logo search
C-X

Востоковедные фонды в России

ИВР РАН (Азиатский музей)

Рукописная коллекция ИВР РАН — Тибетский фонд

20.04.2008

В коллекции рукописей и старопечатных книг ИВР РАН тибетский фонд занимает особое место благодаря своему внушительному объему: в инвентарных книгах, составленных в основном в 1973—1975 гг., числится около 20 500 единиц хранения (бóльшая часть которых состоит из нескольких сочинений) и это — не считая неучтенных материалов, которые предстоит обработать в ближайшие годы. Без сомнения, это одна из крупнейших коллекций литературы на тибетском языке в мире.

Первые тибетские тексты поступили в Санкт-Петербург в 1720-е гг. из развалин монастыря Аблайн-хита на Иртыше. Еще несколько тибетских текстов привезли с собой академики Г. Ф. Миллер (1705—1783) и П. С. Паллас (1741—1811), каждый в свое время исследовавшие Сибирь и посетившие, в частности, селенгинских бурят. По итогам этого первоначального этапа собирания тибетских текстов помощник Палласа И. Ериг составил список приобретенных материалов, в котором значится 12 тибетских сочинений и еще 12 тибето-монгольских билингв.

Значительным образом коллекция пополнилась в первой трети XIX в. за счет приобретения 2 коллекций текстов (в 1835 и 1841 гг.), собранных бароном П. Л. Шиллингом фон-Каштадтом (1786—1837) в 1830—1832 гг., когда он в статусе действительного статского советника был отправлен по делам службы в Сибирь. Тибетская часть собрания Шиллинга состояла из ксилографов, купленных в бурятских монастырях, а также рукописей, написанных по его заказу бурятскими буддийскими монахами. Пожалуй, самой ценной частью коллекции Шиллинга стало полное собрание Кагьюра в 101 томе, изданного в тибетском монастыре Дерге [2].

Менее значительными по объему были поступления тибетских текстов из Китая, где работала Русская Духовная Миссия. Так, в 1835 г. от архимандрита Петра (Каменского) (1765—1845) были получены 43 текста на тибетском и монгольском языках.

В 1847 г. был опубликован первый сводный каталог тибетских текстов в собрании Азиатского Музея [4]. Его авторы, академики Я. И. Шмидт (1779—1847) и О. Н. фон Бётлингк (1815—1914), разделили каталог на три части: сочинения на тибетском (520 единиц хранения), тибето-монгольские билингвы и тибето-монголо-китайские трилингвы (43 единицы хранения) и дуплеты (141 единица хранения). Каталог, однако, был не вполне исчерпывающим, на что указал акад. А. А. Шифнер (1817—1879). В своей статье 1848 г. он перечислил около 60 единиц хранения с параллельными текстами на тибетском и других восточных языках, которые не вошли в каталог Шмидта и Бётлингка.

Во второй половине XIX в. коллекция неизменно пополнялась, в частности в 1851 г. Азиатский музей получил партию книг (в том числе около 60 — на тибетском языке или с параллельными текстами на других языках) из Пекина от будущего академика В. П. Васильева (1818—1900).

К концу XIX в. тибетская коллекция, хотя и была уже крупнейшей в Европе, оставалась довольно компактной. В то же время ей не хватало таких существенных компонентов, как, например, полное издание Тэнгьюра или собрания сочинений (сумбумы) наиболее значимых тибетских авторов, например Чже Цзонкапы или Далай-ламы V.

Поэтому настоящим прорывом в формировании коллекции тибетских книг стали экспедиции в Тибет русских бурятов Г. Ц. Цыбикова (1873—1930), посетившего в 1899—1902 гг. столицу Тибета Лхасу и крупнейшие монастыри Тибета, и Б. Барадийна (1878—1937), посетившего в 1905—1907 гг. монастырь Лавран в Амдо. Азиатский музей в результате их экспедиций получил превосходно подобранные собрания тибетских книг, прежде всего сумбумов наиболее выдающихся ученых Тибета. Коллекция Цыбикова состоит из 333 томов, которые в основном были отпечатаны с ксилографических досок в Лхасе по специальному заказу Г. Ц. Цыбикова. Коллекция Барадийна состоит из 169 томов, изданных в Амдо.

К тому времени Азиатский музей обзавелся также полным изданием Тэнгьюра: ему был передан подаренный Николаю II китайским императором почти полный комплект пекинского издания канона (в него входят Кагьюр, Тэнгьюр, а также собрание сочинений Цже Цзонкапы и отсутствующее у нас собрание сочинений Чанкья-хутухты).

