Национальный календарь профилактических прививок
Категории и возраст граждан, подлежащих профилактическим прививкам | Наименование прививки | Порядок проведения профилактических прививок |
Новорожденные в первые 24 часа жизни | Первая вакцинация против вирусного гепатита В | Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин новорожденным, в том числе из групп риска: родившиеся от матерей - носителей HBsAg; больных вирусным гепатитом B или перенесших вирусный гепатит B в третьем триместре беременности; не имеющих результатов обследования на маркеры гепатита B; наркозависимых, в семьях, в которых есть носитель HBsAg или больной острым вирусным гепатитом B и хроническими вирусными гепатитами (далее - группы риска). |
Новорожденные на 3 - 7 день жизни | Вакцинация против туберкулеза | Проводится новорожденным вакцинами для профилактики туберкулеза (для щадящей первичной иммунизации) в соответствии с инструкциями по их применению. В субъектах РФ с показателями заболеваемости, превышающими 80 на 100 тыс. населения, а также при наличии в окружении новорожденного больных туберкулезом - вакциной для профилактики туберкулеза |
Дети в 1 месяц | Вторая вакцинация против вирусного гепатита В | Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям данной возрастной группы, в т.ч. из групп риска |
Дети в 2 месяца | Третья вакцинация против вирусного гепатита В | Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям из групп риска |
Дети в 3 месяца | Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка | Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям данной возрастной группы |
Первая вакцинация против гемофильной инфекции | Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям, относящимся к группам риска:
Примечание. Курс вакцинации против гемофильной инфекции для детей в возрасте от 3 до 6 месяцев состоит из 3 инъекций по 0,5 мл с интервалом 1-1,5 месяца. Для детей, не получивших первую вакцинацию в 3 месяца иммунизация проводится по следующей схеме:
| |
Первая вакцинация против полиомиелита | Проводится вакцинами для профилактики полиомиелита (инактивированными) в соответствии с инструкциями по их применению | |
Дети в 4,5 месяцев | Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка | Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям данной возрастной группы, получившим первую вакцинацию в 3 месяца |
Вторая вакцинация против гемофильной инфекции | Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям данной возрастной группы, получившим первую вакцинацию в 3 месяца | |
Вторая вакцинация против полиомиелита | Проводится вакцинами для профилактики полиомиелита (инактивированными) в соответствии с инструкциями по их применению | |
Дети в 6 месяцев | Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка | Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям данной возрастной группы, получившим первую и вторую вакцинацию в 3 и 4,5 месяца соответственно |
Третья вакцинация против вирусного гепатита В | Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям данной возрастной группы, не относящимся к группам риска, получившим первую и вторую вакцинацию в 0 и 1 месяц соответственно | |
Третья вакцинация против гемофильной инфекции | Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям, получившим первую и вторую вакцинацию в 3 и 4,5 месяца соответственно | |
Третья вакцинация против полиомиелита | Проводится детям данной возрастной группы вакцинами для профилактики полиомиелита (живыми) в соответствии с инструкциями по их применению. Дети, находящиеся в закрытых детских дошкольных учреждениях (дома ребенка, детские дома, специализированные интернаты (для детей с психоневрологическими заболеваниями и др.), противотуберкулезные санитарно-оздоровительные учреждения), по показаниям вакцинируются трехкратно вакцинами для профилактики полиомиелита (инактивированными). | |
Дети в 12 месяцев | Вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита | Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям данной возрастной группы |
Четвертая вакцинация против вирусного гепатита В | Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям из групп риска | |
Дети в 18 месяцев | Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка | Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям данной возрастной группы |
Первая ревакцинация против полиомиелита | Проводится детям данной возрастной группы вакцинами для профилактики полиомиелита (живыми) в соответствии с инструкциями по их применению. | |
Ревакцинация против гемофильной инфекции | Ревакцинация проводят однократно детям, привитым на первом году жизни в соответствии с инструкциями по применению вакцин. | |
Дети в 20 месяцев | Вторая ревакцинация против полиомиелита | Проводится детям данной возрастной группы вакцинами для профилактики полиомиелита (живыми) в соответствии с инструкциями по их применению. |
Дети в 6 лет | Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита | Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям данной возрастной группы, получившим вакцинацию против кори, краснухи, эпидемического паротита |
