2.1. Диагностика в психиатрии
Клиническая диагностика. Схема психиатрической истории болезни.
В диагностике психических заболеваний ведущим остается клинический метод, который делится на этапы:
выявление и квалификация симптомов,
определение их взаимосвязи, и квалификация синдромов,
оценка динамики развития синдромов, в контексте патогенетических закономерностей и преморбидных особенностей,
постановка предварительного диагноза,
дифференциальная диагностика,
постановка индивидуального диагноза,
постановка диагноза в соответствии с требованиями классификации (клинические и диагностические критерии).
Схема психиатрической истории болезни и рекомендации по проведению клинического обследования.
Паспортная часть (Ф.И.О., дата рождения, дата обследования, адрес, место работы, наличие инвалидности).
Повод к обращению за психиатрической помощью, направление больного и аргументы врача или иного специалиста, направившего больного, замечания об особенностях поведения больного.
Жалобы. Начало и развитие отдельных жалоб и нарушений поведения. Важные формулировки должны помечаться в истории болезни дословно.
Анамнез субъективный (биографический анамнез, полученный от самого больного). Этот этап называется психиатрическим интервью. Он начинается сбором биографических сведений о больном, но содержит в себе и оценку психического статуса. Необходимо не только выяснить события жизни больного, но и уточнить его собственную оценку этих событий, интерпретацию и т.п.
При проведении интервью с пациентом врач старается изучить его жизнь, его страдания и патогенные влияния. Целью врача является диагностика и далее определение терапевтической, реабилитационной тактики.
В начале интервью самым важным моментом является установление доверительного контакта. При этом первая беседа направлена на то, чтобы затронуть как можно больше сторон жизни больного, его отношение к окружающему, взаимоотношения с близкими, жизненные цели, и т.п. Этот разговор строится таким образом, чтобы внешне казаться бессистемным, его основная линия ускользает от больного, но врач с особым вниманием слушает и наблюдает, выделяя темы, наиболее актуальные и эмоционально значимые для пациента.
В продолжение беседы врач старается наводящими вопросами заполнить пробелы в сведениях, чтобы составить для себя целостную картину жизни и состояния больного. С одной стороны, врач должен задавать вопросы тактично и сдержанно, чтобы не напугать больного, с другой – целенаправленно и четко добиваться необходимых сведений.
Не следует ожидать от каждого больного, что он сразу начнет говорить на неприятные для него темы: о своих промахах, неудачах и ошибках. Врач не должен стараться узнать все с первого разговора. Если дело идет туго, он должен смириться с недостаточностью полученных им сведений.
На вопрос: «Все ли в порядке в Вашей семье?» или «Находите ли Вы общий язык со своими сотрудниками и начальством?» больной скорее ответит утвердительно, чтобы не вдаваться в неприятные объяснения, даже если именно в этих обстоятельствах заключается его патогенный конфликт. Он постарается дать ответ общего характера и не раскроет своих проблем. Особенно это проявляется тогда, когда ставятся альтернативные вопросы типа: «Употребляете ли Вы алкоголь, много или только умеренно?». Лучше спросить у больного, сколько алкоголя он переносит, а при его уверениях, что он больше не пьет ни капли, проявить интерес к тому, почему он избегает алкоголя.
При подозрении на наличие бреда преследования бессмысленно задавать вопрос: «Чувствуете ли Вы, что Вас преследуют?». Лучше спросить, доверяет ли больной своим соседям или же побаивается, что они против него что-то имеют или даже предпринимают. Вместо вопроса: «Слышите ли Вы голоса?» лучше осведомиться: «Случается ли Вам слышать что-то чуждое, своеобразное?», «Слышат ли другие люди то, что слышите Вы?».
Если видно, что больной чем-то озабочен и ему следует помочь освободиться от чувства неловкости, необходимо заговорить о постыдных для него обстоятельствах. Если врач на основании намеков больного приходит к какому-либо предположению, он должен в дальнейшем разговоре облегчить больному дачу сведений. Вместо расспросов о сексуальной неполноценности или социальной изоляции больного можно высказать предположение: «Если представить Вашу ситуацию в таком-то плане, то Вы можете встретиться с трудностями…» или «Если подумать, как у Вас это произойдет. то…». Врач таким приемом показывает, что понимает положение больного из его намеков и что ему знакомы такие проблемы.
Таким образом, конфликт в чувствах больного переносится с чисто личного на общечеловеческий уровень. Больной начинает понимать, что подобные проблемы встречаются и у других людей, а не только у него, и тогда с ним легче разговаривать на эти темы. Вместе с тем больной все больше убеждается, что с ним что-то, происходит. Это не является чем-то неординарным или даже исключительным. В связи с этим больному надо сразу же внушить чувство безопасности, смягчить его страх, недоверие, ослабить значимость его жалоб, придавая им меньше значения, а затем переходить к успокаивающим предположениям. Такие разъяснения не способствуют решительному облегчению, но позволяют больному убедиться, что его состояние не расценивается как серьезное. Тем не менее, важна констатация необходимости психиатрического и/или психотерапевтического лечения.
В конце первого разговора врач должен задать пациенту вопросы следующего рода: «Из-за чего Вы страдаете больше всего?», «Что для Вас является главной проблемой?», «Чем Вы объясняете свое состояние?», «С какими ожиданиями Вы пришли?», «Какое лечение Вы хотели бы получить?». Такие вопросы по своему содержанию ничего нового не привносят, но могут помочь больному проанализировать самого себя и выделить самое существенное в его состоянии.
