logo search
Экзамен / Методические материалы / МР почва

2 Цель практического занятия

Усвоение обучаемыми контингентами практических умений по санитарно-эпидемиологической оценке почвы.

3 Хронометраж практического занятия (таблица 1)

Таблица 1

№ элемента

занятия

Элемент занятия

Время

в минутах

1

Собеседование по теме занятия или тестовый контроль

20

2

Пояснение преподавателя к проведению самостоятельной аудиторной работы обучаемых

5

3

Самостоятельная аудиторная работа по решение ситуационных задач

140

4

Обсуждение и контроль общих итогов освоения темы занятия

15

Общее время освоения темы

180

4 Оснащение занятия

4.1 Методические и нормативные материалы:

4.2 Наглядное обеспечение (представлено списком стендовых планшетов, дублирующих материал презентации лекционного курса «Основы гигиены почвы»; при решении ситуационных задач могут быть использованы и стенды, и презентации указанного лекционного курса):

1) Почва (определение).

2) Общая схема «внутренностей» нашей планеты.

3) Горизонты почвы.

4) Классификация почв по механическому составу.

5) Гигиенически значимые компоненты почвы.

6) Основные аспекты значения почвы.

7) Общебиологическое значение почвы.

8) Гигиеническое значение почвы.

9) Эпидемиологическое значение почвы.

10) Основные процессы самоочищения (воспроизводства) почвы.

11) Инфекционные, паразитарные и неинфекционные заболевания и поражения, в механизме передачи которых участвует почва.

12) Максимальные сроки выживания в почве некоторых возбудителей инфекционных заболеваний и яиц гельминтов

13) Общая характеристика гигиенически значимых свойств почвы.

14) Естественные биогеохимические провинции (определение).

15) Искусственные биогеохимические провинции (определение).

16) Трофические цепи (цепи питания, пищевые цепи) (определение).

17) Трофические цепи и сети (схема).

18) Примеры трофических цепей.

19) Вернадский В.И. (фото, википедия).

20) Виноградов А.П. (фото, википедия).

21) Варианты поступления чужеродных веществ в организм человека через пищевые цепи.

22) Пример концентрирования ЧХВ в трофической цепи.

23) Классификация отходов жизнедеятельности человека.

24) Показатели вредности химических веществ, устанавливаемые при их гигиеническом нормировании в почве.

25) Показатели для гигиенической оценки качества почвы.

26) Показатели химического загрязнения почвы.

27) Коэффициент превышения ПДК.

28) Коэффициент концентрации химического вещества.

29) Суммарный показатель загрязнения почвы.

30) Критерии оценки степени загрязнения почв неорганическими веществами.

31) Критерии оценки степени загрязнения почв органическими веществами.

32) Ориентировочная оценочная шкала опасности загрязнения почв по суммарному показателю загрязнения (Zс).

33) Общая классификация химических загрязнителей почвы по классам опасности.

34) Санитарно-химические показатели санитарного состояния почвы (рисунок).

35) Оценка чистоты почвы по «санитарному числу» (по Н.И. Хлебникову).

36) Биологические показатели загрязнения почвы.

37) Показатели биологической активности почвы.

38) Фитоклиматическая установка (рисунок).

39) Фильтрационная установка

40) Основные методы обезвреживания и утилизации отходов.

41) Схема укладки компостного штабеля.

42) Схема основных технологических операций при эксплуатации полигона ТБО.

43) Схема завода биотермической переработки ТБО.

44) Способы получения энергии биомассы.

45) Успешная утилизация отходов (фото).

46) Установка пиролиза ТБО.

47) Санитарная охрана почвы (определение).

48) Цель санитарной охраны почвы.

49) Ключевые вопросы управления отходами жизнедеятельности человека (рекомендации экологической комиссии ООН совместно с ВОЗ).

50) Законодательные, распорядительные, нормативные и методические документы в области санитарной охраны почвы.

51) Очистка населенных мест (определение).

52) Основные компоненты (этапы) системы очистки населенных мест.

53) Системы удаления твердых бытовых отходов (ТБО).

54) Планово-поквартирная система.

55) Планово-регулярная система.

56) Планово-подворная система.

57) Перспективные системы.

58) Недостатки первой системы.

59) Вторая система исключает:.

4.3 Техническое обеспечение:

Аппарат для демонстрации презентаций.

5 Учебные вопросы для самостоятельной подготовки обучаемого

контингента

1) Понятие почвы, ее горизонты, гигиенически значимые компоненты.

2) Общебиологическое, гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы.

3) Процессы самоочищения (воспроизводства) почвы.

4) Общая характеристика гигиенически значимых свойств почвы.

5) Биогеохимические провинции, их сущность, влияние особенностей на состояние здоровья населения.

6) Трофические цепи и сети, влияние особенностей на состояние здоровья населения.

7) Классификация отходов жизнедеятельности человека.

8) Показатели для гигиенической оценки качества почвы.

9) Основные методы обезвреживания и утилизации отходов.

10) Способы получения энергии биомассы.

11) Санитарная охрана почвы (определение, цель, задачи).

12) Очистка населенных мест (определение, цель, этапы).

13) Системы сбора и удаления ТБО.

14) Перспективные системы сбора и удаления ТБО.

6 Содержание аудиторной самостоятельной работы обучаемого

контингента

Решение ситуационных задач по различным аспектам санитарно-эпидемиологической оценки качества и безопасности почвы.

7 Пояснения к самостоятельной работе обучаемого контингента

1) В процессе внеаудиторной работы обучаемые изучают дидактический материал, представляемый методическим кабинетом кафедры гигиены в электронном варианте: учебники, практикумы, учебные пособия, приведенные выше лекционные курсы в виде презентаций; данными материалами обеспечивается и контингент, обучающийся по дистанционной форме.

2) В представляемую разработку включены только те материалы, которые непосредственно необходимы для решения ситуационных задач.

3) Решение ситуационных задач при обычной форме обучения осуществляется аудиторно, так как в процессе работы необходимы постоянные консультации преподавателя.

4) Обучаемые по дистанционной форме получают консультации преподавателей по электронной почте в режиме Онлайн.

5) Каждому обучаемому в процессе аудиторной самостоятельной работы предлагается решение трех разноплановых ситуационных задач.

6) Решение ситуационных задач проводится в письменном виде.

7) При решении ситуационных задач могут быть использованы стенды и слайды, наименования которых приведены выше (подраздел 4.2).

8) Результаты решения ситуационных задач подлежат выборочному коллективному обсуждению, а также проверяются преподавателем во внеучебное время.

9) Алгоритм решения ситуационных задач: