2.3.6. Концепция развития и воспитания безопасной/жизнеспособной личности
Д. И. Менделеев предупреждал, что рост народонаселения и неосторожное использование передовых технологий может привести человечество к гибели.
Общественно-политическая ситуация в современной России и в мире в целом такова, что понятия «война», «терроризм», «стихийные бедствия» умышленно преподносятся обыденными. Проблема безопасности тем более актуальна, что в постперестроечной России, по сути, проводятся революционные изменения, хотя и носят при этом название реформ.
Современные учёные пришли к выводу, что в систему принципов современного образования, наряду с принципами гуманизации, демократизации, непрерывности, открытости, необходимо ввести принцип безопасности образования (В. В. Анисимов). Видимо, принцип безопасности действительно должен стать одним из базовых, ведь цель всякого живого существа – выжить. Наряду с термином «безопасность» используется и термин «жизнеспособность».
В философии проблема жизнеспособности рассматривается через соотношение альтруистического и эгоистического в человеке (А. В. Гидлевский).
В психологии она рассматривается как энергетический потенциал человека (Б. Г. Ананьев, Д. А. Леонтьев, С. Мадди); как модальность сознания, которая понимается как состояние статичности сознания, при котором сохраняется внутреннее равновесие личности (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова); как объект кросскультурного исследования для учёных разных стран, которые в течение последних десятилетий изучали жертв насилия, террористических актов, экологических катастроф, подростков, склонных к употреблению одурманивающих веществ (Cohler, 1987; Cairns and Cairns, 1994; Fraiser, 1997; Glantz and Sloboda, 1999; Rutter, 2001).
В педагогике жизнеспособность рассматривается как специфическая способность, которая относится к особому классу способностей, называемых В. Д. Шадриковым духовными.
Жизнеспособность обладает основными признаками духовных способностей, но не тождественна им. Жизнеспособность – это единство природных и нравственных начал, которые обеспечивают эффективность деятельности, направленной на удовлетворение жизненно важных потребностей человека.
Введение в педагогику понятия «жизнеспособность» связано с тем обстоятельством, что часть современной молодёжи, вместо свойственного этому возрасту оптимизма, характеризуется склонностью к асоциальному, виртуальному, экстремистскому, саморазрушительному образу жизни [35:23-28]. Психическое здоровье детей нарушается как вредными информационными воздействиями, так и сокрушительными по силе воздействия на незрелый организм средствами, такими как алкоголь, табак, наркотики, некоторые лекарственные вещества.
По числу самоубийств современная Россия находится на первом месте в мире. Почти половина наших сограждан, которые уходят из жизни, наложив на себя руки, – это люди, не достигшие 30 лет. На 70% этот вид смертности объясняется агрессивностью и озлобленностью, на 10% – безысходностью, 15% составляют экономические и 5% – неизвестные факторы. Таким образом, по крайней мере в 80% случаев люди умирают от материального и духовного дискомфорта и утраты смысла жизни [3:3-7].
М. П. Гурьянова рассматривает «жизнеспособность личности» как «интегрированное качество личности, обладающей совокупностью ценностных ориентаций, личностных качеств, разносторонних способностей, умений, базовых знаний о законах бытия, позволяющей ей успешно функционировать и гармонично развиваться в динамично меняющемся социуме» [9:43-50].
Если активные действия человека нацелены на самообеспечение, приоритетными становятся упорный труд, личная инициатива, ответственность, то такая жизнеспособность по праву относится к положительной характеристике личности.
Если деятельность по самообеспечению основана на активном приспособленчестве, социальном иждивенчестве, безнравственном, аморальном, преступном поведении, то такую жизнеспособность следует характеризовать как отрицательное свойство личности.
Жизнеспособная личность, по М. П. Гурьяновой – это личность, умеющая самостоятельно решать проблемы, которые ставит перед ней жизнь. Это – личность творческая, способная проявлять инициативу, а не впадать в апатию при жизненных трудностях. Это – личность с развитой эмоционально-волевой сферой, высокой степенью развития духовно-нравственных качеств.
Таким образом, жизнеспособность – это, прежде всего, стремление личности к самосохранению, стремление выжить, но не любой ценой, а с учётом права на жизнь других людей, а также всего живого на Земле.
