Проведение анестезии
Инфекция ВДП
Дети часто поступают на операцию с симптомами острой вирусной инфекции верхних дыхательных путей — ринитом, кашлем, лихорадкой, болью в горле. Следует попытаться отдифференцировать вирусный ринит от аллергического или вазомоторного.
Сопутствующая или перенесенная за 2-4 недели до анестезии и интубации трахеи вирусная инфекция верхних дыхательных путей сопряжена с высоким риском периоперационных легочных осложнений (например, обусловленное бронхоспазмом или отеком слизистой свистящее дыхание, гипоксемия, ателектаз, ларингоспазм).
Риск осложнений особенно высок при сильном кашле и высокой лихорадке, а также при гиперреактивности дыхательных путей в семейном анамнезе. Решение о том, проводить операцию или отложить ее, зависит от ряда факторов, в том числе от наличия других сопутствующих заболеваний, тяжести инфекции верхних дыхательных путей, степени экстренности операции.
Если операцию отложить нельзя, следует включить в премедикацию холиноблокатор, по возможности ограничиться масочной вентиляцией, увлажнять вдыхаемую дыхательную смесь, а также предписать более длительное пребывание в палате пробуждения.
Премедикация
Существует множество рекомендаций относительно премедикацйи у детей.
Премедикацию часто не назначают новорожденным, детям младшего возраста, подросткам перед амбулаторными вмешательствами.
Возможным исключением являются новорожденные и дети младшего возраста с врожденными пороками сердца, у которых морфина сульфат (0,1 мг/кг в/м) предотвращает плач и сопряженные с ним увеличение потребления кислорода, легочную гипертензию и цианотические кризы.
Многие анестезиологи всем детям перед операцией назначают холиноблокаторы (например, атропин 0,01-0,02 мг/кг), чтобы снизить риск брадикардии во время индукции анестезии, а также предотвратить чрезмерное накопление секрета в дыхательных путях, которое может быть опасным для жизни вследствие малого диаметра дыхательных путей и эндотрахеальной трубки. Особенно много секрета скапливается при сопутствующей инфекции верхних дыхательных путей, а также при использовании кетамина.
Эффективно интраназальное применение кетамина, мидазолама, суфентанила.
Мидазолам в дозе 0,5 мг/кг ректально тоже предотвращает беспокойство, обусловленное разлучением с родителями, и облегчает катетеризацию вен, но иногда значительно замедляет пробуждение после операции.
Как и у взрослых, лучшей премедикацией является беседа анестезиолога с пациентом.
Индукция анестезии
Индукцию анестезии у детей проводят либо через в/в катетер, либо с помощью ингаляционных анестетиков.
Внутримышечная индукция анестезии (например, кетамин, 5-10 мг/кг) показана лишь в отдельных случаях — например, у сопротивляющихся возбужденных детей.
В/в индукцию предпочтительнее проводить у детей, поступающих в операционную с установленным в/в катетером или же достаточно контактных, спокойно переносящих пункцию и катетеризацию вены.
Применяют ту же схему, что и у взрослых: быстро действующий барбитурат в сочетании с недеполяризующим миорелаксантом (например, рокуроний, атракурий, мивакурий, векуроний).
Вместо тиопентала можно использовать пропофол (1,5-2,5 мг/кг), который сильнее подавляет гипертензивную реакцию на интубацию трахеи, позволяет быстрее пробудить больного после операции, а также снижает частоту послеоперационной тошноты и рвоты.
Преимущества в/в индукции анестезии:
Большинство анестезиологов хорошо владеют этой методикой;
Имеется сосудистый доступ, что позволяет в различных экстренных случаях вводить необходимые препараты в/в;
Быстрота индукции очень ценна при повышенном риске аспирации.
Большинство детей поступают в операционную без установленного в/в катетера, и они, как правило, испытывают страх перед уколом иглой.