Дети в 6 - 7 лет | Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка | Проводится в соответствии с инструкциями по применению анатоксинов с уменьшенным содержанием антигенов детям данной возрастной группы |
Дети в 7 лет | Ревакцинация против туберкулеза | Проводится не инфицированным микобактериями туберкулеза туберкулиноотрицательным детям данной возрастной группы вакцинами для профилактики туберкулеза в соответствии с инструкциями по их применению |
Дети в 14 лет | Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка | Проводится в соответствии с инструкциями по применению анатоксинов с уменьшенным содержанием антигенов детям данной возрастной группы |
Третья ревакцинация против полиомиелита | Проводится детям данной возрастной группы вакцинами для профилактики полиомиелита (живыми) в соответствии с инструкциями по их применению. | |
Ревакцинация против туберкулеза | Проводится не инфицированным микобактериями туберкулеза туберкулиноотрицательным детям данной возрастной группы вакцинами для профилактики туберкулеза в соответствии с инструкциями по их применению. В субъектах РФ с показателями заболеваемости туберкулезом, не превышающими 40 на 100 тыс. населения, ревакцинация против туберкулеза в 14 лет проводится туберкулиноотрицательным детям, не получившим прививку в 7 лет. | |
Взрослые от 18 лет | Ревакцинация против дифтерии, столбняка | Проводится в соответствии с инструкциями по применению анатоксинов с уменьшенным содержанием антигенов взрослым от 18 лет каждые 10 лет с момента последней ревакцинации |
Дети от 1 года до 18 лет, взрослые от 18 до 55 лет, не привитые ранее | Вакцинация против вирусного гепатита В | Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям и взрослым данных возрастных групп по схеме 0-1-6 (1 доза - в момент начала вакцинации, 2 доза - через месяц после 1 прививки, 3 доза - через 6 месяцев от начала иммунизации). |
Дети от 1 года до 18 лет, девушки от 18 до 25 лет | Иммунизация против краснухи | Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям от 1 года до 18 лет не болевшим, не привитым, привитым однократно против краснухи и девушкам от 18 до 25 лет, не болевшим, не привитым ранее. |
Дети с 6 мес., учащиеся 1-11 классов; студенты высших и средних профессиональных учебных заведений | Вакцинация против гриппа | Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин ежегодно данным категориям детей и подростков, а также взрослым, работающим по отдельным профессиям (работникам медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы и др.) и взрослым старше 60 лет |
Дети в возрасте 15-17 лет включительно и взрослые в возрасте до 35 лет | Иммунизация против кори | Иммунизация против кори детям в возрасте 15-17 лет включительно и взрослым в возрасте до 35 лет, не привитым ранее, не имеющим сведений о прививках против кори и не болевшим корью ранее проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин двукратно с интервалом не менее 3-х месяцев между прививками. Лица, привитые ранее однократно, подлежат проведению однократной иммунизации с интервалом не менее 3-х месяцев между прививками |
Примечания:
1. Иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок проводится медицинскими иммунобиологическими препаратами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно инструкциям по применению.
2. При нарушении сроков иммунизации, ее проводят по предусмотренным национальным календарем профилактических прививок схемам, и в соответствии с инструкциями по применению препаратов. Допускается введение вакцин (кроме вакцин для профилактики туберкулеза), применяемых в рамках национального календаря профилактических прививок, в один день разными шприцами в разные участки тела.
3. Иммунизация детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, осуществляется в рамках национального календаря профилактических прививок в соответствии с инструкциями по применению вакцин и анатоксинов. При иммунизации таких детей учитываются: ВИЧ-статус ребенка, вид вакцины, показатели иммунного статуса, возраст ребенка, сопутствующие заболевания.
4. Иммунизация детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями и получавших трехэтапную химиопрофилактику передачи ВИЧ от матери ребенку (во время беременности, родов и в периоде новорожденности), проводится в родильном доме вакцинами для профилактики туберкулеза (для щадящей первичной иммунизации). У детей с ВИЧ-инфекцией, а также при обнаружении у детей нуклеиновых кислот ВИЧ молекулярными методами, вакцинация против туберкулеза не проводится.
5. Детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, иммунизация против полиомиелита проводится инактивированной вакциной независимо от их ВИЧ-статуса.
6. Иммунизация живыми вакцинами в рамках национального календаря профилактических прививок (за исключением вакцин для профилактики туберкулеза) проводится ВИЧ-инфицированным детям с 1-й и 2-й иммунными категориями (отсутствие или умеренный иммунодефицит).