Как воспитать жизнеспособную личность?
По мнению Е. А. Рыльской, для этого необходимы:
-
компетентностный подход, который позволяет готовить человека к самостоятельному решению различных проблем на основе имеющихся внутренних и внешних ресурсов;
-
возрождение системы социального воспитания, разрушенной в 90-е гг. XX столетия;
-
рациональное использование потенциала всех базовых учебных предметов – естественнонаучных и гуманитарных. Причём имеют значение и применяемые учителем технологии. Учитель – не носитель истины в последней инстанции, он не навязывает своих суждений учащимся, а наоборот – показывает неоднозначность различных научных, общественных и жизненных проблем [3:23-28].
По мнению М. П. Гурьяновой, потенциал школьного образования в воспитании жизнеспособной личности складывается из следующих основных средств:
1) содержания учебных дисциплин, когда каждый учитель раскрывает учащимся воспитательные и образовательные возможности своего предмета, формирует знания и умения, способствующие адаптации школьников к современной жизни;
2) личного примера, воздействующего на интересы, поведение, жизненные ориентации, в контексте жизненного, социального и профессионального самоопределения школьников.
Однако одних усилий школы, по мнению автора, мало. Воспитание жизнеспособной личности возможно только в результате усилий всех социальных институтов общества [8:12-18; 9:43-50].
Н. А. Лызь рассматривает безопасность человека, во-первых, с точки зрения его жизнедеятельности: это актуальная или ситуативная безопасность; во-вторых, с точки зрения свойств личности, характеризующих её возможности в обеспечении своей безопасности.
Отсюда четыре основных подхода:
Первый подход предполагает устранение опасностей или перемещение личности в безопасную среду. Это – оградительный подход.
Второй подход – образовательный, исходит из признания активности человека как субъекта собственной безопасности. В рамках этого подхода предполагается обучать его предвидению опасностей, способам их предупреждения и преодоления, а также формировать готовность к обеспечению безопасности. Речь идёт о готовности как личностном образовании. В нём выделяют когнитивно-инструментальный аспект (знания об опасностях, умение их распознавать, владение способами действий по обеспечению безопасности, достаточный уровень развития интеллектуальных, волевых и других качеств) и интенциональный аспект, определяющийся потребностями и ценностями субъекта (субъективная значимость безопасности, наличие соответствующих мотивов деятельности).
Третий подход – личностно-развивающий. Он предполагает формирование личностных образований, позволяющих человеку быть устойчивым к отрицательным, в первую очередь информационно-психологическим воздействиям.
Четвёртый – созидательный подход – исходит из того, что основной причиной возникающих опасностей является сам человек, субъект своего развития, фактор прогресса человечества и эволюции мира. В этом подходе самым главным является воспитание человека нравственного, реализующего себя в единстве с природой и человечеством.
Эти подходы определяют и стратегию: во-первых, необходимо обеспечить безопасность личности путём оградительных мер; во-вторых, необходимо позаботиться о повышении защитных факторов личности (человек – субъект своей безопасности).
В центре внимания проблемы развития безопасной личности, как доказывает автор, находится формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности. Это – доминанта. Поэтому проблема развития безопасной личности предполагает построение педагогического процесса в соответствии с культурной, социальной и духовной природой человека [23:68-75].
Таким образом, для трезвенного воспитания важны следующие идеи концепции развития безопасной/жизнеспособной личности:
-
Жизнеспособность может быть и положительной, и отрицательной характеристикой личности: стремление личности к самосохранению – естественный процесс, но он должен ограничиваться интересами других людей, всего живого на Земле.
-
К средствам воспитания жизнеспособной личности относятся: содержание учебных дисциплин и личный пример воспитателя.
-
Главными подходами являются: а) оградительный (устранение опасности); б) образовательный (знания об опасностях и формирование установок на безопасное поведение); в) личностно-развивающий или психологический (формирование таких личностных образований, которые обеспечивают устойчивость к вредным информационным и другим воздействиям); г) созидательный (человек – субъект своего развития).
Главная цель каждого живого существа – выжить. Жизнь есть борьба за существование. Но для человека эта борьба ограничивается его человечностью. Никто не спорит: алкогольный, табачный, наркобизнес и т. п. очень выгоды для определённых групп, но всё это противоречит ЧЕЛОВЕЧНОСТИ.
