8.Основные этапы внутриутробного развития. Критические периоды пренатального онтогенеза.
Во внутриутроб развитии выделяют три периода: 1.Период имплантации длится от момента оплодотвор до 2 недель. Для этого периода характерно быстрое планомерное дробление оплодотворен яйцеклетки, продвиж ее по маточной трубе к полости матки; имплантация (прикрепление зародыша и внедрение в слизис оболочку матки) на 6–7-й день после оплодотвор и дальнейшее формир плодных оболочек, созд необходимые условия для развития зародыша. Они обеспеч питание (трофобласт), созд жидкую среду обитания и механическую защиту (жидкость плодного пузыря). 2.Эмбрион период длится с 3-й по 10–12-ю недели беременности. В этот период образ зачатки всех важнейших органов и систем будуще малыша, происходит формир туловища, головы, конечностей. Идет развитие плаценты важнейший орган беременности, разделяющ два кровотока (матери и плода) и обеспечив обмен веществ между матерью и плодом, защиту его от инфекционных и др вредных факторов, от иммунной системы матери. В конце этого периода эмбрион становится плодом, имеющ похожую на ребенка конфигурацию. 3.Плодный период начинается с 3-го месяца беременнос и заканчив рождением ребенка. Питание и обмен веществ плода осущ через плаценту. Происходит быстрый рост плода, формир тканей, развит органов и систем из их зачатков, формир и станов новых функцион систем,обеспечив жизнь плода в утробе матери и ребенка после рождения.
Критические периоды онтогенеза:
время развития половых клеток-овогенез и сперматогенез; момент слияния половых клеток-оплодотворение; имплантация зародыша(4-8-е сутки эмбриогенеза); формир зачатков осевых органов (голов и спин мозга,позвоноч столба,первич кишки)
и формир плаценты(3-8-я неделя развития); стадия усиленного роста голов мозга (15-20-я неделя); формир функц систем организма и дифференцирование мочепол аппарата (20-24-я н пренат периода); момент рождения ребенка и период новорожденности-переход к внеутроб жизни; метаболическая и функц адаптац; пер раннего и первого детства(2г-7л),заканч формир взаимосвязей между органами,систем и аппарат органов; подростк возраст(период полового созревания-у мальчиков13-16 лет, у девочек12-15). Одновременно с быстрым ростом органов пол системы активизируется эмоц деят-ть.
- Анатомия и физиология как науки. Что изучает возрастная анатомия и физиология?
- Особенности строения, функции и разновидности эпителиальной ткани.
- Особенности строения, функции и разновидности соединительной ткани.
- Особенности строения, функции и свойства мышечной ткани.
- Особенности строения и функции нервной ткани.
- 6.Понятие об органе, системе органов, целостности организма. Теория функциональных систем
- 7.Онтогенез. Основные закономерности. Учение о системогенезе.
- 8.Основные этапы внутриутробного развития. Критические периоды пренатального онтогенеза.
- 9.Основные этапы внеутробного развития. Критические периоды постнатального онтогенеза.
- 10.Биологический возраст и его критерии.
- 12.Кость как орган. Классификация костей.
- 13.Происхождение костей. Типы окостенения.
- 19. Мышца, как орган. Классификация скелетных мышц.
- 24. Основные элементы трубчатых и паренхиматозных органов. Примеры.
- 25. Пищеварение в ротовой полости. Возрастные изменения.
- 26. Строение и функции желудка и кишечника. Значение в пищеварении печени и поджелудочной железы.
- 27. Физическое развитие. Методы его определения.
- 29. Кожа. Строение и функции. Возрастные особенности.
- 30. Внутренняя среда организма. Гомеостаз.
- 31. Строение и функции крови. Возрастные изменения.
- 32. Группы крови. Резус- фактор. Схема переливания крови.
- 33. Свертываемость крови.
- 34. Иммунитет. Виды иммунитета.
- 35. Принцип строения и функции верхних дыхательных путей.
- 37. Дыхательные движения и их регуляция.
- 38. Функциональные показатели дыхания и их возрастные особенности. Особенности дыхания детей с ограниченными возможностями здоровья.
- 39. Газообмен. Внешнее и внутреннее дыхание.
- 40. Принцип строения и функции сердца. Нервная и гуморальная регуляция сердечной деятельности.
- 43. Кровеносные сосуды. Регуляция тонуса сосудов. Давление. Пульс. Возрастные изменения.
- 44. Микроциркуляторное русло. Его значение.
- 45. Лимфатическая система. Строение и функции.
- 46. Понятие о железах внутренней секреции. Гормоны. Природа и характер действия гормонов.
- 47.Строение и функции гипофиза и эпифиза.
- 48.Строение и функции щитовидной и паращитовидных желез.
- 49.Строение и функции тимуса и поджелудочной желез.
- 50. Строение и функции половых желез и надпочечников.
- 51. Возрастные изменения эндокринных желез.
- 52 Принцип строения нервной системы. Значение нервной системы.
- 53. Рецепторы, их классификация.
- 54. Эффекторы их классификация. Строение и классификация нервных волокон.
- 55.Синапсы. Строение химического синапса и механизм проведения в нем нервного импульса.
- 56.Спинной мозг. Строение и функции.
- 57.Вегетативная нервная система.
- 58.Ствол головного мозга. Основные отделы. Черепные нервы.
- 59.Промежуточный мозг. Строение и функции.
- 60.Передний мозг. Принцип строения и функции.
- 61.Принцип строения и функционирования коры больших полушарий. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- 62.Зрительная сенсорная система. Основные отделы; строение и значение
- 63.Слуховая сенсорная система. Основные отделы; строение и значение.
- 64.Сома, висцера, интегративные системы. Их взаимосвязь.