Санаторный этап реабилитации больных
В реабилитации больных, перенесших ИМ на втором (санаторном) этапе, первостепенная роль отводится лечебной гимнастике и другим формам ЛФК. Задачи на этом этапе: восстановление физической работоспособности больных; психологическая реадаптация больных; подготовка больных к самостоятельной жизни и производственной деятельности. Все мероприятия на санаторном этапе проводят дифференцированно в зависимости от состояния больного, особенностей клинического течения болезни, сопутствующих заболеваний и патологических синдромов. Эта программа является естественным продолжением госпитальной фазы реабилитации; в ней предусматривается постепенное увеличение тренирующих и бытовых нагрузок, начиная с 4-й ступени активности (последней госпитальной) до заключительной — 7-й. Основное содержание программ физической реабилитации на санаторном этапе (табл. 10) составляет лечебная гимнастика и тренировочная ходьба. Кроме этого, в зависимости от опыта работы санатория и условий сюда могут включаться плавание, ходьба на лыжах, дозированный бег, тренировка на тренажерах (велоэргометр, третбан), спортивные игры, гребля и др.
Лечебную гимнастику в санатории выполняют групповым методом. В занятия включают упражнения для всех мышечных групп и суставов в сочетании с ритмическим дыханием, упражнения на равновесие, внимание, координацию движений и расслабление. Сложность и интенсивность применяемых упражнений возрастает от ступени к ступени. Физическая нагрузка может быть повышена за счет включения упражнений с предметами (гимнастические палки, булавы, резиновые и набивные мячи, обручи, гантели и др.), упражнений на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка), использования циклических движений (различные виды ходьбы, бег трусцой) и элементов подвижных игр. После заключительного раздела занятий показаны элементы аутогенной тренировки, способствующие постепенному отдыху, успокоению и целенаправленному самовнушению.
На 5-й ступени активности больным назначают дозированную тренировочную ходьбу (до 1 км) с примерным темпом ходьбы 80—100 шагов/мин. Кроме дозированной по темпу и расстоянию тренировочной ходьбы, больным рекомендуется прогулочная ходьба (в 2—3 приема) общей продолжительностью до 2—2,5 ч. Пик ЧСС при нагрузках — 100 уд/мин, продолжительность пика — 3—5 мин 3—4 раза в день.
При удовлетворительной реакции на нагрузки 5-й ступени активности, отсутствии усиления явлений коронарной и сердечной недостаточности переходят на режим активности ступени 6.
Режим двигательной активности расширяется за счет интенсификации тренировочных и бытовых нагрузок, продолжительность занятий ЛГ увеличивается до 30—40 мин, ЧСС может достигать 110 уд/мин. Длительность каждого такого пика ЧСС и, следовательно, физической нагрузки тренирующего уровня должна составить 3—6 мин. Число подобных пиковых периодов нагрузки в течение дня должно достигать 4—6 при выполнении комплекса ЛГ, тренировочной ходьбы по ровному месту и при подъеме по лестнице.
Критерии перехода к ступени активности 7. Активность в пределах этой ступени доступна больным 1-го и 2-го классов тяжести. Больным 3-го класса тяжести она разрешается лишь в единичных случаях при адекватной реакции на все виды нагрузок предыдущей ступени активности и отсутствии усиления или появления коронарной и сердечной недостаточности, нарушений ритма сердца.
Программа 7-й ступени активности достаточно нагрузочная и относится к тренирующему режиму. На пике нагрузки ЧСС больных может достигать 120 уд/мин и более, число таких пиков до 4—6 в день. Бытовые нагрузки больных на этой ступени также значительны: ходьба в быстром темпе до 7— 10 км в день, подъем по лестнице — до 5-го этажа.
ЛФК на санаторном этапе — основной, но не единственный метод реабилитации. Определенную роль играют такие специфические курортные факторы, как бальнео-, физио- и климатотерапия, лечебный массаж.
- 1.2. Цели и задачи преподавания дисциплины.
- 1.3. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе.
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплин.
- 2.1. Форма контроля.
- 2.2. Критерии оценки качества знаний студентов.
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план
- 4.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных (30 часов), лабораторных (60 часа), самостоятельная работа (102 часов)
- Раздел 1. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
- Тема 1. Физическая реабилитация при атеросклерозе и ишемической болезни сердца.