Ценность трезвости необходимо признать важнейшим фактором безопасности детей. Не лукавая свобода выбора в детском возрасте, когда даже по закону нельзя употреблять алкоголь и табак, а запрет – такой же, как запрет на убийство, воровство, всякое иное беззаконие. Алкоголь и табак снимают психологический барьер на одурманивание. Именно вслед за алкоголем и табаком в подростковых и молодёжных группах появляются наркотики.
Для собриологической концепции трезвенного воспитания центральными, очевидно, являются обе вышеназванные концепции: 1) концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности; 2) концепция развития жизнеспособной/безопасной личности.
- Трезвый образ жизни
- Часть 1. Теория трезвости;
- Часть 2. Методика трезвенной работы;
- Часть 3. Практикум по теории и методике трезвенной работы (в разработке).
- Глава 1. Семья. Традиция и современность
- Семья в православной культуре
- Существует ли эволюционная предрасположенность к половым ролям?
- Кризис современной семьи
- Целомудрие
- Как воспитать будущего семьянина?
- Как воспитать будущую жену и мать?
- Как воспитать будущего мужа и отца?
- Как выбрать будущего супруга?
- Как создать крепкую семью?
- Трезвая семья
- Русские пословицы и поговорки
- Выводы к главе 1
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 2. Здоровье и здоровый образ жизни
- Отношение к здоровому образу жизни в древних цивилизациях
- Отношение к здоровому образу жизни в религиозных учениях
- Христианство
- Иудаизм
- Индуизм
- Понятие здоровья в наши дни
- Концепции здоровья
- Информационная медицина о проблеме сохранения здоровья
- Доктрина о здоровом образе жизни а. М. Карпова
- Педагогические концепции здоровья
- Здоровый образ жизни – это трезвый образ жизни!
- Как сохранить здоровье?
- Духовное здоровье
- Физическое здоровье
- Социальное здоровье
- Выводы к главе 2
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 3. История употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Алкоголь
- Наркотики
- Выводы к главе 3
- Основная литература
- Лава 4. История борьбы c пьянством, курением и наркоманией
- Естественная трезвость
- Религиозные запреты и ограничения
- Христианство
- Буддизм
- Индуизм
- Трезвые религии и страны, живущие трезво или в условиях строгих ограничений
- Из истории борьбы с пьянством и алкоголизмом Юридические меры
- Медицинские меры
- Педагогические (образовательные) меры
- Из истории борьбы с табаком
- Юридическая модель профилактики
- Информационно-педагогическая модель профилактики
- Медицинская модель профилактики
- Рамочная конвенция по борьбе против табака (ркбт)
- Борьба с курением в России
- Из истории борьбы с наркоманией
- Афганский героин
- Опыт борьбы с наркоманией в Швеции
- Выводы к главе 4
- Основная литература
- Глава 5. Борьба за трезвость
- Международное трезвенническое движение
- Первое трезвенническое движение в России
- Второе трезвенническое движение в России
- Третье трезвенническое движение
- Четвёртое трезвенническое движение
- Пятое трезвенническое движение
- Антиалкогольная кампания 1985–1987 гг.
- Борьба за трезвость в Липецкой области Святой Тихон Задонский
- Рождественское Аргамаченское общество трезвости
- Михаил Сергеевич Соломенцев
- «Сухие законы»
- Великие трезвенники
- Выводы к главе 5
- Основная литература
- Глава 6. Причины употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Что такое причина?
- Взгляд на причины потребления алкоголя и пьянства в традиционных религиях
- Научные представления о причинах употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Наркотические свойства атн – фактор
- Наркотические свойства атн – причина их употребления
- Факторы, способствующие приобщению к употреблению атн
- Мотивы употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Общая схема приобщения к атн
- Выводы к главе 6
- Основная литература
- Глава 7. Медицинские последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Что такое наркотики?
