logo
Трезвый образ жизни- книга Н

2.4.1.1. Подходы к предупреждению табакокурения учащихся

На Западе пришли к выводу, что универсальные антикурительные программы мало эффективны. Они обычно охватывают детей с низким риском курения, а те, ради кого эти программы затевались, умудряются избежать профилактических воздействий. Поэтому там предпочтение отдают работе с целевыми группами. Выработаны следующие подходы.

1. Подход риска. Суть его состоит в том, что если детям объяснить связанный с курением риск, они далее будут самостоятельно и ответственно принимать решение, курить или нет. Подход риска может быть оправдан только в начальной школе. Что касается подростков, то угроза рисков табакокурения может использоваться как способ самоутвердиться среди тех, кто робок и мал. С подростками лучше говорить не о рисках курения, а, наоборот: с курящими – о том, что требуется смелость, чтобы отказаться от предложенной сигареты или бросить курить, если курение уже стало привычным; с некурящими можно поговорить о том, что требуется мужество, чтобы возразить тем, кто курит в их присутствии.

2. Рекламирование некурения. Подход состоит в том, что вместо борьбы с курением нужно пропагандировать некурение. Проблема состоит в технологиях. Как изобразить некурение? Увидеть? Ощутить? Потрогать? Положительный образ некурящего порой может отторгаться. «Филипп Моррис» использовал видеоклип, где «пай-мальчик» говорил правильные слова о некурении. Но мало кто хотел быть похожим на «пай-мальчика». Программы и сообщества, объединяющие людей по принципу «неделанья» либо рассыпаются, либо нуждаются в «новой вере». Вероятно, чтобы идея некурения стала восприниматься как оправданная, нужно использовать некурение как базу для какой-то положительной деятельности.

3. Выделение курения из прочих видов проблемного поведения. Желание добиться прямого результата в борьбе с курением иногда приводит разработчиков программ к выделению именно этой проблемы из ряда других (т. е. курение порицается, но в то же время употребление алкоголя, разврат и т. п. признаются нормой). Например, в Австралии была создана антикурительная реклама, главным героем которой был парень по кличке «Вертолёт». Он пил пиво, устраивал скандалы в барах, создавал хаос и уходил, беспечно посвистывая, отказавшись от предлагаемой сигареты. Такой подход противоречит научным данным, согласно которым все виды наркотического поведения взаимосвязаны: подростки пьют, курят, здесь же появляются наркотики.

4. Демонизация табачной индустрии. Предполагается, что подростков мотивирует не курить то, что его обманывает корыстная табачная индустрия. Эта стратегия успешно использовалась в США (Калифорния, Флорида). Некурение – это нередко восстание против «нехороших взрослых».

Существует мнение, что если курильщик – проблемный подросток, то такая стратегия может превратиться во зло, т. к. такой подросток только и ищет повод, чтобы противопоставить себя обществу и существующим ценностям. По нашему мнению, идея неприкосновенности репутации табачного капитала продвигается, скорее всего, самими табачниками. Уж очень не хочется выглядеть монстром в глазах общества.

5. Снижение уровня табакокурения взрослых. Согласно этому подходу, сначала родители и члены семьи подростков должны сами прекратить курить. Исследованиями установлено, что курение родителей, братьев и сестёр повышает риск курения подростка. Поэтому антикурительные программы должны обязательно охватывать и родителей подростков, и учителей. «Бросание курить» среди курильщиков является поведением большинства. Где будет большинство, там будет и курильщик. Эта модель наиболее эффективна [32:44].