Таким образом, к 1910 г. в распоряжении российских ученых оказались практически все основные сочинения тибетского буддизма. В то же время имевшиеся в Азиатском музее тексты в основном представляли собой лишь относительную историческую ценность. По-настоящему уникальными приобретениями стали тексты, полученные в результате активной собирательской и/или археологической деятельности акад. С. Ф. Ольденбурга (1963—1934), Н.Н.Кроткова (1869-1919), акад. С. Е. Малова (1880—1957) и П. К. Козлова (1863—1935).

Как известно, во многом благодаря С. Ф. Ольденбургу Академия наук получила коллекцию текстов из Дуньхуана (IV—XI вв.). Впрочем, ее тибетская часть была прислана в Санкт-Петербург генеральным российским консулом в Урумчи Н. Н. Кротковым. Она сравнительно небольшая, состоит на данный момент из 217 свитков (при этом 1 из них, по-видимому, отнесен сюда ошибочно и, скорее всего, принадлежит к более поздним XII—XIII вв., а еще три были обнаружены мной среди неучтенных материалов в 2008 г.) [7]. Подавляющее большинство тибетских рукописных свитков из Дуньхуана представляют собой копии канонического сочинения «Арья-апаримита-аюрджняна-нама-махаяна-сутра».

15 июня 1941 г. С. Е. Малов приобрел 57 небольших дощечек с тибетскими надписями, происходящих из Миранского городища близ оз. Лобнор. Ныне это территория Синьзцяна, а в VII—IX вв. здесь проходила граница тибетской экспансии на северо-запад. Тексты дощечек представляют собой военные рапорты и хозяйственные записи того далекого времени. Помимо нашей коллекции, миранские тибетские дощечки имеются только в Англии (коллекция О. Стейна) [8].

Наконец, важнейшей частью тибетского фонда являются рукописи и ксилографы, привезенные П. К. Козловым из Хара-Хото наряду с тангутскими, китайскими и уйгурскими текстами. Она не столь велика (около 120 единиц хранения), но представляет большой научный, прежде всего текстологический, интерес.

В 1920—1930-е гг. собрание тибетского фонда стало расти настолько стремительно, что обработка новых поступлений, и так не совершенная, стала отставать еще больше (в 1935—1937 гг. этой работой занималась Н. П. Ярославцева-Вострикова (1902—1988), успевшая обработать, помимо коллекций Цыбикова и Барадийна, лишь немногим более 6400 единиц хранения, которыми являлись тогда отдельные сочинения, то есть при пересчете на тома это число будет куда меньше). Значительные коллекции были собраны представителями буддологической школы акад. Ф. И. Щербатского (1866—1942) А. И. Востриковым (1904—1937), Е. Е. Обермиллером (1901—1935), М. И. Тубянским (1893—1937), неоднократно выезжавшими в Бурятию и Монголию и работавшими в бурятских монастырях. После закрытия во второй половине 1930-х гг. большинства буддийских монастырей и храмов на территории СССР огромное количество тибетских ксилографов (в основном дуплетов) оказалось в Ленинграде и в конечном счете — в коллекции Института востоковедения, созданного в 1930 г. на базе Азиатского музея. Нельзя также не отметить того факта, что после ареста А. И. Вострикова его значительная личная коллекция тибетских текстов чудом не пропала после разгрома его квартиры сотрудниками НКВД, а была передана Институту.

По всей вероятности, вместе с ксилографами в 1930-е гг. в Институт попала и существенная коллекция икон тибетской буддийской традиции, насчитывающая по предварительным оценкам около 1500 единиц хранения (на данный момент заинвентаризировано около 1050 из них).

Заметным приобретением тибетского фонда стала сравнительно небольшая коллекция еще одного ученика Щербатского — Б. В. Семичова (1900—1981), состоящая из 30 томов и купленная у ее владельца в 1947 г.

Первая полномасштабная инвентаризация разросшегося тибетского фонда была проведена в 1964—1975 гг. в основном силами трех сотрудников: М.И.Воробьевой-Десятовской, Е.Д.Огневой и Л.С.Савицкого [9]. Эта важная работа помогла в общем разобрать фонд, который после нескольких переездов находился в полном беспорядке. Однако она не была доведена до конца и в 2007 г. было принято решение о новой инвентаризации фонда. Эта работа, выполняемая ныне А.В.Зориным и С.С.Сабруковой, помимо всего прочего, должна помочь установлению более полной и ясной картины формирования тибетского фонда, которая на данный момент представляется во многом схематичной и фрагментарной.

