logo search
КЕЙСЫ клиническая патфиз для студентов / кейссистем

3. Контрольные вопросы

  1. Динамика развития воспалительного процесса.

  2. Роль ответа острой фазы (ООФ) в развитии местных и общих проявлений воспаления.

  3. Синдром системного воспалительного ответа (ССВО), патогенетическая основа синдрома полиорганной недостаточности (СПОН).

  4. Сепсис. Определение, классификация.

  5. Сепсис. Этиология, патогенез.

  6. Принципы этиотропной и патогенетической терапии сепсиса.

4.Задания для самостоятельной работы студентов определяют содержание самоподготовки (с учетом требований разрабатываемой РП):

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

- написание рефератов;

- работа с тестами и вопросами для самопроверки;

- выполнение переводов на иностранные языки/с иностранных языков;

- моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций ситуации;

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание

самостоятельной работы

Клиническая патофизиология септического шока.

реферат

Принципы патогенетической терапии сепсиса.

Доклад

Роль генетических факторов в развитии синдрома системного воспалительного ответа.

реферат

В качестве формсамостоятельной работы студентов во внеаудиторное время, могут быть использованы следующие:

а) подготовка реферативного сообщения на практическое занятие;

б) подготовка реферата;

г) приготовление учебных наглядных пособий (микропрепараты, макропрепараты, муляжи, таблицы, презентации, кодограммы, слайды и т.п.);

д) конспектирование,

  1. Ориентировочная основа действия (ООД) для СРС

Динамика развития воспалительного процесса.

Определение понятия воспаления. Этиология воспаления. Эндогенные и экзогенные повреждающие факторы. Патогенез и стадии острого воспалительного процесса. Певвичная и вторичная альтерация, повреждение структур клетки. Клеточные и гуморальные медиаторы воспаления, их участие в регуляции воспалительного процесса. Механизм действия системы комплемента в очаге воспаления. Роль цитокинов, белков острой фазы в развитии воспалительного процесса. Экссудация, сосудистая реакция при воспалении. Физико-химические изменения в очаге воспаления. Миграция лейкоцитов в очаге воспаления. Механизмы фагоцитоза. Стадии фагоцитоза. Пролиферация. Изменение обмена веществ в очаге воспаления. Исходы острого воспаления.

Роль ответа острой фазы (ООФ) в развитии местных и общих проявлений воспаления.

ООФ, его характеристика (основные медиаторы: IL-1,6, ФНО – происхождение и биологические эффекты). Отметить, что ООФ, наряду с Н.С. обеспечивает через действие названных медиаторов (активация системы, повышение активности иммунной системы, системы белой крови и др.) системный (общий) ответ организма на локальные повреждения тканей. Белки острой фазы (БОФ), происхождение, виды (группы БОФ по времени и степени реагирования на стимул), основные эффекты действия. Патогенное воздействие на организм медиаторов воспаления.

Синдром системного воспалительного ответа (ССВО), патогенетическая основа синдрома полиорганной недостаточности (СПОН).

Этиология системного воспаления. Патогенетические механизмы системного воспаления. Стадии развития системного воспалительного ответа. Синдром полиорганной недостаточности и гиперметаболизма.

Сепсис. Определение, классификация.

Отметить, что в основе сепсиса лежит реакция организма в виде генерализованного(системного) воспаления на инфекцию различной природы (бактериальную, вирусную, грибковую). Характеристика сепсиса с позиции клинико-патогенетического синдрома, гетерогенного по этиологии и локализации очагов и гомогенный по основным механизмам патогенеза. Охарактеризовать сепсис как одну из клинических форм синдрома системного воспалительного ответа. Нозологическая классификация сепсиса в зависимости от локализации очага повреждения.

Сепсис. Этиология, патогенез.

