logo search
files (1) / Растворова_Виктория_Юрьевна

4. Анализ предпочтений потребителей бкк

В современных условиях работы на фармацевтическом рынке наблюдается тенденция роста роли потребителей в выборе и принятии решений о применении лекарственных препаратов, что вызвано повышением общеобразовательного уровня населения, информированности о заболеваемости и свойствах препаратов, появлением и стремительным развитием интернет – технологий, тенденциями перевода ряда рецептурных лекарственных препаратов в категорию безрецептурных, участием пациентов в оплате стоимости медикаментозного лечения и др. [17, 26, 27].

Для определения потребительских предпочтений на сегменте рынка БКК было проведено анкетирование, в котором приняли участие посетители аптек разного достатка, социального статуса и возраста, проживающие в городе.

Во время опроса было выявлено, что аптеки в большей степени посещают пенсионеры – 26,6%, рабочие – 20%, служащие – 20%. В меньшей степени домохозяйки 13,3%, а также студенты, безработные и частные предприниматели по 6,7% (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Социальный статус посетителей аптеки

По результатам анкетирования средний доход за месяц в семье (на одного человека) у большинства опрошенных (67%) составил до 1150 грн, у 24,3% - 1150 – 2500 грн, у 7,5% - 2500 – 5000 грн, и только у 1,2% - больше 5000 грн (рис. 4.2).

Рис. 4.2 Среднемесячный доход на 1 человека

Исследования показали, что все опрошенные респонденты знакомы с блокаторами кальциевых каналов. Основными источниками информации для них послужили: советы врача – 84%, советы провизора – 7%, фармацевтические печатные издания – 4%, медицинские печатные издания –3%, Интернет – 2% (рис. 4.3).

Рис. 4.3 Источники получения информации

При покупке блокаторов кальциевых каналов в большинстве случаев покупатели предпочитают таблетки пролонгированного действия 26,6%, таблетки 20%, капсулы пролонгированного действия 20%, капсулы 13,3% (рис. 4.4). Это связано с тем, что пероральный путь введения наиболее удобный и привычный для потребителей. Использование пролонгированных лекарственных форм позволяет уменьшить кратность приема в течение суток, что обеспечивает удобство применения препарата.

Рис. 4.4 Предпочтения при выборе лекарственной формы

Результаты анкетирования показали, что покупатели предпочитают блокаторы кальциевых каналов зарубежных производителей (53,3%). В то же время 46,7% респондентов отдают предпочтение отечественным препаратам.

На рисунке 4.5 показано, что наиболее знакомыми и употребляемыми для опрошенных посетителей аптек являются следующие препараты: амлодипин 33,4%, нифедипин 26,6%, верапамил 20%, дилтиазем 13,3%, лерканидипин 6,7%. Это свидетельствует о том, что наибольшим предпочтением пользуются три препарата пролонгированного действия (нифедипин, верапамил, дилтиазем) и два препарата III-го поколения (амлодипин, лерканидипин).

Рис. 4.5 Наиболее знакомые и употребляемые БКК.

На рисунке 4.6 представлено ранжирование по 10-бальной шкале потребительских свойств БКК, которые оказывают влияние на принятие решения о покупке препарата. Проведенные исследования показали, что для потребителей БКК важнейшими являются: эффективность применения - 10 баллов; безопасность – 8,7 балла; цена – 8 баллов; кратность приема– 7,2 балла; лекарственная форма – 6,5 балла; внешний вид упаковки – 5,3 балла.

Рис. 4.6 Оценка потребительских свойств БКК.

Для получения данных о потребительских предпочтениях относительно лекарственных препаратов группы блокаторов кальциевых каналов с точки зрения специалистов было проведено анкетирование среди фармацевтических работников. В опросе приняли участие заведующие аптеками, провизоры, фармацевты.

Исследования показали, что наибольшее количество специалистов (36%) имеют стаж работы от 2 до 5 лет, до 2 лет – 30% опрошенных, от 5 до 10 лет – 24%, свыше 10 лет - 10% (рис. 4.7).

Рис. 4.7 Стаж работы фармацевтических работников

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что в квалифицированной медицинской и фармацевтической помощи нуждается значительное количество населения. Так как на вопрос «Количество покупателей, обслуживаемых провизором за смену» специалисты ответили: менее 60 покупателей – 10%, от 60 до 100 – 36%, от 100 до 500 – 45%, свыше 500 – 9% (рис. 4.8).

Рис. 4.8 Количество покупателей обслуживаемых провизором за смену

На рисунке 4.9 представлено ранжирование факторов, которые влияют на решение о покупке блокаторов кальциевых каналов.

Рис 4.9 Влияние факторов на решение о покупке БКК

При приобретении лекарственных препаратов данной группы большинство потребителей предпочитают таблетки пролонгированного действия (31%), капсулы пролонгированного действия (24%) и таблетки (18%). Остальные лекарственные формы выбираются покупателями значительно реже (рис. 4.10).

Рис. 4.10 Предпочтения при выборе лекарственной формы

Во время опроса было выявлено что, по мнению специалистов, приоритет при покупке БКК отдавался препаратам на основе амлодипина (9,5 баллов), верапамила (8,7), нифедипина (8,2) (рис. 4.11).

Рис. 4.11 Частота покупок препаратов в зависимости от действующего вещества

Нами проведен анализ объемов продажи БКК на оптовой фармацевтической фирме, что позволило установить на основе каких международных непатентованных наименований препараты в наибольшей степени реализуются на рынке. Результаты исследований показали, что лидерами по объемам продаж в упаковках являются препараты амлодипина, нифедипина и верапамила (табл. 4.1), а в стоимостном выражении - препараты амлодипина, нифедипина и лерканидипина (табл. 4.2). На рис. 4.12 представлены объемы продаж по группам препаратов БКК в стоимостном выражении и в упаковках.

Таблица 4.1