к.ф.н. А.В.ЗОРИН

Библиотека Восточного факультета – одно из старейших в России собраний книг востоковедной тематики на русском, европейских и восточных языках.

Восточный отдел Научной библиотеки им. М.Горького является одним из старейших в России и мире фондов литературы на восточных языках. На сегодняшний день он насчитывает около 300 тыс. единиц хранения, их которых более 100 тыс. – редкие и рукописные издания.

Временем создания Восточного отдела Научной библиотеки считается 1819 год. Основу его фонда составляли несколько манускриптов и книг на восточных и западноевропейских языках, подаренных Университету Петровской Кунсткамерой и Азиатским музеем Академии наук.

В 1855 году, в год учреждения Восточного факультета, по указу Министерства народного просвещения библиотеке были переданы большие коллекции книг и рукописей из Казанского университета, Первой казанской гимназии и Института восточных языков при Ришельевском лицее в Одессе. Для активизации процесса формирования библиотечного фонда на Восточном факультете была организована комиссия из ведущих преподавателей и профессоров. В результате ее деятельности библиотека обогатилась ценными коллекциями книг, редкими рукописями на арабском, турецком, татарском и других языках, которые до настоящего времени сохраняют исключительную культурную и научную ценность.

Среди ученых-востоковедов, принимавших активное участие в формировании библиотечного фонда в XIX – первой четверти XX вв., стоит назвать А.К. Казембека, Мухаммеда Айяд Тантави, А.О. Мухлинского, И.Ю. Крачковского, А.А. Ромаскевича, В.Ф. Гиргаса, В.П. Васильева, И.П. Минаева, В.Р. Розена и другие.

В 30-е гг. XX столетия библиотека пополнилась книгами из частных коллекций. Также, в связи с реорганизацией в 1938 г. Института живых восточных языков (ЛИЖВЯ), библиотека получила часть ценнейшего книжного собрания института. Это литература по лингвистике, истории, экономике и куль-туре стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, а также республик Советского Востока на русском, европейских и восточных языках.

На протяжении полувека (с 1950 и по настоящее время) библиотека вела широкий книжный обмен с зарубежными странами. В эти годы была получена научная, учебная и художественная литература из Китая, КНДР, Монголии, Индии, Египта, Эфиопии и других стран.

История формирования книжного фонда библиотеки Восточного факультета неразрывно связана с развитием отечественного востоковедения и необходимостью создания научно-учебной базы для подготовки востоковедных кадров.

На протяжении многих десятилетий библиотека пополнялась с помощью планомерных закупок литературы, в которых принимали участие видные ученые-востоковеды. А после образования Факультета его библиотеке по указу Министерства народного просвещения были переданы большие коллекции книг из Казанского университета, Первой казанской гимназии и Института восточных языков при Ришельевском лицее в Одессе.

На самом факультете для расширения библиотеки была создана особая комиссия в составе ведущих преподавателей и профессоров. В результате ее деятельности Восточная библиотека обогатилась ценными коллекциями книг, редкими рукописями на арабском, турецком, татарском и других языках, которые до настоящего времени сохраняют исключительную научную ценность.

Необходимо также указать, что в библиотеке имеется небольшой архив русских востоковедов, работавших на Восточном факультете. В архиве ираниста и курдоведа П.И. Лерха - материалы к его словарю курдского языка и исследования по иранским курдам. Мы имеем несколько рукописных тетрадей ираниста В.А. Иванова о его поездке в Иран, записные книжки, гранки его работы «Несколько образцов персидской народной поэзии». В архиве А.А. Ромаскевича хранятся напечатанные на машинке перевод с персидского языка «Сокровища тайн» на 266 страницах, статьи «Литературное движение в современной Персии», «Колыбельные песни Шираза» и др. Ценные исследования проф. А.Л.Куна «Грамматический очерк ягнобского наречия» и «Сведения о ягнобском народе» составляют его архив. Несколько рукописных тетрадей с лекциями, заметками, записями о путешествии в Азию, об османской литературе и описанием киргизского диалекта, с указанием подразделений и его отношения к языкам османскому и джагатайскому находятся в архиве проф. П.И. Мелиранского, а архив исследователя Е.Ф. Каля состоит из одной работы – «Ягнобский словарь».

В настоящее время численность книжного фонда составляет 291 тыс. единиц хранения, в том числе порядка 50 тыс. рукописей и ксилографов.