Бактериемия и сепсис. Отметить, что бактериемия это присутствие инфекта в системном кровотоке, является одним из возможных, но необязательным проявлением сепсиса. Этиология сепсиса. Грамположительный и грамотрицательный сепсис. Патогенез сепсиса. Концепция PIRO, включающая 4 звена патогенеза сепсиса: предрасположенность,( включающую различные генетические факторы, наличие сопутствующих заболеваний, иммуносупрессию, возрастной фактор), инфекцию (факторы патогенности, локализация очага), реакцию организма на инфекцию – синдром системного воспалительного ответа, органную дисфункцию.

Принципы этиотропной и патогенетической терапии сепсиса.

Охарактеризовать принципы интенсивной терапии сепсиса с позиции доказательств эффективности медицинских вмешательств и лекарственных средств. Использование различных уровней доказательств для обоснования интенсивной терапии. Использование данных широких рандомизированных исследований с четкими результатами и низким риском ложноположительных и ложноотрицательных ошибок.

Задания для СДС во внеучебное время.

1. Подготовить реферативные сообщения с использованием современных источников литературы (статьи мед.журналов, базы данных интернета)

1.«Этиология и патогенез системного воспалительного ответа»

2. .«Этиология и патогенез эндотоксемии и эндотоксического шока»

с использованием литературных источников (статьи мед.журналов, интернет источники).

Составить ситуационную задачу по теме занятия с приведением эталона ответа.

Пример составления и решения ситуационной задачи.

Ситуационная задача.

Задача: Пациент Ф. 30 лет доставлен в клинику бригадой реанимационной СМП с места ДТП с диагнозом: Автодорожная травма. Перелом ребер справа. Ушиб правого легкого. Гемопневмоторакс. Тупая травма живота с повреждением 4, 5, 6 сегментов печени, отрыв пузырной артерии, ушиб поджелудочной железы, разрыв поперечно-ободочной кишки, разрыв брыжейки толстого и тонкого кишечника. Внутрибрюшное кровотечение (1000 мл). Субдуральная гематома правой лобновисочной области. Закрытый оскольчатый перелом левого бедра со смещением осколков. Разрыв правого акромиально-ключичного сочленения.

Проведено оперативное лечение.Лапаротомия. Холицистэктомия. Частичное ушивание раны печени, тампонирование и дренирование подпеченочного пространства, ушивание раны брыжейки тонкой кишки, ушивание клетчатки по нижнему краю поджелудочной железы. В раннем п/операционном периоде больной находился в отделении реанимации. Больной выведен из состояния гиповолемического шока. Состояние больного оставалось стабильно тяжелым. Учитывая наличие закрытого оскольчатого перелома левого бедра, на 12 сутки больному решено выполнить остеосинтез бедра пластиной (до этого времени больной находился на скелетном вытяжении). На 7-е сутки п/о периода состояние больного резко ухудшилось. У больного появилась лихорадка до 40,5°С, гипотония. Проведен прокальцитониновый тест с целью определения степени выраженности системного воспалительного ответа (>10 пг/мл), что свидетельствует о высокой степени выраженности системного воспалительного ответа. При проведении 3-х кратного биологического исследования в гемокультуре выявлена грамм - микрофлора (Enterobactercloacae).

Какой патологический процесс развился у пациента? Назовите причину. Охарактеризуйте патогенез.

Проведите патофизиологический анализ

Эталон ответа задачи: У пациента после тяжелой сочетанной травмы, перенесенного гиповолемического шока развился грамм(-) септический шок вследствие инфицирования раны бедра, с определением в гемокультуреEnterobactercloacae, атибиотикорезистентного штамма, представителя нозокомиальной флоры(внутрибольничная инфекция). Клинико-лабораторными критериями подтверждающими явилась гектическая лихорадка, стойкая гипотония, высокая степень активности прокальцитонинового теста, развитие синдрома полиорганной недостаточности. Течение заболевания осложнилось массивными кровотечениями из раны бедра до 1,5-2 л. Для лечения применены антибактериальные препараты группы резерва, проведение экстракорпоральных методов очищения крови. Больной на 53 сутки переведен из отделения реанимации.

Результаты самостоятельной работы контролируютсяпреподавателем по балльно – рейтинговой системе и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.