7. При исключении диагноза «ВИЧ-инфекция» детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, проводят иммунизацию живыми вакцинами без предварительного иммунологического обследования.
8. Анатоксины, убитые и рекомбинантные вакцины в рамках национального календаря профилактических прививок вводят всем детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями. ВИЧ-инфицированным детям указанные препараты вводятся при отсутствии выраженного и тяжелого иммунодефицита.
9. При проведении иммунизации против гепатита В детей первого года жизни, против гриппа детей с 6 месячного возраста и учащихся 1-11 классов школ используются вакцины без ртутьсодержащих консервантов.
Календарь учета прививок
Вид и тип прививки
| Плановый возраст прививки
| Доза и метод введения
| Дата прививки
| Серия вакцины
| Реакция на прививку
| ||
Против полиомиелита (ИПВ, ОПВ)
| 1 V, ИПВ 2 V, ИПВ 3 V, ОПВ 1 RV 2 RV 3 RV
| 3 мес. 4,5 мес. 6 мес. 18 мес. 20 мес. 14 лет
| 0.5 мл в/м 0.5 мл в/м 4 кап.п/о 4 кап.п/о 4 кап.п/о 4 кап.п/о
|
|
|
| |
Против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС в/м; АДС-М в/м или п/к)
| 1 V, АКДС 2 V, АКДС 3 V, АКДС 1 RV, АКДС 2 RV АДС-М 3 RV АДС-М | 3 мес. 4,5 мес. 6 мес. 18 мес. 6-7 лет 14 лет | 0.5 мл в/м 0.5 мл в/м 0.5 мл в/м 0.5 мл в/м 0.5 мл в/м 0.5 мл в/м |
|
|
| |
Против кори
| 1 V 1 RV
| 12 мес. 6 лет
| 0.5 мл п/к 0.5 мл п/к
|
|
|
| |
Против паротита
| 1 V 1 RV
| 12 мес. 6 лет
| 0.5 мл п/к 0.5 мл п/к
|
|
|
| |
Против краснухи (в/м или п/к)
| 1 V 1 RV | 12 мес. 6 лет | 0.5 мл в/м 0.5 мл в/м |
|
|
| |
Против гепатита"В"
| 1 V 2 V 3 V 4 V
| 0 мес. 1 мес. 6 мес.
| 0 мес. 1 мес. 2 мес. 12 мес.
| 10 мкг в/м 10 мкг в/м 10 мкг в/м 10 мкг в/м
|
|
|
|
Против туберкулёза (БЦЖ / БЦЖ-М)
| 1 V RV RV
| 3-7 дней 7 лет 14 лет
| 0.05 мг в/к 0.05 мг в/к 0.05 мг в/к
|
|
|
| |
Против гемофильной инфекции (в/м или п/к) | 1 V 2 V 3 V RV | 3 мес. 4,5 мес. 6 мес. 18 мес. | 0,5 мл в/м 0,5 мл в/м 0,5 мл в/м 0,5 мл в/м |
|
|
|
Поствакцинальные реакции, как правило, не требуют коррекции, но о них следует помнить в тех случаях, когда прививки проводят детям групп риска и когда в поствакцинальном периоде возникает интеркуррентное заболевание.
Вакцинальный процесс в целом и особенно поствакцинальные реакции и осложнения определяются самим вакцинным препаратом. Вакцинальный процесс после введения в организм живых вакцин в значительной степени напоминает инфекционный процесс.
Интервал между проводимой прививкой и появлением общей и местной реакции зависит от характера препарата, иммунологического статуса ребенка и других факторов. Максимальное повышение температуры наблюдается через 9–12 ч, а ее нормализация — через 36–48 ч. Явления интоксикации у большинства детей проходят одновременно со снижением температуры. Для части детей в течение нескольких суток характерна слабость, вялость, повышенная утомляемость, расстройство сна, снижение аппетита.
Местные реакции могут появиться через 1–2 ч после применения сорбированных препаратов. Максимальное развитие их наблюдается через 24–48 ч и может удерживаться от 2 до 7 суток. Четкой взаимосвязи между интенсивностью местных и общих реакций, как правило, не выявляется.