- Алкоголь и его свойства
- Медицинские последствия употребления алкоголя
- Влияние алкоголя на центральную нервную систему
- Влияние алкоголя на детородные органы и генофонд
- Влияние алкоголя на развитие сердечнососудистых заболеваний
- Прочие медицинские последствия употребления алкоголя
- Особенности влияния алкоголя на детей и подростков
- Особенности влияния алкоголя в зависимости от вида изделий
- Коктейли
- «Энергетические напитки»
- Малые дозы алкоголя
- Опасность приобщения к «культурному» употреблению алкоголя
- Выводы об алкоголе и последствиях его употребления
- Состав табака и табачного дыма
- Медицинские последствия употребления табака
- Сердечно-сосудистые заболевания, рак и бронхит
- Влияние табака на детородную функцию и генофонд
- Опасность пассивного курения
- Другие последствия курения
- «Альтернативные» табачные изделия
- Электронные сигареты
- Выводы о табаке и последствиях его употребления
- Виды нелегальных наркотиков
- Последствия употребления наркотиков Производные конопли – марихуана, гашиш
- Опиум и его производные
- Кокаин и другие психотропные вещества
- Наркомания и преступность
- Выводы о наркотиках и последствиях их употребления
- Выводы к главе 7
- Основная литература
- Глава 8. Теории зависимостей от алкоголя, табака и наркотиков
- Основные понятия и термины
- Виды зависимостей
- Зависимость от алкоголя
- Никотиновая зависимость
- Наркотическая зависимость
- Стадии развития зависимостей
- Алкогольная зависимость
- Первая стадия алкоголизма
- Вторая стадия алкоголизма
- Третья стадия алкоголизма
- Третья стадия никотинизма
- Наркотическая зависимость
- Первая стадия наркомании
- Вторая стадия наркомании
- Третья стадия наркомании
- Кризис современной наркологии
- Теория г. А. Шичко
- Другие теории химической зависимости
- Нехимические зависимости
- Созависимость
- Выводы к главе 8
- Основная литература
- Глава 9. Социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Понятие ситуации
- Алкогольная ситуация Уровень употребления алкоголя
- Структура потребления алкогольных изделий
- Алкогольный капитал
- Возраст приобщения к алкоголю
- Распределение потребления алкоголя по возрастному, социальному и половому признакам
- Алкогольная смертность
- Прочие последствия
- Виноват ли суррогатный алкоголь?
- Смертность от табака
- Прочие последствия потребления табака
- Наркотическая ситуация Уровень потребления наркотиков
- Демографическая катастрофа в России
- Отрезветь или погибнуть?
- План Аллена Даллеса
- Социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков в России
- Выводы к главе 9
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 10. Немедицинские методы и методики избавления от зависимостей
- Термины и понятия
- Метод и методика г. А. Шичко
- Сущность методики г. А. Шичко
- Принципы построения очных занятий по методике г. А. Шичко
- Структура занятия
- Содержание занятий
- Научные основы методики
- Организация занятий
- Результативность метода
- Опыт Елецкого учебного центра избавления от вредных привычек (методика в. И. Гринченко)
- Опыт клубной деятельности Фонда им. Г. А. Шичко (г. Екатеринбург)
- Теоретические основы деятельности клуба
- Программа реабилитации наркозависимых
- Рекомендации родителям наркомана:
- Притчи и выдержки из сочинений Притча о немилосердном заимодавце (для наркоманов)
- Боль, которую мне принесли (из дневника наркомана)
- Кому принёс боль я (из дневника наркомана)
- Притча о материнской любви (для родителей)
- Альтернативный подход в использовании метода г. А. Шичко
- Почему избавление от вредных привычек является платным?
- Зависимость – порок души
- Метод духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе
- Опыт Душепопечительского Православного Центра реабилитации наркозависимых (г. Москва)
- Методика ю. М. Орлова (обучение саногенному мышлению)
- Метод г. Н. Сытина
- Метод избавления от курения с. Н. Зайцева
- Зарубежный опыт. Метод Аллена Карра
- Выводы к главе 10
- Основная литература
- Часть 2. Методика трезвенной работы
- Глава 1. Проблема профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 1.1. Основные понятия и термины
- 1.2. Юридическая модель профилактики
- 1.2.1. Государственный уровень: основные документы
- 1.2.1.3. Федеральный Закон «Технический регламент на табачную продукцию» № 268-фз. Принят Государственной Думой 3 декабря 2008 г. Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2008 г.
