logo
Трезвый образ жизни- книга Н

2.4.2.1. Дореволюционный этап

В отечественной традиции, основы которой были заложены в конце XIX – начале XX столетия вначале преобладал информационный подход, главной целью которого было сформировать отрицательное отношение к употреблению алкоголя.

Г. Ф. Марков издал «Практическое руководство для науки трезвости» (1911), где на каждом занятии учащиеся усваивали правило о разрушительных последствиях употребления алкоголя. И. П. Мордвинов выпустил «Первую школьную книжку трезвости» для начальной школы (1912), в которой в доступной форме даёт информацию о свойствах алкоголя и рассказывает мудрые притчи антиалкогольного содержания. С. Г. Успенский разработал популярный учебник трезвости для начальных училищ – «Школу трезвости» (1912), где изложил систему знаний о вреде алкоголя и социальных последствиях его употребления. М. М. и С. М. Беляевы издали сборник задач антиалкогольного содержания (1914), в котором рассматриваются такие темы, как душевое и массовое потребление алкоголя, продуктов, затрачиваемых на производство алкоголя; число и рост винокуренных заводов; влияние алкоголя на смертность, самоубийства, несчастные случаи, преступность; зависимость между весом тела и смертельной дозой.

Однако в дореволюционной России развивалась и модель социальной активности. Так, П. А. Миртов предлагал не только просвещать, но и воспитывать социальную активность воспитуемых: создать музеи трезвости, проводить музыкально-литературные вечера (1911). К. Мирянин писал об организации школьных обществ трезвости (1912). Н. Смирнов с успехом проводил школьные праздники трезвости (1914).

А. С. Вирениус рекомендовал организовывать здоровый образ жизни учащихся (фактически это модель улучшения здоровья). Также предлагался альтернативный подход – клубная деятельность – стрельба, игры, экскурсии и т. п.

В. Я. Каннель и А. С. Вирениус вывели основные принципы антиалкогольной работы с учащимися:

  1. Начало антиалкогольного воспитания с младшего школьного возраста.

  2. Целесообразность и преемственность в проведении антиалкогольного воспитания.

  3. Проведение антиалкогольных мероприятий с учётом психологических особенностей различных возрастных групп учащихся.

  4. Соответствие гигиенического, нравственного, эмоционального и содержательного элементов в антиалкогольной ориентации учащихся.

  5. Организация полноценного в социально-нравственном плане досуга и повышение общественной активности школьников.

  6. Комплексный подход к антиалкоголизму.

  7. Участие учащихся старших классов в противоалкогольной работе.

Русский педагог С. А. Рачинский предлагал учащимся и их родителям принимать церковные обеты трезвости (религиозный зарок) [7:40-46].

В дореволюционной России употребление алкоголя было признано вредным на государственном уровне, поэтому информационный подход был весьма эффективен. Но информационная модель не работает там, где надежды возлагаются только на образование.