Физическая реабилитация при пневмосклерозе
Пневмосклероз — разрастание соединительной ткани в легких вследствие влияния ряда факторов. Многие полагают, что в основе этого состояния лежит хронический воспалительный процесс, преимущественно в соединительной ткани легких (хроническая интерсциальная пневмония). Некоторые рассматривают пневмосклероз как результат таких болезненных состояний дыхательного аппарата, как эмфизема легких, бронхоэкта-зия, хронический бронхит. Поражение бронхов, особенно если оно сопровождается некрозами стенки и образованием в ней микроабсцессов, также приводит к склерозу.
Пневмосклероз — обычное следствие абсцессов легких, а также пневмокониозов. Пневмокониозы — заболевание, характеризующееся пылевым загрязнением легких, что впоследствии может привести к силикозу. Существует также кардиогенная форма пневмосклероза, связанная с хроническим застоем в малом кругу кровообращения. Характерной чертой для всех форм выраженного пневмосклероза является наличие легочной недостаточности, разрастание соединительной ткани в легких, что в свою очередь приводит к гипоксемии. Как правило, больные жалуются на кашель, по мере развития болезни появляется одышка, а иногда и приступы удушья, сочетающиеся с кашлем.
В основе действия физических упражнений при пневмоскле-розе — постоянная дозированная тренировка по произвольной регуляции дыхания для восстановления механизма правильного дыхания. Поскольку при пневмосклерозе происходит уменьшение легочной ткани, весьма актуален вопрос о развитии компенсаторно-приспособительных механизмов в работе аппарата внешнего дыхания. В процессе реабилитации должны решаться следующие задачи:
1) установление нормального соотношения дыхательных фаз;
2) укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и позвоночника;
3) развитие равномерного, ритмичного дыхания с тренировкой углубленного вдоха и удлиненного выдоха;
4) развитие диафрагмального дыхания;
5) улучшение функции сердечно-сосудистой системы;
6) повышение адаптации аппарата внешнего дыхания к физической нагрузке.
В методике занятий используется преимущественно лечебная гимнастика в различных исходных положениях, выбор которых в большей степени зависит от степени дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, возраста больного и его приспособленности к физической нагрузке. Используются статические и динамические дыхательные упражнения, при этом должно четко выполняться следующее методическое правило: лишь после закрепления правильного выполнения задания по дыханию в статическом режиме можно переходить к выполнению этих упражнений в динамических условиях. Много времени на занятиях уделяется произвольной регуляции самим больным как дыхательного акта в целом, так и его отдельных фаз. Особенно возрастает роль произвольного управления дыханием самим больным во время физических усилий.
Динамические дыхательные упражнения больные начинают выполнять во время ходьбы по ровной местности. Овладев навыком полного равномерного дыхания, больной может переходить к тренировке дыхания в других условиях: при ходьбе по лестнице в условиях стационара, а также по пересеченной местности в санаторных и поликлинических условиях. Постепенно включаются упражнения, требующие большей координации или физического усилия и строгого соблюдения постепенности и последовательности при увеличении физической нагрузки.
Занятия лечебной гимнастики в стационаре длятся 15— 20 мин в первой половине курса лечения (7—10 дней) и 30— 40 мин — во второй (15—20 дней). Занятия проводятся индивидуальным способом. Кроме занятий ЛФК можно применять простые приемы массажа на грудной клетке, спине и верхних конечностях.
Для постбольничной фазы реабилитации больных с хроническими неспецифическими заболеваниями легких (ХНЗЛ) предусматривается применение четырех двигательных режимов: щадящего, щадяще-тренирующего, тренирующего, интенсивно-тренирующего.
