях.

Эмоциональный блок содержит ряд упражнений, способствующих снятию тревоги, переживания психотравмирующих ситуаций, эмоциональных и двигательных зажимов, повышению эмоциональной устойчивости, устранению склонности к негативным аффектам, пересмотру состояния тревожности.

Регуляторный блок направлен на рефлексию, анализ поведения и отношений, а также на определение собственных ресурсов и методов саморегуляции.

Личностно-смысловой блок. Выполнение упражнений из этого блока помогает повысить уровень осознанности и определить личностную направленность, а также направлен на принятие себя и анализ своего прошлого, настоящего и будущего.

Поведенческий блок включает упражнения по преодолению страха в конфликтных ситуациях, развитие умения сдерживать чувства, преодоления страха в конфликтной ситуации, успокоению в критической ситуации, обретению силы для принятия важного решения, настройке на выполнении неприятных действий.

Блок организации отдыха и творческой деятельности. Данный блок тесно связан с регуляторным, но имеет собственную направленность – определение того, какой способ отдыха подходит каждому участнику, его организация.

Специалист, применяющий данную программу имеет возможность комбинировать различные упражнения для достижения большего результата.