Технологии книгоиздательства и основные центры буддийского книгопечатания в Тибете, Монголии и Бурятии
Дацаны Бурятии – духовные и просветительские центры.
Первые ламы появились в Забайкалье среди селенгинских родов в XVII веке. Первоначально хуралы происходили в юртах. «В 1701 году в Забайкалье уже было 11 небольших дуганов, а в1712 году сюда прибыли сразу 100 тибетских лам, сразу усилив позицию буддизма. В конце 20-х – начале – 30-х того же века на территории, где жили выходцы из Монголии цонголы, был построен первый в Бурятии стационарный монастырь, получивший название Цонгольского». В «Инструкции пограничным дозорщикам» 1728 года Саввы Рагузинского указывалось, чтобы не пропускать из-за границы в бурятские улусы иностранных лам, начать подготовку в бурятских родах своих лам, верноподданных России. В это время императрица Елизавета Петровна обнародовала религиозную реформу. Был утвержден штат в 150 лам, освобожденных от податей и повинностей. Это привело к росту числа хувараков и дальнейшему распространению буддийской религии в Забайкалье. Большинство известных дацанов Бурятии появилось в XVIII- XIX веках.
Бесспорно, ламы, составлявшие весьма крупную прослойку в бурятском обществе, являясь носителями и проповедниками нравственного начала в народе, были его грамотными представителями. Говоря о значении дацанов в жизни бурят XIX столетия необходимо отметить ту несомненную пользу, что принесли населению буддийские ламы. Во всех дацанах до революции 1917 года имелись эмчи-ламы (лекари), обученные методам традиционного тибетского и монгольского врачевания. Особенно громкая слава шла об эмчи-ламах Ацагатского и Цугольского дацанов. Надо отметить, что первоначально именно благодаря успешной медицинской практике буддийские монахи добивались признания у населения, придавали таким образом особую привлекательность учению Будды. Неслучайно первыми буддийскими кумирнями у бурят нередко были аптечные повозки эмчи-лам. «47 дацанов Бурятии до революции имели эмчи-лам (лекарей), лечивших по методам тибетской медицины, Европейскому признанию ее способствовали братья Александр и Петр Бадмаевы. В 1926 году в Цугольский дацана левом берегу Онона был доставлен из Тибета медицинский атлас, позднее переданный в Ацагат. Эмчи-ламы, пользуясь этим атласом, лечили от глухоты, водянки, рака и многих других недугов, которых не могли вылечить врачи обычными методами. ( Э.Базарон, директор центра Восточной медицины)»
ВВЕДЕНИЕ.3
- Актуальность проблемы сохранения и исследования письменного наследия тибето-монгольского буддизма и их особенности
- История происхождения письменностей изучаемого региона
- Технологии изготовления бумаги в Тибете и Монголии средневекового периода
- Технологии книгоиздательства и основные центры буддийского книгопечатания в Тибете, Монголии и Бурятии
- Глава I. Ксилография в монголии и бурятии.20
- Глава II. Книгопечатание в дацанах хоринского ведомства.44
- Глава III. Роль бурятского просветителя р. Номтоева в издательской деятельности бурят.114
- Востоковедные фонды в России