Предварительное наложение на место венепункции крема ЭМЛА значительно уменьшает стресс для ребенка, родителей и анестезиолога. Крем ЕМЛА следует нанести на кожу не позже чем за 1 ч до венепункции.
Ингаляционная индукция
Современные мощные ингаляционные анестетики позволяют выключить сознание ребенка в течение нескольких минут. Этого легче добиться у детей, поступивших в операционную под воздействием седативных препаратов; их сознание угнетено настолько, что они не понимают происходящего (незаметная индукция анестезии).
Чтобы не испугать ребенка черной лицевой маской, можно держать ее не касаясь лица, либо использовать прозрачную маску, либо капнуть на ее внутреннюю поверхность каплю пищевого ароматизатора (например, апельсинового масла), либо позволить ребенку сидеть на ранних стадиях индукции анестезии.
Вначале ребенку дают дышать не имеющей запаха смесью закиси азота (70%) с кислородом (30%). Затем к дыхательной смеси добавляют галотан или другой ингаляционный анестетик — постепенно, повышая концентрацию на 0,5% через каждые 3-5 вдохов.
Десфлюран и изофлюран имеют более резкий и неприятный запах, чем галотан и севофлюран, поэтому их применение для индукции сопряжено с более высокой частотой кашля, задержки дыхания и ларингоспазма. После выключения сознания аннестезист катетеризирует вену и затем вводит миорелаксант.
Можно интубировать трахею и без введения миорелаксантов, значительно углубив анестезию постепенным увеличением концентрации ингаляционного анестетика (фторотан, севофлюран).
Отсутствие сосудистого доступа, столь необходимого в случае развития тяжелой депрессии кровообращения или ларингоспазма, является очень серьезным недостатком этой методики.
Если до установки в/в катетера возникает ларингоспазм, то следует ввести сукцинилхолин в/м (4-6 мг/кг, но не более 150 мг), если развивается брадикардия — то атропин в/м (0,02 мг/кг, но не более 0,4 мг).
При любой модификации ингаляционной индукции перед интубацией следует прекратить подачу закиси азота, с тем чтобы заполнить легкие кислородом и обеспечить адекватное SpO2 на период апноэ.
Масочная вентиляция перед интубацией иногда приводит к попаданию воздуха в желудок, что может препятствовать экскурсии легких. В этом случае следует очень аккуратно, не травмируя слизистые, установить назогастральный зонд
Поддержание анестезии
Для поддержания анестезии у детей применяют те же анестетики, что и у взрослых. Хотя у детей МАК выше, чем у взрослых, новорожденные очень чувствительны к кардиодепрессивному действию ингалдяционных анестетиков. В ходе операции обычно используют недеполяризующие миорелаксанты
Пробуждение и восстановление сознания
Наиболее распространенными послеоперационными осложнениями у детей являются ларингоспазм и постинтубационный круп.
Послеоперационную боль у детей следует лечить так же интенсивно, как и у взрослых.
- «Ярославская государственная медицинская академия
- Содержание учебно-методического комплекса
- Министерство здравоохранения Российской Федерации
- Оглавление
- Введение
- Пояснительная записка.
- Непрерывное последипломное профессиональное образование по специальности «анестезиология-реаниматология»
- Консультирование
- Повышение_квалификации и_подготовка кадров
- Врач анестезиолог-реаниматолог Первая квалификационная категория
- Социальная гигиена и организация здравоохранения
- По специальности
- Консультирование
- Повышение квалификации и подготовка кадров
- Врач анестезиолог-реаниматолог Вторая квалификационная категория
- Социальная гигиена и организация здравоохранения
- По специальности
- Перечень практических навыков по специальности анестезиология-реаниматология
- Методические рекомендации по преподаванию специальности анестезиология-реаниматология
- 2. Сроки освоения программ послевузовской профессиональной подготовки.