- 1.2.1.6. Указ Президента Российской Федерации №690 от 9 июня 2010 года «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»
- Раздел IV. Совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики:
- 1.2.2. Региональный уровень профилактики
- 1.3. Медицинская модель профилактики (наркологическая служба)
- 1.4. Психосоциальная модель профилактики
- 1.4.1. Центры психологической и социальной помощи
- 1.5. Образовательная (педагогическая) модель профилактики
- 1.5.1. «Концепция антинаркотической профилактики в образовательной среде»
- 1.5.1.1. Цели и задачи профилактики
- 1.5.1.2. Принципы активной профилактики в образовательной среде
- 1.5.1.3. Этапы системы профилактики:
- 1.5.1.4. Показатели эффективности профилактики
- 1.5.2. Профилактика употребления пав в образовательной среде на региональном уровне
- 1.5.2.1. Профилактика употребления пав в образовательных учреждениях
- 1.5.2.2. Профилактика употребления пав в семье
- 1.5.2.3. Профилактика употребления пав в сфере досуга
- Выводы к главе 1
- Основная литература
- Глава 2. Подходы к трезвенному воспитанию в образовательном процессе
- 2.1. Методологические подходы к образовательному процессу
- 2.2. Общепедагогические подходы
- 2.2.1. Формирующий подход
- 2.2.2. Культурологический подход
- 2.2.3. Социализирующий подход
- 2.2.4. Синергетический подход
- 2.2.5. Герменевтический подход
- 2.2.6. Аксиологический (ценностный) подход
- 2.2.7. Антропологический подход
- 2.2.9. Личностно-ориентированный подход
- 2.2.10. Деятельностный подход
- 2.2.11. Гуманистический подход
- 2.2.12. Компетентностный подход
- 2.2.13. Другие подходы
- 2.3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
- 2.3.1. Кризис духовности и национальная русская идея
- 2.3.2. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания
- 2.3.3. Особенности православного воспитания
- 2.3.4. Ценностный компонент духовно-нравственного воспитания
- 2.3.5. Условия усвоения духовно-нравственных ценностей
- 2.3.6. Концепция развития и воспитания безопасной/жизнеспособной личности
- 2.4. Специальный (профилактический) подход к трезвенному воспитанию
- 2.4.1. Зарубежные модели школьных профилактических программ
- 2.4.1.1. Подходы к предупреждению табакокурения учащихся
- 2.4.2. Отечественные модели школьных профилактических программ
- 2.4.2.1. Дореволюционный этап
- 2.4.2.2. Ранний послереволюционный этап
- 2.4.2.3. Современный этап
- 2.4.2.3.1. Модель «свободы выбора»
- 2.4.2.3.2. Модель нравственного здоровья
- 2.4.2.3.3. Модель личностной и социальной компетентности
- 2.4.2.3.4. Эко-психотерапевтическая модель
- 2.4.2.3.5. Модель улучшения нравственного и физического здоровья
- Выводы к главе 2
- Основная литература
- Глава 3. Концепции профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 3.1. Аддиктология, превентология или собриология?