- Лекция №1 Физическая реабилитация при атеросклерозе
- Физическая реабилитацияпри ишемической болезни сердца
- Определение толерантности к физической нагрузке (тфн) и функционального класса больного ибс
- Методика физической реабилитации больных ибс на санаторном этапе
- Лабораторная работа №1
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при инфаркте миокарда.
- Лекция №2 физическая реабилитация при инфаркте миокарда
- Санаторный этап реабилитации больных
- Диспансерно-поликлинический этап реабилитации больных
- Лабораторная работа №2
- Лабораторная работа №3
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при гипертонической болезни, гипотонической болезни и нейроциркулярной дистонии.
- Лекция №3 физическая реабилитация при гипертонической болезни (гб)
- Понятие о гипотонической болезни
- Понятие о нейроциркулярной дистонии (нцд)
- Лабораторная работа №4
- Лабораторная работа №5
- Самостоятельная работа
- Раздел 2. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях дыхательной системы.
- Тема 1. Физическая реабилитация при бронхиальной астме.
- Лекция №4 физическая реабилитация при бронхиальной астме
- Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации
- Средства физической реабилитации
- Лабораторная работа №6
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при эмфиземе легких.
- Лабораторная работа №7
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при бронхите и бронхоэктатической болезни.
- Лабораторная работа №8
- Самостоятельная работа
- Тема 4. Физическая реабилитация при пневмонии, плевритах, пневмосклерозе.
- Лекция №5 физическая реабилитация при пневмонии
- Физическая реабилитация при плевритах
- Физическая реабилитация при пневмосклерозе
- Лабораторная работа №9
- Лабораторная работа №10
- Самостоятельная работа
- IX семестр
- Раздел 3. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях органов пищеварения.
- Тема 1. Физическая реабилитация при гастритах, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
- Лекция №1
- Физическая реабилитация при гастритах
- Физическая реабилитация при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
- Лабораторная работа №1
- Лабораторная работа №2
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при дисфункциях кишечника и желчевыводящих путей, энтероколитах и опущениях органов брюшной полости.
- Лекция №2 Воспалительные заболевания
- Дискинезии кишечника
- Дискинезии желчевыводящих путей
- Физическая реабилитация при опущении органов брюшной полости
- Лабораторная работа №3
- Лабораторная работа №4
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при расстройствах обмена веществ.
- Лабораторная работа №5
- Самостоятельная работа
- Раздел 4. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях нервной системы.
- Тема 1. Физическая реабилитация при травматической болезни спинного мозга (тбсм).
- Лекция №3 Физическая реабилитация до 12 месяцев
- Принципы реабилитации в позднем периоде тбсм
- Методика физической реабилитации в позднем периоде тбсм
- Лабораторная работа №6
- Лабораторная работа №7
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника.
- Лекция №4 физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника
- Лабораторная работа №8
- Лабораторная работа №9
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы.
- Лекция №5
- Лабораторная работа №10
- Самостоятельная работа
- X семестр
- Раздел 5. Средства и методы физической реабилитации в период беременности, в родах и послеродовый период.
- Тема 1. Особенности физической реабилитации в период беременности.
- Лекция №1
- Гимнастика в период беременности.
- Особенности методик физических упражнений в трех группах беременных женщин (по Поплавскому а.К).
- Основные задачи занятий физическими упражнениями в I триместре:
- Лабораторная работа №1
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация в родах и послеродовый период.
- Лабораторная работа №2
- Самостоятельная работа
- Раздел 6. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях и повреждениях у детей и подростков.
- Тема 1. Особенности физической реабилитации детей с врожденными аномалиями развития (врожденный вывих бедра, врожденная мышечная кривошея, врожденная косолапость, пупочная грыжа).
- Лекция №2 Врожденный вывих бедра.
- Лабораторная работа №3
- Лабораторная работа №4
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей.
- Лекция №3
- Лабораторная работа №5
- Лабораторная работа №6
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания у детей.
- Лекция №4
- Частота дыхания у детей разного возраста и у взрослых в покое.
- Лабораторная работа №7
- Самостоятельная работа
- Тема 4. Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы.
- Лабораторная работа №8
- Самостоятельная работа
- Тема 5. Подвижные игры в системе реабилитации детей.
- Лекция №5
- Лабораторная работа №9
- Лабораторная работа №10
- Самостоятельная работа
- 5. Перечень примерных контрольных вопросов к зачетам и экзамену по всему курсу
- 6. Примерная тематика рефератов, контрольных и курсовых работ, выпускных квалификационных работ
- 8. Рекомендуемая литература Основная
- Дополнительная