- Пластическая хирургия
- Практические навыки
- Эволюционный формуляр
- Учебная программа
- Фармакология
- Анатомия
- Биохимия
- Математика
- Классификация, рестриктивные нейрологические
- Сердечно-сосудистая система
- Премедикация
- Микроклимат операционной
- Обеспечение проходимости дыхательных путей
- Приобретенные пороки сердца и гипертрофическая кардиомиопатия
- Оценка функции почек
- Реанимация и интенсивная терапия
- Принципы лечения кровотечения в послеоперационном периоде.
- Государственного стандарта послевузовской
- Профессиональной подготовки специалистов с
- Высшим медицинским образованием
- 2. Предшествующим уровнем образования для послевузовской
- 3. Общие требования к стандартам послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.
- 4. Требования к обязательному минимуму содержания стандартов послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.***
- 9. Требования к уровню профессиональной подготовленности
- 10.Требования к государственной итоговой аттестации.
- 1. Общие положения.
- 2. Структура, состав и содержание умк.
- 3. Порядок рассмотрения и утверждения умк.
- Положение
- Текущий и рубежный контроль учебных достижений
- Промежуточная аттестация
- Положение о клинической ординатуре в ярославской государственной медицинской академии Ярославль – 2008
- I. Общая часть
- II. Организация обучения в ординатуре
- III. Права и обязанности врачей ординаторов
- IV. Целевая клиническая ординатура
- Учебный план послевузовской профессиональной подготовки специалистов в клинической ординатуре по специальности "Анестезиология и реаниматология"
- Учебно-тематический план послевузовской профессиональной подготовки в клинической ординатуре по специальности "Анестезиология и реаниматология
- Учебный план послевузовской профессиональной трехлетней подготовки специалистов в клинической ординатуре (первичная специализация) по специальности "Анестезиология и реаниматология"
- Ярославская государственная медицинская академия
- Учебно-методическая карта дисциплины
- Модульная карта дисциплины
- Модуль № 1 «Анестезиология и реаниматология в абдоминальной хирургии»
- Модуль № 2 «Анестезиология и реаниматология в сосудистой и пластической хирургии»
- Модуль № 3 «Анестезиология и реаниматология в акушерстве и гинекологии»
- Модуль № 4 «Анестезиология и реаниматология в торакальной и кардиохирургии»
- Модуль № 5 «Анестезиология и реаниматология в травматологии и ортопедии»
- Модуль № 6 «Анестезиология и реаниматология в педиатрии и неонатологии»
- Модуль № 7 «Анестезиология и реаниматология в хирургии головы и шеи»
- Модуль № 8 «Анестезиология и реаниматология в эндоскопической хирургии и урологии»
- Модуль № 9 «Интенсивная терапия критических состояний (общая реаниматология)»
- Модуль № 10 «Анестезиология и реаниматология в условиях центральной районной больницы (практика)»
- А. Предаттестационные баллы
- Б. Аттестационные баллы
- В. Дополнительные баллы
- Положение об итоговой аттестации клинических ординаторов.
- Кафедра анестезиологии и реаниматологии с курсом фпдо
- Фамилия Имя Отчество _____________________________________
- Задано вопросов ________ Всего утверждений ________Дано ответов _______
- % Правильных _____________ % эффективности __________ % результ. _________
- Экзамен по практическим навыкам
- Устное собеседование
- Список литературы для клинических ординаторов и врачей
- Периодические издания
- Учебные пособия
- Федерального агентства по здравоохранению
- Введение
- Анатомо-физиологические особенности организма ребенка с точки зрения анестезиолога
- Сосудистый доступ
- Особенности инфузионной терапии
- Новорожденные:
- Обеспечение проходимости дыхательных путей и интраоперационная ивл
- Внутренний диаметр (мм)
- Клиническая фармакология
- Проведение анестезии
- Ларингоспазм
- Постинтубационный круп
- Профилактика гипотермии
- Анестезия при отдельных заболеваниях
- Послеоперационное обезболивание
- Список литературы
- Федерального агентства по здравоохранению
- Ярославль, 2006
- Оглавление
- Введение
- Виды нарушений при оказании медицинской помощи.
