Особенно уязвимой и беззащитной категорией являются дети.
У подростков существует неправильное представление о курении. Они считают, что сигарета помогает им думать, мыслить и решать сложные вопросы и проблемы. Это глубокое заблуждение. Доказано, что токсичные вещества табака (плюс различные добавки) воздействуют на центральную нервную систему, ухудшая ее питание за счет сужения кровеносных сосудов. Тем самым снижают как оперативную (кратковременную, краткосрочную) так и долговременную память, скорость восприятия материала и его объем, замедляют скорость реакции и т.д. У курящих подростков появляется рассеянность, снижается умственная работоспособность (в зависимости от количества выкуренных сигарет - на 8-30%). Кроме того, курение тормозит физическое развитие детей. И чем раньше ребенок выкуривает свою первую сигарету, тем больше влияние токсических компонентов табака практически на весь организм ребенка, в том числе и на «гормоны роста».
Физическая работоспособность, координация и точность движений у курящих детей значительно ниже, чем у некурящих. Вот почему среди курящих мало или вовсе отсутствуют хорошие спортсмены. Большинство из них связывают свои спортивные достижения с тем, что они либо не курили совсем, либо нашли в себе силы отказаться от этой вредной привычки.
Курение и женщина несовместимы. Табачный дым значительно сильнее воздействует на женский организм. У курящих женщин риск развития рака легких в несколько раз выше, чем у курящих мужчин. Широкая распространенность курения среди женщин детородного периода приводит к негативным последствиям в плане рождения ими здоровых детей. Дети, рожденные от курящих женщин, имеют различные отклонения в физическом и психическом развитии; они склонны к раннему развитию атеросклероза, гипертонии, у девочек - возможно врожденное бесплодие. Такие дети подвержены более частому развитию инфекционных и неинфекционных заболеваний. Табачный дым может быть причиной различных кожных заболеваний.
У курящего человека изменяется цвет лица, появляются преждевременные морщины и склонность к сухости кожных покровов. Желтые зубы и пальцы рук свидетельствуют о хроническом отравлении организма продуктами табачного дыма. В последнее время даже появился термин «лицо курильщика». Голос становится нередко хриплым. Особенно это быстро становится заметным у молодых девушек.
Известно, что продолжительность жизни курящих значительно короче, чем у некурящих. Недаром И.П. Павлов говорил: «Не пейте вина, не отягчайте сердце табачищем и проживете столько, сколько жил Тициан (итальянский художник эпохи Возрождения, проживший 99 лет). Сам И.П. Павлов прожил 86 лет.
Пассивное курение - это вынужденное курение, когда некурящие находятся в одном помещении с курящими, пренебрегающими общественными нормами поведения. Известно, что человек, находящийся в течение 1 часа в накуренном помещении, «выкуривает» около 4 сигарет. Это связано с тем, что в «побочном» дыме - это дым, исходящий от горящего конца сигареты - содержится значительно больше различных табачных компонентов, в том числе токсинов и канцерогенов, чем в «основном», т.е. вдыхаемом дыме. Табачный дым намного опаснее для тех, кто находится рядом с курящим. Особенно опасно вдыхать табачный дым беременным женщинам и маленьким (грудным) детям. Дети, в присутствии которых курят родители, не только подвергаются в той же степени вреду курения, что и сами курящие, но и, имея перед собой курящих взрослых (родителей, воспитателей, педагогов), сами чаще и раньше закуривают.
Табак – это уникальный потребительский продукт, который сегодня не мог бы быть внедрен на рынок согласно любым известным потребительским нормам, если бы не был уже широко распространен среди разнообразных групп населения, имеющих значительную к нему привязанность. Табак – это единственный распространяемый легально продукт, который причиняет вред при применении по прямому назначению.