Врачебная беседа имеет не только диагностическое значение, но и терапевтический смысл. К концу собеседования больной приходит к пониманию, что между ним и врачом наладился контакт, а это необходимо для последующей терапии именно благодаря первой беседе. Как врач поведет себя с больным, во многом зависит от принятого врачом стиля общения. Врач не должен встречать больного ни холодно, ни безразлично, ни вульгарно, ни навязчиво, а с дружеской серьезностью, участием и искренним желанием помочь.
Объективный анамнез (сведения о больном, полученные от родственников, знакомых больного, из документации – как медицинской, так и немедицинской).
Сведения, сообщаемые больным, часто бывают неполными не столько из-за того, что он о чем-то умалчивает, сколько из-за того, что он заблуждается, видя свое положение односторонне и не оценивая в полной мере взаимосвязи событий в своей жизни. Часто бывает необходимо дополнить сведения больного информацией, получаемой от родственников, о деталях начала и развития болезни. Родственники старшего поколения часто знают больше о семейном анамнезе больного.
Как правило, врач вначале говорит с больным, а затем с его родственниками, чтобы дать им понять, что ему важнее мнение самого больного, но что у него общее с родственниками мнение о необходимости лечения. О присутствии при беседе врача с родственниками больной должен решать сам. Если больной сочтет свое присутствие неуместным, врач все равно должен сообщить ему об основных итогах этого разговора.
Психическое состояние.
Полноценная оценка психических процессов больного на момент обследования должна включать состояния, определяемые самим врачом, и переживания, о которых сообщает больной.
Психическое состояние больного должно получить отражение в подробном описании всех наблюдений – не только бесспорных патологических проявлений, но и всего поведения в целом: как ведет себя больной, как он реагирует на консультацию и на врача, на помещение в клинику, как обращается с сопровождающими его родными, как воспринимает наблюдение за ним, как оценивает свою болезнь, как и о чем, говорит, благосклонен ли к обследованию. Эта часть оценки психического состояния может опираться на данные обычной беседы с больным.
Употребление профессиональных терминов при этом только затрудняет правильную оценку, поскольку они настраивают на определенный диагноз. Пользоваться такими определениями, как нелепый, гримасничающий, пустой или напряженный, маниакальный или меланхоличный, можно только мысленно.
Однако, с другой стороны, необходимо систематизировать наблюдаемые симптомы и психопатологические расстройства у больного. При этом важно регистрировать и отсутствие ожидавшихся нарушений. В описаниях по возможности следует избегать специальных терминов, предпочитая собственные слова больного. Любое схематизирование нежелательно. При изложении состояния больного нужно ориентироваться на внешнюю картину проявлений – психомоторику, контакты с другими людьми, внимание и восприятие, сознание и ориентировку, память и концентрацию, потребности и стремления, настроение и аффективность, мышление и переживание своего Я.
Данные о развитии личности и жизненных событиях, с одной стороны, и данные о физическом развитии и болезнях, с другой, должны описываться в единстве с соблюдением временных связей. Менее детально можно освещать профессиональный, социальный, медицинский, гинекологический, вегетативный анамнез и т.д.
Соматические данные:
а) общесоматические;
б) неврологические (если заполняется заранее напечатанный лист обследования, то в нем надо дать краткое заключение о примечательных находках);
в) данные технического обследования (рентген, ЭКГ и т.д.).
Данные психологического тестирования.
Предварительный диагноз. Первые соображения о диагнозе и дифференциальном диагнозе.
Течение. Еженедельные пометки (вначале частые), дополнения к анамнезу, замечания о состоянии и описание терапии.
Заключительный диагноз (индивидуальный клинический и на основе диагностических критериев классификации)
Заключение истории болезни. Окончание лечения и выписка или перевод из стационара.
Эпикриз. Рекомендации врачу, который будет продолжать лечение, если таково будет желание больного.
- Оглавление
- 1. Общая психопатология. Признаки и симптомы психического расстройства.
- 1.1. Введение в общую психопатологию.
- 1.2. Расстройства ощущения и восприятия.
- 1.3. Расстройства памяти.
- 1.4. Расстройства эмоций.
- 1.5. Патология воли.
- 1.6. Патология мышления.
- 1.7. Патология интеллекта.
- 1.8. Синдромы нарушения сознания
- 1.9. Экзогенный тип реакций
- 2. Диагностика и Классификация психических и поведенческих расстройств.
- 2.1. Диагностика в психиатрии
- 2.2. Параклинические методы диагностики.
- 2.3. Классификация психических расстройств
- 3. Клиника и диагностические критерии отдельных нозологических форм психических расстройств
- 3.1. F0 - Органические, включая симптоматические, психические расстройства.
- Классификация органических, включая симптоматические, психических, расстройств.
- Психические нарушения при церебральном атеросклерозе.
- Психические нарушения при гипертонической болезни.
- Психические нарушения при черепно-мозговых травмах.
- Эпилепсия и эпилептические синдромы.
- 3.2. F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ
- Алкогольные психозы.
- 3.3. F20-f29. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.
- 3.4. F3. Аффективные расстройства настроения.
- Маниакально-депрессивный психоз
- 3.5. F 4. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
- Морфологические основы неврозов
- 3.6. F50-f59 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
- 3.7. F60-f69 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых
- 3.8. F7 Умственная отсталость
- 3.9. F8 Нарушения психологического развития
- 3.10. F9 Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
- 4. Законодательные основы психиатрической помощи. Лечение психически больных. Экспертиза.
- 4.1. Закон рб «о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
- 4.2. Лечение психически больных
- 2. Фенотиазины с пиперидиловой боковой цепью
- 4.3. Организация и проведение психиатрических экспертиз