Выраженность общей реакции оценивают по степени повышения температуры. Реакция считается слабой при температуре 37–37,5°С, средней — при 37,6–38,5°С. Интенсивность местной реакции оценивают следующим образом: слабая реакция — гиперемия без инфильтрата или с инфильтратом диаметром до 2,5 см, средняя реакция — инфильтрат от 2,6 до 5 см, сильная реакция — инфильтрат более 5 см в диаметре или лимфангит с лимфаденитом.
Иногда развиваются необычные поствакцинальные реакции или аномалии поствакцинального процесса. При этом наблюдается усиление как общей, так и местной реакции, слабая, быстрая или замедленная местная реакция. К числу необычных реакций на прививки можно отнести возможность заболевания корью, несмотря на прививку, в случае вакцинации в возрасте до 1 года.
Поствакцинальные осложнения подразделяются на следующие группы:
связанные с нарушением правил асептики и антисептики,
обусловленные природой и специфическими свойствами прививочных препаратов,
в развитии которых основное значение имеют индивидуальные особенности организма и исходное состояние реактивности, патологические процессы (обострение латентно протекающих и наслоение интеркуррентных болезней), провоцируемые прививками.
В настоящее время принято выделять 4 группы риска по проведению иммунопрофилактики:
К первой группе относят детей, у которых подозревается или имеет место поражение ЦНС. Такие дети вакцинируются после консультации невропатолога и, как правило, ослабленными вакцинами.
Во вторую группу включены дети, склонные к различным аллергическим реакциям и имевшие в анамнезе аллергические заболевания. Они вакцинируются с исключением коклюшного компонента вакцины и, как правило, на фоне гипосенсибилизирующей терапии.
Третью группу составляют часто болеющие дети. Их вакцинацию проводят не менее чем через 6 месяцев от клинико-лабораторной ремиссии.
К четвертой группе относят детей с местными и общими патологическими реакциями на прививки и поствакцинальными осложнениями в анамнезе. Этим детям также исключают коклюшный компонент и, соответственно, вакцину, которая вызвала реакцию.
Противопоказаниями к вакцинации являются заболевания, учтенные приказами МЗ РФ № 375 от 18.12.97 и № 229 от 27.06.2001
Вакцины | Противопоказания |
Все вакцины
| Сильная реакция или осложнение на предыдущее введение вакцины
|
Все живые вакцины
| Иммунодефицитное состояние (первичное). Иммуносупрессия; злокачественные новообразования. Беременность
|
БЦЖ
| Вес ребенка при рождении менее 2000 г. Келоидный рубец
|
АКДС
| Прогрессирующие заболевания нервной системы. Афебрильные судороги в анамнезе (вместо АКДС вводят АДС)
|
Живые вакцины: коревая (ЖКВ), паротитная (ЖПВ), краснушная, а также комбинированные ди-и тривакцины (корь-паротит, корь-краснуха-паротит)
| Тяжелые формы аллергических реакций, на аминогликозиды (гентамицин, канамицин и др.). Для вакцин зарубежного производства, приготовленных на куриных эмбрионах: анафилактическая реакция на белок куриного яйца |
Вакцина против гепатита В (ВГВ)
| Аллергическая реакция на пекарские дрожжи
|
Острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний являются временными противопоказаниями для проведения прививок Плановые прививки проводятся через 2-4 недели после выздоровления или в период реконвалесценции или ремиссии. При нетяжелых ОРВИ, острых кишечных заболеваниях и др. прививки проводятся сразу после нормализации температуры. АДС-М не вводится до 6 лет, АДС не рекомендуется вводить до 4 лет, за исключением сильной реакции на коклюш. |
Ложные противопоказания к проведению профилактических прививок.
Состояния
| Данные анамнеза
|
Перинатальная энцефалопатия
| Недоношенность
|
Стабильные неврологические состояния
| Сепсис
|
Увеличение тени тимуса
| Гемолитическая болезнь новорожденного
|
Аллергия, астма, экзема
| Осложнения после вакцинации в семье
|
Врожденные пороки
| Аллергия в семье
|
Дисбактериоз
| Эпилепсия
|
Поддерживающая терапия
| Внезапная смерть в семье
|
Местно применяющиеся стероиды
|
|
Противоэпидемические мероприятия при ветряной оспе.
1. Изоляция больного с момента заболевания до выздоровления (до 5-го дня после последнего подсыпания). В среднем изоляция прекращается через 10 дней от момента высыпания.
