3.3. Программа психологической профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
Для успешного осуществления профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля необходимо создать программу, которая позволит поэтапно спланировать и разнообразить профилактическую деятельность.
Нами было проведено исследование, и на его основе составлена программа профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля.
Цель программы – профилактика эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
Задачи программы:
Проинформировать сотрудников психиатрической клиники о предмете программы (эмоциональное выгорание)
Снизить уровень переживания психотравмирующих обстоятельств и стресса
Повысить целенаправленность, осознанность жизненного процесса и ценностной ориентации
Расширить репертуар поведенческих стратегий в различных критических ситуациях, выработать способность контроля собственных эмоций
Повысить сплоченность коллектива и открытости каждого сотрудника.
Развить умение дифференцировать служебную сферу деятельности, семейную и др.
Форма работы
Основными формами работы являются тренинги и индивидуальные беседы. Проведение упражнений требует свободной аудитории, где можно разместить всех участников и предоставить им оборудование.
Условия реализации
Программа должна проводиться один раз в год. Психолог может выбрать из представленного перечня лекций и упражнений наиболее необходимые на его взгляд, сочетая минимум по два упражнения из каждого блока. Лекции могут проводиться как вводная часть к каждому тренингу.
Программа имеет пять основных блоков: информационный, эмоциональный, регуляторный, личностно-смысловой, поведенческий.
Информационный блок включает предоставление информации об эмоциональном выгорании, его симптомах и причинах; природе эмоций; стрессе и психотравмирующих ситуациях.
Эмоциональный блок содержит ряд упражнений, способствующих снятию тревоги, переживания психотравмирующих ситуаций, эмоциональных и двигательных зажимов, повышению эмоциональной устойчивости, устранению склонности к негативным аффектам, пересмотру состояния тревожности.
Регуляторный блок направлен на рефлексию, анализ поведения и отношений, а также на определение собственных ресурсов и методов саморегуляции.
Личностно-смысловой блок. Выполнение упражнений из этого блока помогает повысить уровень осознанности и определить личностную направленность, а также направлен на принятие себя и анализ своего прошлого, настоящего и будущего.
Поведенческий блок включает упражнения по преодолению страха в конфликтных ситуациях, развитие умения сдерживать чувства, преодоления страха в конфликтной ситуации, успокоению в критической ситуации, обретению силы для принятия важного решения, настройке на выполнении неприятных действий.
Блок организации отдыха и творческой деятельности. Данный блок тесно связан с регуляторным, но имеет собственную направленность – определение того, какой способ отдыха подходит каждому участнику, его организация.
Специалист, применяющий данную программу имеет возможность комбинировать различные упражнения для достижения большего результата.
- Министерство образования и науки рф
- Введение
- Глава 1. Теоретическое исследование профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
- 1.1. Эмоциональное выгорание как научная проблема
- 1.2. Исследование индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
- Выводы по главе I
- Глава 2. Организация психологической профилактики эмоционального выгорания у сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
- 2.1. Психологические условия эффективной профилактики эмоционального выгорания у сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
- 2.2. Теоретическая модель психологического сопровождения развития структур интегральной индивидуальности у сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
- I. Целевой блок
- II. Содержательный блок.
- 2. Профилактическое направление.
- 3. Просветительское направление.
- III Технологический блок.
- Выводы по главе 2
- Глава 3. Эмпирический анализ исследования разноуровневых свойств интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
- Организация и методы исследования
- Общий перечень показателей трех уровней интегральной индивидуальности Нейродиманический уровень
- Личностный уровень
- Социально-психологический уровень
- Статистический анализ исследования структур интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
- Результаты сравнения структур интегральной индивидуальности у сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля и специалистов общей практики(%)
- Статистическое сравнение свойств нейродинамического уровня структур интегральной индивидуальности у сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля и специалистов общей практики
- Статистическое сравнение свойств личностного уровня структур интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля и специалистов общей практики
- Статистическое сравнение свойств социально-психологического уровня структур интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля и специалистов общей практики
- 3.3. Программа психологической профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
- Содержание программы профилактикиэмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
- Выводы по главе 3
- Заключение
- Библиографический список