logo search
ЗАЧЕТ_ответы и вопросы

Ошибки наблюдения

Выделяют следующие типичные ошибки наблюдения:

ØГалло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

ØЭффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

ØОшибки центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

ØОшибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

ØОшибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

ØОшибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

20. Профилактические меры по устранению возможных ошибок в научных теоретических и эмпирических исследованиях.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

Проведение избыточного обследования подростков для составления психодиагностических задач.

Разработка компьютерной программы моделирования психодиагностических задач.

На основе теоретического анализа психологической литературы выявить специфику диагностической деятельности психолога и виды допускаемых в ее процессе ошибок.

Разработать компьютерные методики исследования процесса решения диагностических задач.

Организовать процесс решения задач субъектами диагностики с помощью разработанной компьютерной методики.

Провести анализ ошибок при решении задач по этапам диагностического процесса («Феноменология и анамнез», «Выдвижение гипотез», «Проверка гипотез» и «Диагностическое заключение»).

Обобщить результаты анализа ошибок субъекта диагностики, связанных с гностическим, семиотическим и техническим компонентами диагностической деятельности.

«Психологической эрологии». Описание диагностических ошибок в учебных пособиях позволит дисциплинировать мышление психолога и избежать их отрицательного воздействия в процессе практической работы. В рамках данного раздела важно изучить логические основания неверных рассуждений психолога и провести ранжирование ошибок по степени их отрицательного влияния на диагностическую деятельность. Также важно провести исследования диагностических ошибок при различных видах психологической экспертизы, таких, как судебно-психиатрическая, трудовая и военная. Результаты таких исследований позволят уточнить теоретические основы решения психодиагностических задач. Например, можно выявлять и корректировать заранее запланированные в психодиагностических задачах диагностические ошибки. Кроме этого, знания о диагностических ошибках могут использоваться при разработке специальных тренажеров для оценки квалификации психологов.

Перспективным также представляется накопление банка диагностических задач по запросам подросткового возраста и построение их типологии, разработка практикума компьютерной психодиагностики на основании накопленного банка задач. Практикум позволит моделировать реальные условия психодиагностической деятельности при работе с подростками и будет способен обеспечить психологов широким диагностическим опытом.