К разделу: эндокринные железы (железы, не имеющие протоков)
Развитие эндокринных желез. Эмбриогенез энтодермальных (бранхиагенных) желез щитовидной, паращитовидных; панкреатических островков поджелудочной железы. Эмбриогенез коркового вещества надпочечников, половых желез, эпифиза, гипофиза, мозгового вещества надпочечников. Анатомия и топография эндокринных желез у новорожденного. Возрастные изменения эндокринных желез.
К разделу: ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Развитие органов чувств. Орган зрения. Особенности строения глаза у новорожденного; постнатальные его изменения. Вспомогательныйаппарат глаза у новорожденного, детей различного возраста, у подростков.
Преддверно-улитковый орган. Особенности строения костной части наружного слухового прохода, барабанной части височной кости и сосцевидного отростка у новорожденного, их изменения после рождения. Возрастные особенности строения слуховой трубы.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ и ТЕМ
рекомендуемых для подготовки к экзамену по предмету
«АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»
ВВЕДЕНИЕ
Анатомия человека
Анатомия человека - наука, изучающая формы, строение и развитие организма человека. Функциональная анатомия человека – системное строение и топографические взаимоотношения органов и частей тела с учетом их возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Использование данных эмбриологии, сравнительной анатомии, антропологии. Влияние окружающей среды и социальных факторов, труда и физической культуры на строение организма человека.
Анатомия - фундаментальная наука о человеке, основа теоретической и прикладной медицины. Значение знания строения и топографии органов и тканей для понимания жизненных отправлений здорового и больного организма, создания правильных представлений о причинах болезней, решения вопросов диагностики и лечения.
Основные этапы онтогенеза человеческого организма. Начальные стадии эмбриогенеза человека, закономерности преобразования зародышевых листков. Понятия о соме, внутренностях и анатомических механизмах гуморальной регуляции. Характеристика наиболее часто встречающихся вариантов строения и топографии органов в свете учения о типах телосложения, закономерностях возрастных изменений анатомии и топографии органов. Роль осей и плоскостей в анатомии, используемых при изучении всех разделов предмета.
Значение анатомических терминов. Международной анатомической номенклатуры (на латинском и русском языках), использование их в медицинском образовании на теоретических и клинических кафедрах.
- Дополнения к программе
- К разделу: общая артрология
- К разделу: частная артрология
- К разделу: миология
- К разделу: спланхнология
- 1. Пищеварительная система.
- 2. Дыхательная система.
- 3. Мочеполовой аппарат.
- К разделу: ангиология
- К разделу: эндокринные железы (железы, не имеющие протоков)
- История анатомии
- История отечественной анатомии
- Учение о костях – остеология
- IV. Учение о внутренностях - спланхнология
- 1. Пищеварительная система
- 2. Дыхательная система
- 3. Система органов мочевыделения
- 4. Половые органы (органы репродуктивной системы)
- 5. Эндокринные железы (железы, не имеющие протоков)
- V. Учение о сосудах - ангиология
- VI. Лимфатическая система
- VII. Органы кроветворения и иммунной системы
- VIII. Нервная система (учение о нервной системе – неврология)
- Проводящие пути центральной нервной системы (спинного и головного мозга)
- IX Учение об органах чувств - эстезиология