Соединенные Штаты Америки
В Соединенных Штатах Америки основные принципы третейского рассмотрения были урегулированы в Федеральном арбитражном законе (Federal Arbitration Act) в 1925 г. В 1955 г. на Национальной конференции уполномоченных по единым законам был принят Единый арбитражный закон, который стал модельным для разработки соответствующих законов в отдельных штатах4.
Кроме широкого применения третейского рассмотрения в сфере предпринимательской деятельности, третейское рассмотрение активно используется при рассмотрении деликтных споров, по возмещению внедоговорного вреда, а также по спорам при участии коммерческих корпораций и государственных органов5.
Координацию деятельности третейских учреждений в США осуществляет Американская Арбитражная Ассоциация, которая является некоммерческой общественной организацией со штаб-квартирой в Нью-Йорке, которая имеет 37 региональных отделений в наибольших городах Соединенных Штатов. Каждый год под эгидой Ассоциации рассматривается около ста тысяч коммерческих споров; список арбитров Ассоциации составляет около десятка тысяч специалистов по разным областям и институтам права. Ассоциация объединяет как национальные третейские и посреднические учреждения, так и систему международного коммерческого арбитража. Процедура рассмотрения национальными третейскими учреждениями осуществляется согласно Коммерческим арбитражным правилам (Commercial Arbitration Rules), процедура международного арбитража осуществляется согласно Международным арбитражным правилам (International Arbitration Rules). Ассоциацией установлен ряд требований, так называемых Этических правил относительно деятельности арбитров, которые разработаны совместно с Американской ассоциацией адвокатов (ABA)6.
Государственный суд также наделен полномочиями назначать арбитров в тех случаях, когда стороны не пришли к соглашению относительно способа назначения арбитров или персональных кандидатур третейских судей.
Американский арбитраж наделен правом вызова любого лица на заседание в качестве свидетеля и требовать у него предоставления любых письменных или вещественных доказательств, касающихся спора. Такое право третейского суда подкрепляется компетентной юрисдикцией государственных судов, которые оказывают содействие арбитражам в этой части. Так, согласно ст. 7 Федерального арбитражного закона окружной суд (государственный) по месту нахождения арбитража может обязать свидетелей появиться в арбитраж для дачи показаний, а также предоставить необходимые арбитражу доказательства и материалы. Определение перечня объектов, которые расцениваются как важные доказательства по делу, находится в компетенции арбитража.
В практике третейского правоприменения арбитры не связаны нормами действующего законодательства и могут руководствоваться собственными представлениями о справедливости. Решение арбитража является окончательным и не подлежит обжалованию7.
Решение третейского суда подтверждается или судом по месту принятия арбитражного решения или тем государственным судом, который стороны определили своим соглашением.
В целом, в Соединенных Штатах создан благоприятный климат для развития альтернативных форм разрешения правовых конфликтов. Федеральный арбитражный закон декларирует политику содействия третейскому рассмотрению. Конгресс США фактически отменил законодательство отдельных штатов, которое ограничивало право сторон на добровольную передачу спора в арбитраж8. Верховный Суд США прямо указывает, что любые сомнения относительно подведомственности спора третейскому суду должны толковаться в пользу последнего9.