logo
Posob_po_samostoyat_rabote

Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.

Прививочный календарь. Организация работы прививочного кабинета. Деловая игра «Организация противоэпидемических мероприятий в ДДУ».

Самостоятельная работа. Работа студентов на участке (активные и первичные вызовы на дом, работа на приеме участкового врача и специалистов узкого профиля, прививочный кабинет - по индивидуальному графику). Документация прививочного кабинета, движение карт в прививочной картотеке.

Цель занятия:

Изучить тактику и методы профилактики инфекционных заболеваний в условиях первичного звена и методы противоэпидемической работы.

Студент должен:

знать:

понимать:

уметь:

МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

Содержание:

Организация работы по проведению прививок базируется на:

1) полном и достоверном учете всех детей, проживающих на данной территории;

2) наличии медицинской документации на каждого ребенка (история развития ребенка — форма 112/у, карта профилактических прививок - форма 63/у, медицинская карта ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение или школу, - форма 26/у);

3) планировании профилактических прививок всем детям, подлежащим вакцинации, с учетом календаря профилактических прививок и существующих противопоказаний;

4) обеспечении лечебно-профилактических учреждений качественными вакцинными препаратами при соблюдении правил их транпортировки и хранения;

5) строгом учете детей, получивших прививки, а также не привитых в календарные сроки;

6) отчетности (месячной, квартальной, годовой).

Ответственным за организацию и проведение профилактической работы является руководитель учреждения (главный врач детской поликлиники, ЦРБ).

В обязанности участкового врача по осуществлению иммунопрофилактики входит:

1) осмотр ребенка перед каждой прививкой и дача разрешения на ее проведение. Перед проведением прививок необходимо тщательно осмотреть ребенка и провести термометрию. После введения вакцины необходимо обеспечить наблюдение за ребенком в течение 30-60 минут с последующим контролем его состояния в первые двое суток.

2) выявление и постановка на диспансерный учет (форма 030/у) детей с отягощенным анамнезом, определение группы риска по проведению иммунизации;

3) составление и реализация плана обследования и оздоровления детей из группы риска перед прививками;

4) составление совместно с врачом кабинета иммунопрофилактики индивидуального календаря прививок;

5) отбор детей для коллегиального решения вопросов иммунопрофилактики на заседании иммунологической комиссии;

6) регистрация в ЦГСЭН возникших необычных поствакцинальных реакций и осложнений, наблюдение и лечение за такими детьми на дому, госпитализация по показаниям.

Участковый врач совместно с участковой медсестрой проводит перепись детского населения на участке, составляет месячные и годовые планы вакцинации, отчеты о проделанных прививках, контролирует технику выполнения прививок медсестрой прививочного кабинета, учитывает и анализирует необычные реакции на прививки, определяет противопоказания или временные отводы.

Формирование прививочной картотеки предусматривает размещение прививочных карт по трем группам:

1) для педиатрических участков.

2) для ДДУ.

3) для школ.

Первая группа включает карты неорганизованных детей, а также детей, посещающих ДДУ, не расположенные на территории деятельности поликлиники. Вторая и третья группа карт раскладываются внутри картотеки по каждому детскому учреждению отдельно. Во всех трех группах картотеки карты раскладываются по месяцам календарного года в соответствии с предстоящими сроками вакцинации. На очередной планируемый месяц форма 063/у раскладывается по видам прививок. В конце массива выкладывают карты детей, не подлежащих прививкам в календарном году, а также имеющих постоянные и длительные противопоказания.

План профилактических прививок на очередной месяц формируется из прививочных карт детей:

а) подлежащих очередной иммунизации в соответствии с календарными сроками;

б) не привитых ранее в связи с медицинскими противопоказаниями или временным выбытием.

В прививочном кабинете рекомендуется вести следующую документацию:

  1. журнал учета детей по годам рождения;

  2. «Сетку количественного учета детей», проживающих на территории обслуживания прививочного кабинета;

  3. форму 063/у на детей, посещающих дошкольные учреждения и школы, которую составляют в 2 экземплярах (один хранится в детском учреждении, второй — в прививочном кабинете);

  4. месячный план профилактических прививок;

  5. журнал медицинских отводов от профилактических прививок;

  6. журнал учета временно выбывших детей;

  7. журнал анализа выполнения плана профилактических прививок;

  8. журнал учета прихода и расхода вакцин.

В каждом прививочном кабинете должны быть:

1) инструкции по применению вакцин;

2) инструктивно-методические рекомендации;

3) холодильник, специально предназначенный для хранения вакцин (в детских учреждениях вакцины не должны длительно храниться, а их количество должно соответствовать числу запланированных прививок);

4) тонометр;

5) термометр;

6) одноразовые шприцы;

7) электроотсос;

8) средства противошоковой терапии (адреналин, норадреналин, глюкокортикоиды, антигистаминные средства, сердечные гликозиды);

9) нашатырный спирт

10) этиловый спирт;

11) смесь эфира со спиртом или ацетон.

Перед введением вакцины необходимо тщательно проверить качество вакцинного препарата, его маркировку, целостность упаковки (ампулы, флакона).

Рекомендуемыми местами введения вакцины являются переднебоковая область верхней части бедра и дельтовидная мышца.

Не подлежат использованию вакцины:

Приложение № 1

к приказу Минздравсоцразвития России

от 31 января 2011 г. № 51н