Щадящий двигательный режим показан больным с I и II стадией хронической пневмонии в фазе ремиссии и затянувшегося обострения, больным с хроническим бронхитом без астматического обострения и с астматическим компонентом без частых приступов (1—2 раза в неделю), больным, страдающим пневмосклерозом (диффузный, ограниченный) с компенсацией процесса и легочно-сердечной недостаточностью I степени, остаточными явлениями после острой пневмонии. Следует учитывать показатели функционального состояния легочной и сердечно-сосудистой систем при общем удовлетворительном состоянии больного: предельная частота сердечных сокращений в покое не должна превышать 100 уд/мин. Предельно допустимая величина артериального давления — 170/100 мм рт. ст., ЖЕЛ — до 50% от должной. Предельная частота сердечных сокращений во время проведения лечебной гимнастики или других форм лечебной физкультуры не должна быть больше 110 уд/мин. При этом на высоте физической нагрузки допускается в течение не более 1 мин подъем ее до уровня максимально индивидуального пульса. При длительных физических нагрузках (ходьба, бег и др.) допустима рабочая частота пульса 130 уд/мин.
Щадяще-тренирующий двигательный режим. Щадяше-тренн-рующий двигательный режим назначается больным с I и II стадиями хронической пневмонии в фазе ремиссии, больным с хроническим бронхитом без астматического компонента в фазе устойчивой ремиссии и хроническим бронхитом с редкими и легкими приступами (1—2 раза в месяц), больным с пневмосклерозом при полной его компенсации без признаков легочно-сердечной недостаточности и эмфиземой легких при полной компенсации. При наличии сопутствующей гипертонической болезни артериальное давление не должно превышать 160/90 мм рт. ст.
Предельная частота сердечных сокращений в покое - 90 уд/мин. Величина артериального давления в покое не должна превышать 160/90 мм рт. ст., ЖЕЛ — до 51—70% от должной. Допустима частота сердечных сокращений при продолжительной физической нагрузке — ПО уд/мин. Предельная частота сердечных сокращений — 140 уд/мин.
Тренирующий двигательный режим. Тренирующий двигательный режим показан больным с I стадией хронической пневмонии в фазе ремиссии, больным с хроническим бронхитом без астматического компонента и с астматическим компонентом в фазе длительной ремиссии, больным с эмфиземой легких и перенесенной острой пневмонией.
Предельная частота сердечных сокращений в покое — 80 уд/мин. Допустимое повышение артериального давления — 150/80 мм рт.ст., ЖЕЛ — до 61—80% от должной. Допустимая ЧСС при длительных физических нагрузках — 130 уд/мин, предельная частота сердечных сокращений — 150 уд/мин.
Интенсивно тренирующий двигательный режим. Интенсивно тренирующий двигательный режим следует назначать после предварительной тренировки больным в возрасте до 40— 45 лет с высокими функциональными показателями и стойкой ремиссией заболевания, при которой можно ожидать обратного развития процесса. Это больные с перенесенной острой пневмонией, с I стадией хронической пневмонии и ремиссией не менее года, и т.д.
Предельная ЧСС в покое — 80 уд/мин, предельные цифры артериального давления — 140/80 мм рт.ст., ЖЕЛ — свыше 80% от должной. Допустимая ЧСС при длительных нагрузках — 130—140 уд/мин, предельная ЧСС — 160 уд/мин.
- 1.2. Цели и задачи преподавания дисциплины.
- 1.3. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе.
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплин.
- 2.1. Форма контроля.
- 2.2. Критерии оценки качества знаний студентов.
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план
- 4.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных (30 часов), лабораторных (60 часа), самостоятельная работа (102 часов)
- Раздел 1. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
- Тема 1. Физическая реабилитация при атеросклерозе и ишемической болезни сердца.
- Лекция №1 Физическая реабилитация при атеросклерозе
- Физическая реабилитацияпри ишемической болезни сердца
- Определение толерантности к физической нагрузке (тфн) и функционального класса больного ибс
- Методика физической реабилитации больных ибс на санаторном этапе
- Лабораторная работа №1
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при инфаркте миокарда.
- Лекция №2 физическая реабилитация при инфаркте миокарда
- Санаторный этап реабилитации больных
- Диспансерно-поликлинический этап реабилитации больных
- Лабораторная работа №2
- Лабораторная работа №3
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при гипертонической болезни, гипотонической болезни и нейроциркулярной дистонии.
