logo
шпорки

5.Средства лечебной физической культуры.

Основные средства ЛФК — физические упражнения, использу­емые с лечебной целью, и естественные факторы природы. Физические упражнения.Для достижения оптимального эффекта от занятий физически­ми упражнениями необходимо учитывать следующие факторы: 1.индивидуальные особенности занимающихся (возраст, пол, состояние здоровья, физическое развитие, уровень физической подготовленности); 2.особенности физических упражнений (сложность, новизна, специализированные, техническая характеристика); 3. внешние условия: режим труда, учебы, быта, отдыха, конкрет­ные условия двигательной деятельности (метеорологические усло­вия, качество оборудования и инвентаря, гигиена мест занятий). Физические упражнения, применяемые в ЛФК, делятся на гимнастические, спортивно-прикладные и игры. Гимнастические упражнения оказывают действие не только на различные системы организма в целом, но и на отдельные груп­пы мышц, суставы, позволяя восстановить и развить некоторые двигательные качества — силу, быстроту, координацию и т.п. Гимнастические упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие) и специальные. По характеру упражнений можно выделить следующие их группы: дыхательные, корригирующие, на расслабление мышц, на растягивание мышц, упражнения в равновесии, рефлекторные, на координацию движений, ритмопластические, упражнения с использованием гимнастических предметов и снарядов. Спортивно-прикладные упражнения

Спортивно-прикладные упражнения — это ходьба, бег, лазанье и ползание, плавание и многое другое. Наиболее широко в практи­ке ЛФК используется ходьба — упражнение, восстанавливающее опороспособность и стереотип походки (при заболеваниях нерв­ной системы и повреждениях опорно-двигательного аппарата). Они улучшают подвижность суставов и укрепляют мышцы ниж­них конечностей, формируют компенсацию (при стойких нару­шениях рисунка ходьбы у больных с поражением ЦНС), стимули­руют вегетативные функции (гемодинамика, дыхание и обмен веществ), восстанавливающее адаптацию к нагрузкам различной интенсивности и др. Игры в лечебной физической культуре. Игровые упражнения подразделяются на четыре возрастающие по нагрузке группы: игры на месте, малоподвижные, подвижные и спортивные игры. Естественные природные факторы применяются в следующих видах: а) солнечное облучение в процессе ЛФК и солнечные ванны как метод закаливания; б) аэрация в процессе ЛФК и воздушные ванны как метод закаливания; в) частичные и общие обливания, обтирания и гигиенический душ, купание в пресных водоемах и море

27.Методика ЛФК при инсультах. Инсульт — это острое нарушение мозгового кровообращения различной локализации. Различают два вида инсультов: геморрагический и ишемический. Геморрагический инсульт обусловлен кровоизлиянием в мозг, возникает при гипертонической болезни, атеросклерозе сосудов головного мозга. Кровоизлияние сопровождается быстро развивающимися общемозговыми явлениями и симптомами очагового поражения мозга.. Симптомы очагового поражения нарастают постепенно. Нарушения мозгового кровообращения при геморрагическом или ишемическом инсульте вызывают парезы или параличи центральные на стороне, противоположной очагу поражения, нарушения чувствительности, рефлексов. З а д а ч и ЛФК: восстановить функцию движения; противодействовать образованию контрактур; содействовать-снижению повышенного тонуса мышц и уменьшению выраженности содружественных движений; способствовать общему оздоровлению и укреплению организма. ЛФК назначают со 2-5-го дня с начала заболевания после изчезновения явлений коматозного состояния. П р о т и в о п о к а з а н и е м служит тяжелое общее состояние с нарушением деятельности сердца и дыхания. I период — ранний восстановительный Этот период длится до 2-3 мес. (острый период инсульта). В начале заболевания развивается полный вялый паралич, который через 1-2 нед. постепенно сменяется спастическим и начинают формироваться контрактуры в сгибателях руки и разгибателях ноги. Процесс восстановления движений .начинается через несколько дней после инсульта и длится месяцы и годы. Движения в ноге восстанавливаются быстрее, чем в руке. II период — поздний восстановительный В течение этого периода больной находится на стационарном лечении. лечение положением в ИП лежа на спине и на здоровом боку. массаж и назначают лечебную гимнастику. В III периоде реабилитации — после выписки из стационара — ЛФК применяют постоянно для того, чтобы уменьшить спастическое состояние мышц, боли в суставах, способствовать улучшению функции движения, приспособиться к самообслуживанию, труду.

При вялых параличах руку подвешивают на косынке (во избежание растягивания связок и капсулы плечевого сустава, а также последующего головки плечевой кости), при спастических параличах – укладывают в специальную лонгету (рука разогнута в локте, большой палец отведен, остальные пальцы выпрямлены и зафиксированы специальным креплением). Садиться можно только в сторону парализованной конечности, в противном случае можно упасть. Стоять разрешается лишь при наличии ортопедической обуви или лонгеты на парализованной ноге, с надетой сверху любой обувью.

6.Профилактика нарушений осанки и плоскостопия. ОСАНКА - привычное положение тела человека в покое и при движении.

ПЛОСКОСТОПИЕ - это деформация стопы, в результате которой снижается ее свод. Нарушению осанки способствует длительное вынужденное сидение на одном месте, особенно если стул и стол не соответствуют росту и пропорциям тела ребенка. Поэтому следует регулярно проводить с детьми физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие их здоровье и опорно-двигательный аппарат. Нельзя допускать, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью их тела кровати, и притом всегда на одном и том же боку. Нельзя до 3 месяцев жизни держать ребенка в вертикальном положении, до 6 месяцев сажать, до 9 —10 месяцев надолго ставить на ножки. При обучении ходьбе не следует водить ребенка за ручку, так как при этом положение его тела становится несколько асимметричным Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокатах. Надо следить за тем, чтобы маленькие дети не стояли и не сидели на корточках продолжительное время на одном месте, не ходили на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносили тяжестей. Это особенно касается слабых, болезненных детей, а также детей с признаками рахита. Чтобы малыши, играя в песок, не просиживали подолгу на корточках, пе­сочные ящики делают со скамейками и столиками. Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой детей. Требовать от ребенка правильной посадки можно тогда, когда мебель соответствует его росту и пропорциям тела.