logo
Трезвый образ жизни- книга Н

Христианство

Понятие таинства, чуждое другим религиям, существует только в христианстве. Важнейшие из христианских таинств – крещение (в котором умирает «ветхий» человек и рождается бессмертное существо, предназначенное к спасению) и Евхаристия или Причастие (вкушение хлеба и вина, мистически представляющих Тело и Кровь Христа, ради соединения верующего со Христом – чтобы Христос жил в нём). Это так называемые евангельские таинства, установленные самим Спасителем.2;3;4 Именно таинство Евхаристии часто становится камнем преткновения в спорах о допустимости употребления вина. Из этого таинства обычно делают заключение, что Христианство поддерживает винопитие. Что же есть на самом деле?

Первый новомученик земли Русской, Митрополит московский Владимир (Богоявленский) в докладе «Противъ ли нас (абстинентов) Библія?»,5 сделанном на противоалкогольном Съезде в Москве 6 августа 1912 года, показал и доказал, что на самом деле Священное Писание на стороне тех людей, которые стоят на позиции полного воздержания от алкоголя. Оно не осуждает употребление только того вина, которое не претерпело брожения (т. е. являлось виноградным соком).

Владыка Владимир привёл в своём докладе ряд ценных рассуждений и аргументов, обосновывающих выбор христианином трезвости с нравственной точки зрения.5

Современные исследователи Библии доктор Эвинг, Уильям Пэттон, Самюэль Баккиоки утверждают, что, что вином в Библии называли и виноградный сок, и виноградную гроздь, и любой другой продукт, полученный из винограда. Ферментированное, перебродившее вино, было принято было принято разбавлять водой (1:3; 1:4). Получался напиток немногим крепче кваса (3–4%). Но даже такое винопитие в Библии осуждается. Например, «Книга Притчей Соломоновых» на алкогольное вино ссылается как на насмешника и обманщика, который ведёт к насилию (23:29–30), бедности (23:21), печали (23:29–30), безнравственности (23:33), незащищённости (23:34), бесчувственности (23:35) и даже сравнивают с ядовитой змеей (23:32).

С другой стороны, воздержание от вина представлено в христианстве как великая добродетель. Бог почтил пророка Даниила за отказ от королевского вина (Книга пророка Даниила 1:5,8,16, 10:3). Величие Иоанна Крестителя в глазах Бога было напрямую связано с фактом, что «он будет велик перед Господом: не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. 1:15). Когда умирал сам Иисус, Он отказался от вина, которое было ему предложено для облегчения страданий: «И привели его на место Голгофу. И давали ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мк. 15:23).

Сомнительно также распространённое мнение о том, что именно в алкогольное вино превратил воду Христос на брачном пире в Кане Галилейской: все гости признали, что новое вино лучше предыдущего. Иисус с точки зрения морали не мог сотворить опьяняющее вино и предложить его и без того уже изрядно подвыпившим гостям. Более того, он знал, что пьянство осуждается в Священном Писании. Поэтому исследователи приходят к выводу, что в этом месте, как и в Главе 40 книги Бытия (Быт. 40:9–11), слово «вино» обозначает свежий виноградный сок.

Грех пьянства, должно быть, не был редкостью в библейские времена, т. к. в Библии он упоминается более 70 раз:6;7;8

Ветхий завет:

Вино глумливо, сикера – буйна, и всякий, увлекающийся ими, не разумен. (Притч. 20:1)

Не будь между упивающимися вином. (Притч. 23:20)

У кого вой, у кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином… (Притч. 29:30)

Вино и женщины развратят разумных. (Сир. 19:2)

Большая досада – жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама. (Сир. 26:10)

Против вина не показывайся храбрым, ибо многих погубило вино. (Сир. 31:29)

И т. д.