- 3.2. Подходы к профилактике употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 3.2.1. Религиозный подход
- 3.2.2. Научное обоснование трезвости
- 3.2.2.1. Превентивный подход (стратегия «уменьшения вреда»)
- 3.2.2.2. Собриологический подход
- 3.3.Собриологическая концепция профилактики
- 3.3.1. Актуальность собриологической концепции профилактики
- 3.3.2. Отказ плюс запрет плюс профилактика в образовательной среде
- 3.3.3. Профилактическая деятельность по ограничению доступности
- 3.3.4. Пропаганда трезвого здорового образа жизни
- 3.3.5. Профилактика в семейной среде
- 3.3.5.1. Зарубежный опыт
- 3.3.5.2. Отечественный опыт
- 3.3.6. Профилактика в системе образовательных учреждений
- 3.3.6.1. Деятельность образовательного учреждения по формированию трезвенного мировоззрения
- 3.3.6.2. Деятельность образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию
- 3.3.6.3. Деятельность образовательного учреждения по воспитанию безопасной/жизнеспособной личности
- 3.3.6.4. Формирование трезвой воспитательной среды в образовательном учреждении
- 3.3.7. Профилактика в досуговой среде
- 3.3.7.1. Эффективные формы и методы работы в сфере досуга
- Выводы к главе 3
- Основная литература
- Лава 4. Трезвенное воспитание детей на ранних ступенях развития
- 4.1. Возрастные особенности развития
- 4.1.1. Младенчество
- 4.1.2 Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- 4.1.3 Дошкольное детство
- 4.2. Цель, задачи, принципы и содержание раннего трезвенного воспитания
- 4.2.1. Актуальность раннего трезвенного воспитания
- 4.2.2. Цель и задачи раннего трезвенного воспитания
- 4.2.3. Принципы раннего трезвенного воспитания детей
- 4.2.4. Содержание раннего трезвенного воспитания
- 4.3. Диагностика ранней антинаркотической устойчивости
- 4.3.1. Методы опроса дошкольников
- 4.3.2. Методы опроса родителей дошкольников
- 4.4. Методы раннего трезвенного воспитания
- 4.4.1. Общие методы воспитания
- 4.4.2. Трезвенное воспитание в младенческом и преддошкольном возрасте
- 4.4.2.1. Трезвая воспитательная среда
- 4.4.2.2. Метод условного рефлекса
- 4.4.3. Методы трезвенного воспитания дошкольников (старше 3 лет)
- 4.4.3.1. Метод активной трезвости
- 4.4.3.2. Программа «Борьба со злом»
- 4.4.4. Рекомендации родителям дошкольников
- 4.4.4.1. Классификация заботливых родителей
- 4.4.4.2. Рекомендации родителям, которые позволяют себе выпить и закурить
- 4.4.4.3. Рекомендации родителям, которые живут трезво
- Выводы к главе 4
- Основная литература
- Глава 5. Трезвенное воспитание в школе
- 5.1. Возрастные особенности развития в школьном возрасте
- 5.1.1. Младший школьный возраст
- 5.1.2. Подростковый возраст/отрочество
- 5.1.3. Юность
- 5.1.4. Половые особенности развития в школьном возрасте
- 5.2. Цели, задачи и содержание трезвенного воспитания в школе
- 5.2.1. Начальная школа (1-4 классы)
- 5.2.2. Основная школа (5-9 классы)
- 5.2.3. Старшая школа (10-11 классы)
- 5.3. Принципы профилактической работы в школе
- 5.3.1. Обзор отечественных и зарубежных источников
- 5.3.2. Собриологические принципы построения профилактических образовательных программ
- 5.4. Методы трезвенного воспитания
- 5.4.1. Образовательная (информационно-педагогическая) модель трезвенного воспитания
- 5.4.1.1. Трезвенное воспитание на уроках
- 5.4.1.2. Трезвенное воспитание во внеурочной деятельности
- 5.4.2. Психолого-коммуникативная модель трезвенного воспитания
- 5.4.2.1. Упражнения на коррекцию эмоционально-волевых качеств
- 5.4.2.2. Игры-активаторы
- 5.4.2.3. Другие психологические и коммуникативные упражнения и игры
- 5.4.3. Социальная модель трезвенного воспитания
- 5.5. Диагностика антинаркотической устойчивости
- 5.5.1. Методы диагностики
- 5.5.1.1. Наблюдение
- 5.5.1.2. Устный опрос
- 5.5.1.3. Анкетирование
- 5.5.1.4. Метод «незаконченный рассказ»
- 5.5.1.5. Метод незаконченных предложений
- 5.5.1.6. Метод рисуночных тестов
- 5.5.1.7. Метод «баллотирования»
- 5.5.1.8. Метод атн
- 5.5.2. Анализ и обработка результатов исследования
- 5.5.3. Диагностика на разных ступенях развития
- Выводы к главе 5
- Основная литература
- Глава 7. Организация профессиональной собриологической подготовки будущего учителя
- 7.1. Цели, задачи и содержание подготовки будущего учителя к трезвенной деятельности
- 7.2. Понятие готовности. Основные компоненты и уровни готовности
- 7.3. Диагностика и самодиагностика готовности будущего учителя к трезвенной деятельности
- 7.3.1. Мотивационно-волевой компонент готовности
- 7.3.2. Содержательный компонент готовности
- 7.3.3. Процессуальный компонент готовности
- 7.3.4. Рефлексивный компонент готовности
- Выводы к главе 7
- Основная литература