logo
Трезвый образ жизни- книга Н

2.4.1. Зарубежные модели школьных профилактических программ

Формирование школьных профилактических программ на Западе прошло несколько этапов:

1. Информационные модели строились на предположении о том, что получение знаний о вреде курения, употребления алкоголя, других одурманивающих веществ изменит отношение школьников к этим явлениям в сторону отрицательного и многих это остановит. Причём информационная модель имеет несколько вариантов:

Хотя информационная модель в чистом виде признана наименее эффективной, у нас на этот счёт другое мнение. Идея о малой эффективности профилактических программ активно навязывается, а наше исследование современных подходов к воспитанию показало, что мировоззренческие знания очень важны во многих из них. Если бы информация ничего не значила, корпорация “D” на тратила бы так много усилий на сочинение мифов о пользе и необходимости наркотиков всех мастей и видов. Правдивая информация об одурманивающих веществах должна быть основой всех профилактических программ, но соответствовать возрасту и быть строго дозированной, чтобы не превратиться в пропаганду наркотиков.

2. Модель улучшения здоровья – общие оздоровительные программы могут быть использованы как непрямой подход к профилактике.

3. Аффективная модель, согласно которой основное внимание уделяется личностным особенностям ребёнка. Предполагается, что курение, употребление алкоголя или наркотиков связано с другими поведенческими проблемами ребёнка, низкой мотивацией достижений в учёбе и что повышение самооценки, рост самоуважения приведут к снижению частоты употребления АТН.

4. Социально-воздействующая модель. Предполагается, что если у школьника развить умение идентифицировать социальные влияния и научить им противостоять, то такой подход будет наиболее эффективным. Эта модель включает: информацию об отрицательных социальных и медицинских последствиях употребления АТН; сведения о влияниях, особенно в среде сверстников, родителей и средств массовой информации; тренировки, ролевые игры и иную практику противостояния давлению среды в целом и группы сверстников в частности.

5. Когнитивно-поведенческая модель признаёт, что употребление алкоголя, табака есть результат научения. Навязывается неправильное убеждение, что всё это – средства удовлетворения социальных потребностей, снятия стресса, аспект общения, знак перехода во взрослое качество. Необходимо же формировать противоположные убеждения

6. Модель жизненных умений является универсальной и объединяет элементы социально-воздействующего подхода, а также методы обучения искусству принимать решения, разрешать проблемы, самоконтроля и самоподдержки, разработанные в рамках когнитивно-поведенческой модели, методы развития большей независимости, самоуважения, уверенности в себе.

Последняя модель показала свою наибольшую эффективность [32:41].