2. Разобщение контактных: разобщение не болевших детей в возрасте до 7 лет с 11-го по 21-й день от момента контакта. При повторных случаях заболевания в детском учреждении разобщение не применяется. Контактных следует ежедневно осматривать для выявления сыпи и проводить термометрию.
3. Карантин в коллективе 21 день.
4. Дезинфекция не проводится, достаточно ежедневной влажной уборки и частого проветривания помещения.
Противоэпидемические мероприятия при кори.
1.Изоляция больного с момента выявления до 5-го дня от начала высыпания.
2.Разобщение контактных с 8-го по 21-й день от начала контакта.
3.Карантин. На контактных детей, ранее болевших корью, привитых, а также имеющих титры противокоревых антител 1:5 и выше, карантин не накладывается. На остальных контактных с момента разобщения с больным до 17-го дня накладывается карантин. Непривитых, при отсутствии противопоказаний, рекомендуется активно иммунизировать. Больным и ослабленным необходимо провести пассивную иммунизацию против кори: ввести донорский иммуноглобулин в дозе от 3,0 мл до 6,0 мл, в зависимости от состояния контактного ребенка. После введения иммуноглобулина карантин продлевается до 21 дня.
4.Дезинфекция не проводится, достаточно влажной уборки и частого проветривания.
Противоэпидемические мероприятия при краснухе.
1.Изоляция больного проводится до 5-го дня от начала заболевания.
2.Разобщение контактных: изоляция контактных с больным краснухой не требуется, но проводится наблюдение до 21-го от начала контакта, так как могут заболеть дети, ранее не болевшие краснухой.
3.Карантин не накладывается
4.Дезинфекция не проводится, достаточно влажной уборки и частого проветривания помещения, где находится больной.
Противоэпидемические мероприятия при эпид.паратите:
1. Изоляция больного до выздоровления, но не менее чем на 9 дней от начала заболевания, при нервной форме — не менее 21 дня. Дети, перенесшие паротитный менингит, допускаются в детское учреждение не ранее чем через 10 дней после выписки из стационара.
2. Разобщение контактных с 11-го по 21-й день от момента контакта.
3. Карантин на 21 день.
4. Дезинфекция: не проводится, достаточно влажной уборки помещения и частого проветривания.
Диспансерное наблюдение при скарлатине.
Наблюдение проводится ревматологом или нефрологом за детьми, перенесшими осложненную скарлатину. Больные хроническим тонзиллитом должны лечиться у оториноларинголога. В план обследования следует включить трехкратный (1 раз в неделю) общий анализ мочи, клинический анализ крови и проведение ЭКГ.
Перечень анализов в связи с осложнением со стороны сердечно-сосудистой и мочевыводящей системы:
в течение болезни — 3 общих анализа мочи;
через 2–3 дня после окончания антибактериальной терапии — общий анализ мочи; клинический анализ крови; посев со слизистой миндалин на гемолитический стрептококк;
через 2–4 недели: общий анализ мочи; клинический анализ крови; посев на гемолитический стрептококк; по показаниям — консультация кардиолога + кoнсультация ЛОР-врача.
Система наблюдения участковым врачом за больным скарлатиной:
1-я неделя — через день педиатр и мед.сестра;
2-я неделя — 2 раза педиатр;
3-я неделя — 1 раз педиатр.
На 22-й день болезни, если нет осложнений и анализы в норме, ребенок выписывается в ДДУ или в школу.
Противоэпидемические мероприятия при скарлатине:
1.Изоляция больного проводится в течение не менее 22 дней, до полного клинико-лабораторного выздоровления и бактериологического очищения от гемолитического стрептококка.
2.Разобщение контактных: контактных изолируют на 7 дней со дня контакта, а детей из очага заболевших ангиной на 22 дня. Если больной скарлатиной лечится дома и в квартире есть дети дошкольного и младшего школьного возраста, то их изолируют в течение 17 дней. За контактными проводится клиническое наблюдение, по показаниям рекомендуется бактериологическое обследование (посев из зева на гемолитический стрептококк), при необходимости назначается лечение эритромицином или бициллином-3. Ангина у ребенка, контактного с больным скарлатиной, трактуется как аналог данной инфекции. Лечение, обследование и длительность наблюдения за больным такие же, как при скарлатине.
3.Карантин - 7 дней от момента изоляции больного.