- Лекция №3 физическая реабилитация при гипертонической болезни (гб)
- Понятие о гипотонической болезни
- Понятие о нейроциркулярной дистонии (нцд)
- Лабораторная работа №4
- Лабораторная работа №5
- Самостоятельная работа
- Раздел 2. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях дыхательной системы.
- Тема 1. Физическая реабилитация при бронхиальной астме.
- Лекция №4 физическая реабилитация при бронхиальной астме
- Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации
- Средства физической реабилитации
- Лабораторная работа №6
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при эмфиземе легких.
- Лабораторная работа №7
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при бронхите и бронхоэктатической болезни.
- Лабораторная работа №8
- Самостоятельная работа
- Тема 4. Физическая реабилитация при пневмонии, плевритах, пневмосклерозе.
- Лекция №5 физическая реабилитация при пневмонии
- Физическая реабилитация при плевритах
- Физическая реабилитация при пневмосклерозе
- Лабораторная работа №9
- Лабораторная работа №10
- Самостоятельная работа
- IX семестр
- Раздел 3. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях органов пищеварения.
- Тема 1. Физическая реабилитация при гастритах, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
- Лекция №1
- Физическая реабилитация при гастритах
- Физическая реабилитация при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
- Лабораторная работа №1
- Лабораторная работа №2
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при дисфункциях кишечника и желчевыводящих путей, энтероколитах и опущениях органов брюшной полости.
- Лекция №2 Воспалительные заболевания
- Дискинезии кишечника
- Дискинезии желчевыводящих путей
- Физическая реабилитация при опущении органов брюшной полости
- Лабораторная работа №3
- Лабораторная работа №4
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при расстройствах обмена веществ.
- Лабораторная работа №5
- Самостоятельная работа
- Раздел 4. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях нервной системы.
- Тема 1. Физическая реабилитация при травматической болезни спинного мозга (тбсм).
- Лекция №3 Физическая реабилитация до 12 месяцев
- Принципы реабилитации в позднем периоде тбсм
- Методика физической реабилитации в позднем периоде тбсм
- Лабораторная работа №6
- Лабораторная работа №7
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника.
- Лекция №4 физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника
- Лабораторная работа №8
- Лабораторная работа №9
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы.
- Лекция №5
- Лабораторная работа №10
- Самостоятельная работа
- X семестр
- Раздел 5. Средства и методы физической реабилитации в период беременности, в родах и послеродовый период.
- Тема 1. Особенности физической реабилитации в период беременности.
- Лекция №1
- Гимнастика в период беременности.
- Особенности методик физических упражнений в трех группах беременных женщин (по Поплавскому а.К).
- Основные задачи занятий физическими упражнениями в I триместре:
- Лабораторная работа №1
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация в родах и послеродовый период.
- Лабораторная работа №2
- Самостоятельная работа
- Раздел 6. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях и повреждениях у детей и подростков.
- Тема 1. Особенности физической реабилитации детей с врожденными аномалиями развития (врожденный вывих бедра, врожденная мышечная кривошея, врожденная косолапость, пупочная грыжа).
- Лекция №2 Врожденный вывих бедра.
- Лабораторная работа №3
- Лабораторная работа №4
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей.
- Лекция №3
- Лабораторная работа №5
- Лабораторная работа №6
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания у детей.
- Лекция №4
- Частота дыхания у детей разного возраста и у взрослых в покое.
- Лабораторная работа №7
- Самостоятельная работа
- Тема 4. Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы.
- Лабораторная работа №8
- Самостоятельная работа
- Тема 5. Подвижные игры в системе реабилитации детей.
- Лекция №5
- Лабораторная работа №9
- Лабораторная работа №10
- Самостоятельная работа
- 5. Перечень примерных контрольных вопросов к зачетам и экзамену по всему курсу
- 6. Примерная тематика рефератов, контрольных и курсовых работ, выпускных квалификационных работ
- 8. Рекомендуемая литература Основная
- Дополнительная