logo search

19. Транспортировка пораженных

19.1. Виды транспортировки пораженных

Согласно сформировавшейся в России системе лечебно-эвакуационного обеспечения в чрезвычайных ситуациях после оказания пораженным первой медицинской помощи непосредственно в очаге поражения пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.

Транспортировка пораженных может осуществляться: а) вручную одним или несколькими спасателями; б) с использованием транспортных средств – железнодорожным, автомобильным, воздушным, водным и другими видами транспорта.

При всех видах транспортировки пораженные должны перемещаться в определенных положениях (позах), в зависимости от травмы облегчающих их страдания.

Рациональными положениями тела при транспортировке являются:

а) На спине – при: сотрясениях головного мозга; травмах передней части головы и лица; повреждениях позвоночника; переломах костей таза и нижних конечностей; шоковых состояниях; травмах органов брюшной полости; травмах груди; ампутации нижних конечностей (с валиком под травмированной ногой), острых хирургических заболеваниях (аппендицит, ущемленная грыжа, прободная язва);

б) Сидя – при: травмах глаз, груди, дыхательных путей; травмах верхних конечностей; ушибах, порезах, ссадинах ног; травмах плечевого пояса; сидя с поднятой вверх рукой – при ампутированной верхней конечности; полусидячее положение со склоненной на грудь головой – при травмах шеи;

в) На животе – при: травмах затылочной части головы; травмах спины, ягодиц, тыльной поверхности ног; на животе или на правом боку – при травмах спины; на животе с валиком под грудью и головой – при кровопотерях.

Во время транспортировки спасатели должны постоянно следить за состоянием пораженных (дыхание, пульс, поведение) и, в случае необходимости, оказывать первую медицинскую помощь.

В холодное время следует принять меры для предупреждения охлаждения пораженного (укрыть пораженного одеялом, шинелью, пальто, дать теплое питье и т.д.).

При массовом поражении людей перед транспортировкой производится медицинская сортировка пораженных, а также устанавливается очередность транспортировки: в первую очередь транспортируются тяжело пораженные и дети; во вторую очередь – пораженные средней тяжести, которые могут перевозиться в сидячем положении, в третью – легко пораженные.

Основными мероприятиями при транспортировке пораженных являются:

определение способа транспортировки;

подготовка пострадавших, специальных подручных транспортных средств;

выбор маршрута;

погрузка пострадавших в транспортные средства;

обеспечение безопасности пострадавших при транспортировке.

19.2. Транспортировка пораженных вручную

Транспортировка пораженных вручную может производиться одни или несколькими спасателями.

1). Транспортировка пострадавшего одним человеком:

Переноска пострадавшего одним человеком возможна следующими способами (рис.

19.1. – 19.5.). При этом нужно учитывать свои физические возможности, вес пострадавшего и характер травмы.

Переноска пострадавшего одним человеком на спине (рис. 19.2.3.) и на спине с помощью лямки (рис. 19.2.4.). Этот способ наименее утомителен для переносящего постра­давшего.

Такие способы транспортировки могут быть приме­нены при травмах нижних конечностей (стопа, голень) или бессознательном состоянии пострадавшего (отравление, удушье, сотрясение головного мозга и т.д.), но полностью исключены при переломах позвоночника, костей таза, бедра.

Рис. 19.1. Переноска пострадавшего на руках. При таком способе основная нагрузка ложится на мышцы рук и плечевого пояса, оказывавшегопервую помощь

Рис. 19.2. Перенос пострадавшего на плече. При таком способе основная нагрузка приходится на плечо, позвоночный столб, ноги

Р

Переноска пострадавшего одним Переноска пострадавшего одним человеком

человеком на спине на спине с помощью лямки

ис. 19.3.

Рис. 19.4.

Рис. 19.5. Транспортировка пострадавшего волоком

(на плащ-палатке, брезенте, одеяле и т. д.)

При транспортировке пострадавшего волоком (рис. 19.5.), не­обходимо учитывать не только состояние пострадавше­го, но и покрытие, по которому предстоит транс­портировка, чтобы не доставить лишних страданий пострадавшему.

2

). Способы транспортировки пострадавшего двумя людьми (рис. 19.6. – 19.8.).

Рис. 19.6.

Рис. 19.7.

Рис. 19.8.

Транспортировка пострадавшего на «замке» из трех рук (рис. 19.6.) и на «замке» из четырех рук (рис. 19.7.). Та­кой способ имеет отрицательные стороны (двигаться проходится синхронно и боком), а поэтому применяется для транспортировки на небольшое расстояние. Способ транспортировки пострадавшего «друг за другом» (рис.19.8) более предпочтителен, чем предыдущие два способа.

Рис. 19.9. Переноска пострадавшего при помощи лямки

Переноска пострадавшего при помощи лямки (рис.19.9) позволяет двигатся спасателям не боком, а в прямом направлении и требует от них меньших физических усилий.