4.Дезинфекция. Текущая дезинфекция проводится в течение всего периода изоляции больного и включает тщательное мытье посуды, предметов ухода и игрушек с использованием моющих средств. Одежду, носовые платки и постельное белье необходимо часто менять и кипятить. По окончании заразного периода болезни или после госпитализации больного проводится заключительная дезинфекция таким же образом.
Противоэпидемические мероприятия при коклюше:
Изоляция больного проводится на протяжении 25 дней от начала заболевания в доме или в стационаре.
Карантин накладывается на 14 дней
Разобщение контактных детей проводится в возрасте до 7 лет с 1 по 14 день от контакта.
Новорожденным и непривитым детям первых двух лет жизни рекомендуется проводить пассивную иммунизацию (иммуноглобулин).
Всем контактным следует сделать посев на коклюшную палочку.
Дезинфекция не проводится, достаточно влажной уборки.
Противоэпидемические мероприятия при дифтерии.
1.Изоляция больного проводится в стационаре до полного клинического выздоровления и бактериологического очищения (2 отрицательных анализа на BL, взятых с двухдневным промежутком). Допуск в детское учреждение после дополнительного однократного бактериального анализа на BL. Госпитализация носителей токсигенных штаммов обязательна. Их изоляция прекращается после санации и двух отрицательных анализов на BL, взятых через 3 дня после окончания лечения. Допуск в детское учреждение без дополнительного бактериального анализа.
2.Работа с контактными. На контактных с дифтерийным больным или бактерионосителем накладывается карантин до получения окончательного ответа бактериологического исследования, но не менее чем на 7 дней. В течение этого времени всех контактных детей и взрослых необходимо ежедневно осматривать, обращая внимание на зев и другие слизистые, кожу, проводить термометрию. В первые дни изоляции все контактные должны быть осмотрены оториноларингологом. Для предупреждения распространения инфекции проводится активная иммунизация дифтерийным анатоксином тех контактных, у которых подошел срок очередной вакцинации или ревакцинации, а также детей и взрослых, не получавших прививок от дифтерии в течение предшествовавших 10 лет. Для иммунизации используется анатоксин в составе АДС, АДС-М или АД-М, который вводится однократно внутримышечно в дозе 0,5 мл. Ранее привитым детям, у которых при серологическом обследовании на дифтерийный антитоксин в сыворотке крови титр антитоксина ниже или равен 1/20 по РНГА, необходимо срочно провести иммунизацию дифтерийным анатоксином в связи с высоким риском развития токсических форм дифтерии при заражении.
3.Работа с бациллоносителями токсигенного штамма дифтерийной палочки. Все дети, у которых выявлено носительство токсигенного штамма бациллы Леффлера, так же как и больные, должны быть госпитализированы. Если при бакобследовании у ребенка выделяется нетоксигенный штамм дифтерийной палочки, изоляция и госпитализация не требуется, а лечение проводится при наличии клинических показателей. Носителям токсигенного штамма дифтерийной палочки проводится комплексное лечение с учетом состояния макрооргациллоносительства — хронического тонзиллита, аденоидита, синусита и пр., а также интенсивное местное консервативное лечение — промывание миндалин дезинфицирующими растворами, орошения, полоскания горла, физиотерапия и пр. Показано назначение иммуностимулирующей терапии под лабораторным иммунологическим контролем. Антибактериальная терапия применяется только при неэффективности лечения вышеуказанными методами. После повторного положительного высева токсигенной дифтерийной палочки может быть проведен 7-дневный курс лечения эритромицином, левомицетином или пенициллином.
Бактериологическое очищение носителей токсигенных штаммов бациллы Леффлера констатируется после 2 отрицательных посевов со слизистой носа и зева, взятых через 3 дня после окончания лечения. Только тогда ребенок считается незаразным, неопасным для окружающих и может посещать детский коллектив. При затяжном выделении токсигенных дифтерийных палочек, продолжающемся несмотря на завершение 2 курсов антибиотикотерапии, вопрос о дальнейшем лечении решается на консилиуме с участием педиатра, эпидемиолога и оториноларинголога. Такие «упорные» носители токсигенного штамма дифтерийной палочки иногда могут быть допущены в те детские коллективы, дети которых имеют достаточно высокий антитоксический иммунитет.