Огромные потери здоровья и расходы на компенсацию ущерба от курения заставляют государства бороться с табачной эпидемией. На это направлена Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ), одобренная всеми 192 государствами-членами ВОЗ на Всемирной Ассамблее в мае 2003 г. – глобальное регулирование. Документ был открыт для подписания с 16 июня 2003 года по 29 июня 2004 года. Этой возможностью воспользовались 168 стран. Россия подписала РКБТ только в 2008 г.
Рамочная конвенция по борьбе против табака предлагает действительно эффективные меры по борьбе с табачной эпидемией и накладывает юридические обязательства по выполнению целого ряда мер.
Все страны, которые ратифицируют эту Конвенцию, будут обязаны:
- повысить налоги на табачные изделия,
- в течение 3-х лет таким образом изменить национальное законодательство, чтобы в соответствии с ним надписи, предупреждающие о вреде для здоровья, занимали не менее 30% упаковки.
- запретить употребление вводящих в заблуждение названий табачной продукции, таких как «легкие», «очень легкие», «мягкие».
- в течение 5 лет полностью запретить рекламу табачных изделий и ликвидировать спонсорство табачной промышленности;
- принять законодательные, административные и прочие меры, обеспечивающие защиту некурящих от табачного дыма на рабочих местах, в транспорте и в общественных местах,
-проводить изучение состава табачных изделий в соответствие с рекомендациями компетентных международных органов и строго регулировать вещества, содержащиеся в табачной продукции,
- разрабатывать и осуществлять эффективные программы по прекращению курения и лечения табачной зависимости.
- Тема 2: Требования к оформлению реферата, санитарного бюллетеня, лекции для детей
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- VI.Санитарно-просветительная работа в учреждениях образования.
- Тема 3. История учения о здоровье.
- Тема 4. Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья. Уровень здоровья и его оценка.
- Тема 5: Современные концепции формирования здоровья
- Тема 6. Анатомо-физиологические закономерности роста и развития.
- Рост и развитие
- Этапы роста и развития. Сенситивные и критические периоды развития.
- Рост и развитие детей в возрастном аспекте
- Темпы физического развития. Акселерация и ретардация
- Тема 7 Индивидуальное и общественное здоровье
- Тема 8 Роль наследственности в формировании здоровья человека
- Как в своей практической деятельности врач может оценить наследственность пациента?
- Тема 9. Биологические факторы риска. Грудное вскармливание.
- 5) Постнатальныйранний и 6) постнатальный поздний период развития ребенка:
- Тема 10. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Микросоциальное окружение.
- Тема 11. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Экология и здоровье человека. Законодательное решение проблем экологического неблагополучия среди населения.
- Тема 12. Образ жизни и здоровье человека. Основные составляющие здорового образа жизни (зож). Роль зож человека в сохранении и укреплении здоровья
- Тема 13. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Алкоголизм, наркомания, табакокурение. Основные характеристики и профилактика.
- Особенно уязвимой и беззащитной категорией являются дети.
- Меры по борьбе с табакокурением
- 5. Сколько курящих начинают курить в возрасте до 18 лет: а. 30%
- Тема 14. Профилактика и ее роль в сохранении и укреплении здоровья населения. Современные формы и методы профилактической работы с населением.
- Тема 15. Санитарно-гигиеническое воспитание населения по сохранению и укреплению здоровья: индивидуального, общественного и группового.
- Тема 16. Работа в фокус-группах по выбранной теме.
- Тема 17. Предметная олимпиада «Формирование здорового образа жизни детей и подростков» (имеется утвержденное на уровне Департамента здравоохранения Тверской области «Положение об олимпиаде»).
- Тема 18. Санитарно–просветительная работа в образовательных учреждениях
- Тема 19. Итоговое занятие
- 5.Оценочные средства аттестации по итогам освоения дисциплины (двухэтапный зачет)
- 1 Этап- тестовый контроль знаний
- 2 Этап- прием практических навыков
- 6.Оценка двухэтапного зачета:
- 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Справка