Однако все вышеуказанные способы транспортиров­ки пострадавшего неприемлемы при сильных травмах (перелом позвоночника, перелом бедра, пере­лом костей таза). В таких (при отсутствии стандартных носи­лок) случаях для транспортировки применяются импровизированные носилки, сделанные из под­ручных средств (рис. 19.10.).

Рис 19.10. Импровизированные носилки из подручных средств:

а} сделаны из жердей и двух рубашек; б) сделаны из жердей и пальто с вывернутыми рунами; в) сделаны из жердей и серели

Для транспортировки пострадавших с переломом по­звоночника можно использовать другой вид носилок из подручных средств (рис. 19.11.).

Рис. 19.11. Носилки из подручных средств для транспортировки пострадавших с переломом позвоночника с полной фиксацией пострадавшего

19.3. Транспортировка пораженных с использованием медицинских транспортных средств

Для быстрой доставки пораженных в лечебные учреждения или при транспортировке их на значительные расстояния используется специальный медицинский или обычный транспорт.

Автотранспорт яляется в современных условиях одним из основных средств эвакуации пораженных. Из-за недостатка специального автотранспорта здравоохранение использует транспорт народного хозяйства с проведением простейших приспособительных мероприятий и в первую очередь для эвакуации тяжелопораженных (оборудование универсальным санитарным приспособлением для установки носилок – УСП-Г, добавление в кузов автомобиля балласта, смягчающего тряскость автомобиля, укрытие кузовов грузовых автомобилей тентами, обеспечение тран­спорта подстилочным материалом одеялами и др.) (рис. 19.12.).

Наиболее удобными для эвакуации пораженных являются автобусы, оснащенные типовым санитарным оборудованием (ТСО) для установки носилок (рис. 19.13.). На каждый автобус предусматривается один соправождающий спасатель.

Определенные преимущества перед автомобильным транспортом наряду с железнодорожным имеет также и речной (морской транспорт (товарно-пассажирские и грузовые суда различного тоннажа).

Из воздушных средств для эвакуации пораженных могут быть использованы самолеты гражданской авиации: АН-2, ЯК-40 и др.

Рис. 19.12. Грузовой автомобиль с УСП-Г.

Рис. 19.13. Автобус, оснащенный типовым санитарным оборудованием.

При невозможности выдвижения транспорта к очагам (участкам) санитарных потерь организуется вынос пораженных на носилках до места возможной погрузки на транспорт.

Места погрузки пораженных на транспорт выбирают как можно ближе к зонам ЧС.

Для эвакуации пораженных автотранспортом организуется погрузочная площадка, позволяющая разместить под погрузку одновременно несколько автомобилей. Для погрузки пораженных в автомобили целесообразно иметь трапы-сходни.

При массовой эвакуации пораженных железнодорожным (водным) транспортом на станции (пристани) погрузки (выгрузки) развертывают эвакоприемники и оборудуют грунтовые подъездные пути к ним и простейшие приспособления для обеспечения погрузки (выгрузки) пораженных (сходни, мостики и щитки).

Для этих целей используют также платформы и трапы. При необходимости до погрузки на транспорт пораженных временно размещают в пристанционных и других имеющихся поблизости от места погрузки зданиях, приспособленных для этого инженерной службой.

Больных в состоянии психического возбуждения перевозят в отдельных вагонах, оборудование которых исключает возможность самостоятельного выхода больного из вагона, получения травмы и др.

Для погрузки пораженных в вагоны выделяют команды носильщиков. Личный состав команды получает инструктаж по способам выноса пораженных из автотранспорта, переноски и погрузки их в вагоны. Команда обеспечивается санитарными носилками из расчета одни носилки на 4 носильщиков. Размещение носилочных пораженных осуществляется в определенной последовательности: сначала на удаленные от входа в вагон места и на верхние полки (в пассажирских вагонах эвакуационных санитарных поездов).

В составе эвакоприемника развертывают перевязочную для оказания медицинской помощи при возникших неотложных состояниях (кровотечение, асфиксия и др.).

Учитывая неблагоприятное влияние транспортировки на состояние пораженных, необходимо стремиться к ее смягчению за счет использования наиболее щадящих видов транспорта (водный, железнодорожный, авиационный).

В условиях, когда для медицинской эвакуации приходится широко использовать разнообразные типы приспособленных и неприспособленных транспортных средств, особое значение приобретает эвакуационно-транспортная сортировка пораженных и оформление медицинских документов на эвакуируемых. При этом внимание уделяется не только установлению очередности эвакуации, но и виду транспорта, положению на транспорте, а также эвакуационному предназначению. Четкое и правильное заполнение форм медицинской документации, сопровождающей пораженного (медицинская карточка первичного учета пораженных, эвакопаспорт, повагонная ведомость, маршрутный лист), содействует более успешной эвакуации пораженных по направлению и назначению.