- 2. Основы законодательства Российской Федерации в здравоохранении.
- Основы законодательства Российской Федерации при оказании анестезиологической и реаниматологической помощи населению
- Гражданская ответственность за профессиональные правонарушения
- Возмещение морального вреда
- Практика привлечения к ответственности
- Правонарушения
- 6. Приложения Приложение 1 Заявление об информированном согласии на операцию в условиях общей анестезии
- Я, пациент (законный представитель),_____________
- Обоснование медицинского вмешательства без согласия нациента
- Подписи членов консилиума или дежурного (лечащего) врача __________________________________________________________
- Приложение 3 Заявление об информированном отказе от операции и анестезии
- Я, пациент (законный представитель),_________________
- Отказывается от __________________________________________
- Зам. Главного врача _________________________________
- 7. Список законодательных и нормативно-правовых актов, использованных в учебном пособии
- 8. Список литературы
- Федерального агентства по здравоохранению
- «Ярославская государственная
- Оглавление
- Введение
- Диагностика
- Алгоритм реанимационных мероприятий
- В: искусственная вентиляция легких
- Особые ситуации
- 2. Гипотермия
- Электромеханическая диссоциация
- Осложнения слр
- Показания для прекращения реанимации
- Приложение:
- Сердечно-легочная реанимация специализированной бригадой
- (Стандарт действий)
- Военно-медицинская академия Санкт-Петербург
- «Ярославская государственная
- Оглавление
- Введение
- Принципы классификации отравлений
- Общая характеристика токсического действия ядов на организм
- Клинические синдромы острых отравлений
- 2. Токсическое поражение сердечно-сосудистой системы.
- 3. Токсическое поражение дыхательной системы.
- Общие принципы диагностики острых отравлений
- Формулировка диагноза острых отравлений
- Детоксикация организма при острых отравлениях
- 1. Сорбционные:
- 2. Диализные и фильтрационные:
- 3. Аферетические:
- 4. Физио и химиогемотерапия при сочетанном применении.
- 1. Магнитная гемотерапия.
- 3. Лазерная гемотерапия
- Список литературы
- Федерального агентства по здравоохранению
- Оглавление
- Введение Актуальность проблемы
- Определения основных понятий
- Предоперационная оценка, подготовка и анестезия у больного с травмой Оценка состояния пациента
- Защита дыхательных путей
- Мониторинг пациентов с травмами
- Инфузионная терапия
- Премедикация, индукция и поддержание анестезии
- Алгоритм работы анестезиолога-реаниматолога при поступлении больного с травмой
- Анестезия при операциях на стопе и кисти
- Анестезия при травматических повреждениях костей таза
- Анестезия при травмах органов живота
- Анестезия при травме позвоночника и спинного мозга
- Анестезия при ожоговой травме
- Анестезия при тотальном эндопротезировании тазобедренного сустава
- Анестезия при операциях по поводу переломов проксимального конца бедренной кости
- Анестезия при тотальном эндопротезировании коленного сустава
- Анестезия при артроскопических операциях
- Федерального агентства по здравоохранению
- Оглавление
- 1. Введение
- 1.1. Актуальность проблемы
- 1.2. Определения основных понятий
- 1.3. Последствия нутритивной (белково-энергетической) недостаточности
- 1.4. Цели, принципы и результаты нутритивной поддержки
- Основные принципы проведения нутритивной поддержки
- 1.6. Показания к нутритивной поддержке
- 2. Оценка нутритивного статуса
- 2.1. Определения степени и выраженности белково-энергетической недостаточности
- 2.2. Определение энергопотребности
- Дыхательный коэффициент (rq)
- 2.3. Определение потребности в основных нутриентах
- 2.4. Определение потребности в питательных веществах Потребность в белках
- Потребность в углеводах
- Потребность в жирах
- Потребности в основных микронутриентах
- 3. Парентеральное питание
- 3.1. Показания к проведению парентерального питания
- 3.2. Противопоказания к проведению парентерального питания
- 3.3. Классификация компонентов парентерального питания
- I Донаторы пластического материала
- II Донаторы энергии:
- Рекомендуемые дозировки углеводов
- Три поколения жировых эмульсий
- Рекомендуемые дозировки липидов
- Растворы кристаллических аминокислот
- Общие рекомендации по дозировке аминокислот
- 3.6. Правила проведения парентерального питания
- Двух и трехкомпонентные мешки (методика «Все в одном»)
- 3.8. Осложнения парентерального питания
- 4. Энтеральное питание
- 4.1. Эффекты сбалансированного энтерального питания
- 4.2. Абсолютные противопоказания
- 4.3. Точки приложения энтеральной поддержки
- (Назодуоденального) зонда и уход за ним.