Новый завет:

Смотрите за собою, чтобы сердца Ваши не отягчались объядением и пьянством. (Лк. 21:34)

Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям. Ни пьянству. (Рим. 13:13)

Я писал Вам не сообщаться с тем, кто называясь братом, остаётся блудником, или пьяницею. (1Кор. 5:11)

Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы… царства Божия не наследуют. (1Кор. 6:10)

Дела плоти суть: прелюбодеяние… пьянство. (Гал. 5:19–21)

Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство. (Ефес. 5:18)

И т. д.

В современном Христианстве точки зрения на алкоголь можно разделить на модерационизм, абстенционизм и прогибиционизм.

Модерационизм (умеренность). Этой позиции придерживаются Римская католическая Церковь, Англиканская Церковь внутри Протестантизма. Эта концепция также принимается большинством лютеранских церквей и Свидетелями Иеговы.

Модерационисты утверждают, что вино – это дар Божий, и его не нужно запрещать.

Абстенционизм. Этой позиции придерживаются многие баптисты, пятидесятники, методисты и другие евангелические и протестантские группы.

Абстенционисты утверждают, что в давние времена употребление вина было оправдано, во-первых, для того, чтобы обеззараживать питьевую воду. Во-вторых, вино в библейские времена было слабее и разбавлялось водой, поэтому пьянство не было таким распространённым. Изобретение дистилляционных технологий привело к появлению крепкого и дешевого алкоголя, который уменьшил экономические барьеры для пьянства. Абстенционисты утверждают, что умеренность – причина пьянства, поэтому в современных условиях ответственность христиан должна быть иной: лучше полное воздержание.

Прогибиционизм – это движение за полный запрет алкоголя. Этой точки зрения придерживаются Конвенции Южных баптистов, адвентисты 7-го дня и др. прогибиционисты.

Отношение к вину в православии можно отнести и к модерационизму, и к абстенционизму.

После раскола Христианской Церкви 1054 года наименование «православная» закрепилось за восточной церковью. Православное вероучение базируется на Священном Писании (Библии) и Священном Предании (включающем постановления первых семи Вселенских соборов, решения поместных соборов, сочинения отцов церкви и т. д.). В таинстве причастия здесь используются квасный хлеб и вино. Важной частью православного образа жизни являются посты, всего до 200 дней в году. В числе основных принципов – воздержание и умеренность.

Св. отцы и учителя Церкви также осуждали винопитие:

Св. Василий Великий: «Как вода противится огню, так вино потопляет умные мысли».

Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные дарования. Когда вино управляет пьяным, он уподобляется лошади без узды.

Св. Иоанн Златоуст: «Дьявол никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет его злой воли, как пьяница. Убегай от вина, как от змия… Пьяный хуже бесноватого, потому что он по своей вине беснуется».

Св. Григорий Богослов: «Пьянство, плотская любовь, ревность и бес равны между собою. К кому они пришли, у того погубят ум».

«Вода – прекрасный напиток, она не нарушает ясности мыслей, а выпитая чаша вина мутит ум».

Климент Александрийский: «Всякий человек, напившись вина, делается раздражительным, ослабевает умом, бывает многоречив».

Ефрем Сирин: «Кто любит упиваться, тот утратит многое: ибо говорит и делает он, что не должно, богатство своё. Как чужое, расхищает и отдаёт врагам, потому что упоение омрачило его ум».

Св. Тихон Задонский: «Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много и мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах; не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога».

Св. Серафим Саровский: «Вот вам мое завещание: не имейте в дому своём не только вина, но даже и посудины винной».

На волне трезвеннических движений в России в XIX – начале XX столетий Православная Церковь находилась на передовых рубежах борьбы за трезвость (см. Главу 5). До революции в Российской империи действовало около 3000 парафиальных братств трезвости, которые объединяли более полумиллиона человек, принявших обет полного воздержания от алкоголя.

Однако в современной Православной Церкви единой точки зрения на употребление алкоголя нет, и лишь небольшая часть православных священников участвует в трезвенническом движении.