4.Дезинфекция. В очаге дифтерии после госпитализации больного должна быть проведена тщательная заключительная дезинфекция с использованием 1%-го раствора хлорамина. В домашних условиях дезинфекция помещения, предметов ухода, посуды, белья, игрушек проводится родителями.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:
Содержание:
1.Работа в кабинете участкового педиатра: знакомство с учетной медицинской документацией. Правила оформления медицинской документации при первичном обращении больного ребенка с острым инфекционным заболеванием.
2.Составление индивидуального календаря прививок.
Задание к самостоятельной работе:
Задание 1.
Составить индивидуальный календарь прививок для ребенка:
_____________________________________________________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
Основная литература:
1.Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. А.С.Калмыковой.- 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2011.- 706 с.
Поликлиническая педиатрия: учебник для вузов / под ред. А.С. Калмыковой. - 2-е изд., - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 720 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/
2.Руководство по амбулаторной поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2006.- 592 с.
Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А.Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 592 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/
Дополнительная литература:
Виноградов А.Ф., Акопов Э.С., Алексеева Ю.А., Борисова М.А. ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004.
Руководство участкового педиатра / под ред. Т.Г. Авдеевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2008.- 352 с.
Участковый педиатр: справочное руководство: учебное пособие / под ред.Рзянкиной М.Ф., Молочный В.П. - издание 3-е. – Ростов на Дону: Феникс. 2006.- 313 с.
Черная Н.Л. Участковый педиатр. Профилактическая медицинская помощь: учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс. 2006.- 284 с.
Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков – Москва, 2006.
[Электронный ресурс] Виноградов А.Ф. и др.: учебное пособие /Тверской гос. мед. акад.; Практические умения и навыки для студента, обучающегося по специальности «педиатрия», [Тверь]:; 2005 г. 1 эл.опт. д.(CD–ROM).
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1.Электронный ресурс: режим доступа: // www.Consilium-medicum.com.
каталог медицинских ресурсов INTERNET
2.«Медлайн»,
3.e-library,
4.Каталог «Корбис»,
5.Профессионально-ориентированный сайт: http://www.Medpsy.ru
6.Консультант студента: www.studmedlib.ru (имя – polpedtgma; пароль – polped2012; код – X042-4NMVQWYC)
Знание студентом основных положений темы занятия:
Примепры тестов исходного уровня :
1. Карта профилактических прививок:
* а) 063/у;
б) 30/у;
в) 026/у;
г) 112/у;
2. Штатная комплектация прививочного кабинета:
а) на 10 тыс.детей - 1 врач, 2 медсестер, 2 санитарки;
б) на 20 тыс.детей - 1 врач, 5 медсестер, 2 санитарки;
в) на 20 тыс.детей - 2 врача,5 медсестер, 2 санитарки;
* г) на 20 тыс.детей - 1 врач, 2 медсестры, 2 санитарки;
3. Дети посещающие ДДУ или школу вакцинируются:
а) в поликлинике;
* б) в детских учреждениях;
в) на дому;
г) место проведения не имеет значения.
4. План профилактических прививок, сроки выполнения, осложнения и
реакции на прививки отмечаются:
а) только в форме 112/у;
б) только в форме 063/у;
* в) в форме 063/у и детально в форме 112/у;
г) в форме 131/у.
5. Форма 063/у для организованных детей составляется:
а) в 1 экземпляре;
б) в 3-х экземплярах;
в) не составляется;
* г) в 2-х экземплярах.
Вопросы и типовые задачи заключительного уровня :
1.В каком случае ребенок должен быть повторно вакцинирован БЦЖ, если в 12 месяцев на месте предыдущей вакцинации имеется:
а) рубец 2 мм;
б) рубец 5 мм;
* в) рубца нет;
г) пустула 7 мм;
д) папула 5 мм.
2. При каком варианте динамики туберкулиновых проб возможно проведение ревакцинации БЦЖ ?
а) отрицательная р.Манту в течение 2 лет;
б) отрицательная р.Манту в течение 5 лет;
в) сомнительная р.Манту в течение 2 лет;
* г) отрицательная р.Манту в течение 3 лет;
д) при вираже туберкулиновых проб.
3. Какой вариант реакции Манту может свидетельствовать о заболевании туберкулезом, вакцинальной аллергии или инфицированности ? ОТВЕТ: Папула более 4 мм в диаметре.