- Пути осуществления доступа для энтерального питания
- 4.4. Характеристика сред для энтерального питания
- Стандарт качества современной энтеральной смеси:
- Классификация современных энтеральных смесей
- Варианты энтерального питания:
- 4.6. Пероральное энтеральное питание
- Правила приема гиперкалорических энтеральных диет:
- Показания к применению пероральных диет в хирургии
- Основные эффекты гиперкалорической пероральной нутритивной терапии
- 4.7. Зондовое энтеральное питание
- 4.8. Осложнения энтерального питания и их профилактика
- 1.Механические
- 2. Желудочно- кишечные (неаспирационные)
- 4.9. Синдром кишечной недостаточности при критических состояниях и принципы его коррекции
- 5. Система стандартных лечебных диет
- Система стандартных диет
- Характеристика и состав стандартных диет
- 6. Специализированные продукты питания
- 7. Оценка эффективности нутритивной поддержки
- 9. Алгоритм нутритивной поддержки
- 1 Этап - стартовая терапия:
- Нутритивной поддержки
- Шаг 5. Нутритивная поддержка не проводится в следующих случаях:
- 10. Фармакоэкономическое
- 11. Список литературы
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- "Клинические случаи в анестеЗиологии"
- Рид а.П., Каплан Дж.А.
- Перевод с английского –м. Медицина, 1995 г.
- Ситуационные задачи.
- Тестовые задания порубежного контроля
- 1. Социальная гигиена является наукой, изучающей
- Раздел 12
- Раздел 13
- Раздел 14
- Раздел 16
- Раздел 20
- Раздел 24
- Раздел 12 АнестезиЯ, реанимациЯ и интенсивнаЯ терапиЯ в нейрохирургии и патологии нервной системы
- Раздел 13 АнестезиЯ и интенсивнаЯ терапиЯ при заболеваниЯх эндокринной системы
- Раздел 14
- АнестезиЯ и интенсивнаЯ терапиЯ
- При операциЯх у больных
- С сопутствующими заболеваниЯми
- Раздел 16 АнестезиЯ, интенсивнаЯ терапиЯ и реанимациЯ в акушерстве и гинекологии
- Раздел 20 РеанимациЯ и интенсивнаЯ терапиЯ у детей
- Раздел 24 Основы радиационной медицины
- Образцы тестовых вопросов прИведены
- Вопросы к контрольно – семинарским занятиям «Анестезия в плановой абдоминальной хирургии»
- «Анестезия в экстренной абдоминальной хирургии»
- «Наркозно – дыхательная аппаратура»
- Особенности анестезии при сопутствующем сахарном диабете
- «Анестезия при эндоскопических операциях. Амбулаторная анестезия. Анестезия в стоматологии и оториноларингологии»
- «Ит в послеоперационном периоде»
- «Искусственная вентиляция легких в реаниматологии»
- «Острые отравления и методы детоксикации»
- «Осложнения катетеризации центральных вен.»
- «Плановая анестезиология»
- «Экстренная анестезиология»
- «Методы реаниматологии».
- «Интенсивная терапия»