4. К каким группам риска (I,II,III,IV) по возможности развития поствакцинальных осложнений относятся следующие дети:
а) дети, у которых имеется или подозревается поражение ЦНС;
б) дети, с патологическими реакциями на прививки и поствакцинальными осложнениями в анамнезе;
в) часто болеющие дети;
г) дети, склонные к различным аллергическим реакциям, имевшие в анамнезе аллергические заболевания.
ОТВЕТ: I - а
II - г
III - в
IV - б
5.Определите взаимоотношение данных первого и второго столбца задачи
(каждому пункту из первого столбца соответствует один пункт второго):
А. отрицательная р. Манту; а.папула от 2-4 мм;
Б. сомнительная р. Манту; б.папула > 4 мм;
В. положительная р. Манту. в.папула > 17 мм;
г.папула > 5 мм;
д.уколочная реакция.
ОТВЕТ: А - д
Б - а
В - б
Задача 1.
Участковый педиатр обслуживала вызов на дом к ребенку 3 мес. Мальчик от I нормальной беременности, срочных родов.
Масса тела при рождении 3400 г, длина 52 см. К груди приложен на 1-е сутки. Течение неонатального периода не осложнено. До настоящего времени находится на грудном вскармливании. Не болел. В роддоме на 5 день жизни был вакцинирован против туберкулеза. В течение первых трех недель жизни на месте вакцинации имела место розовая папула размером около 4 мм, которая затем бесследно исчезла. В возрасте 3 мес на этом месте образовался инфильтрат в подкожно-жировой клетчатке, размером 1,2х1,2 см, умерено болезненный при надавливании. Кожа над ним гиперемирована, отечна. Вскоре в центре образовался участок гнойного расплавления. Во время очередной гигиенической ванны гнойник был задет губкой и вскрылся, появилось белое, творожистое отделяемое. Общее состояние мальчика не страдало.
Врач осмотрев рану в резком тоне заявила, что не может нести ответственность за халатность своих коллег, которые не умеют правильно проводить вакцинацию и загубили ребенку руку. Затем, назначила местное лечение, которое заключалось в наложении повязок с мазью "Левосин", с фурациллином. Однако рана практически не изменилась и врач направила ребенка к хирургу.
Задание:
1. Предположительный диагноз.
2.Тактика участкового врача в данном случае.
3.Необходимые мероприятия
4.Укажите ошибки допущенные врачом с точки зрения медицинской этики и деонтологии.
Эталон ответа.
1. Нормальная реакция на вакцинацию БЦЖ.
2. Лечения не требуется.
3. Соблюдать правила гигиены. Пораженный участок кожи не тереть.
4. Нарушения в системе врач-врач, врач-родители.
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Порядок оказания педиатрической помощи
- Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета врача-педиатра участкового
- Стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового
- Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала детской поликлиники (отделения)
- Стандарт оснащения детской поликлиники (отделения)
- 1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники (отделения)
- Разделы работы участкового педиатра:
- Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
- Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
- Примерная схема годового отчета участкового врача:
- Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
- Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
- Освобождение от физкультуры
- Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
- Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
- Академический отпуск
- Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
- Персона врача
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
- Тема 4. Оценка физического развития
- Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
- 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
- 3.Освоение практических умений
- 4.Перечень тем рефератов для студентов
- Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
- 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
- 2.Освоение практических умений:
- Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
- 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
- Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
- Дородовый врачебный патронаж
- Социальный анамнез
- Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
- Биологический анамнез
- Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
- Общее заключение по дородовому патронажу
- Рекомендации
- Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
- Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
- Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
- 2.Понимание студентом полученных знаний по теме занятия:
- Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
- Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
- Подготовка детей к поступлению в школу.
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении
- Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
- Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
- Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
- Организация санаторно-курортной помощи детям.
- Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
- Штаты дневного стационара детской поликлиники:
- Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
- Задача №1
- Задача №2
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
- Национальный календарь профилактических прививок
- Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
- Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
- Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
- Общие положения о лечении орви
- Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
- 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
- Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
- Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
- Лихорадка и гипертермический синдром
- Судорожный синдром
- Острый стенозирующий ларинготрахеит
- 3.При I степени стеноза:
- 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
- 5. При III-IV степени стеноза:
- Задача №1
- Задача №2
- В. 1.Инвагинация кишечника.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
- Критерии допуска студента к курсовому зачету:
- Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
- Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
- Методические указания для самостоятельной работы студентов
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- V.Санитарно- просветительная работа в учреждениях образования (по теме реферата)