Введение
Здравоохранение, являясь сложной социально-экономической системой и отраслью народного хозяйства, призвано обеспечивать реализацию важнейшего социального принципа - сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание им высококвалифицированной лечебно- профилактической помощи.
Для российского здравоохранения сейчас особенно актуальна проблема повышения качества медицинской помощи. В связи с этим необходимо кардинальное решение управленческих, организационных и экономических проблем с целью создания механизма эффективного функционирования этой важнейшей социальной сферы. С точки зрения системного управления здоровье населения является фактором, оказывающим решающее влияние на формирование национальной социальной политики. Уровень и качество здоровья народа, определяемые санитарно-демографическими показателями, во многом характеризуют степень цивилизованности страны, активно влияя на ее социально-экономический потенциал.
Выступая в качестве интегральной характеристики развития здравоохранения, уровень и качество здоровья населения выражают меру социальной ответственности государства перед своими гражданами за их физическое, психическое и социальное благополучие.
С точки зрения общегосударственных интересов необходимо обеспечить народнохозяйственную эффективность здравоохранения как важнейшей социальной сферы. Качество медицинской помощи в крупном лечебном учреждении зависит от множества различных факторов.
Под медицинской помощью понимается комплекс диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий, осуществляемых по установленным нормативными документами МЗ РФ и территориального органа здравоохранения и технологиям с целью достижения конкретных результатов. То есть, медицинская помощь – многофакторный процесс, а, следовательно, ее оценка, контроль, обеспечение и улучшение должны осуществляться по многим направлениям. Их систематизация и организация управления соответствующими процессами является важным шагом в создании системы управления обеспечением качества медицинской помощи.
Эффективность функционирования здравоохранения определена многими параметрами, среди которых эпидемиологическая безопасность населения. Элементарные расчеты показывают, что при таком низком уровне эффективности стерилизации в учреждениях здравоохранения страны, каждый пациент в период пребывания в стационаре подвержен риску инфицирования не стерильными инструментами. Это означает, что комплекс стерилизационных мероприятий в учреждениях здравоохранения страны не может гарантировать эпидемиологическую безопасность населения при получении лечебной и лечебно-диагностической помощи.
Актуальность темы исследования. Профилактика внутрибольничных инфекций является актуальной медицинской и социально-экономической проблемой. И хотя за последние годы в России были проведены определенные организационные и практические мероприятия, направленные на борьбу с внутрибольничными инфекциями, ситуация практически не улучшается. По оценкам специалистов, минимальный экономический ущерб в России, наносимый внутрибольничной инфекцией, ежегодно составляет около 5 миллиардов рублей.
Профилактика ВБИ решением коллегии Минздрава еще в 2002 году признана приоритетной задачей. За последние годы в стране ужесточен контроль над выполнением требований санитарно-эпидемического надзора, но недостаток современного оборудования для стерилизации и дезинфекции во многих медицинских учреждениях страны явно не способствует решению этой актуальной проблемы. Однако даже самое современное оборудование для стерилизации и дезинфекции не решит всех вопросов связанных с профилактикой и снижением внутрибольничных инфекций.
Сложная санитарно-эпидемиологическая ситуация в нашей стране требует принципиально новых решений, новой стратегии профилактики внутрибольничных инфекций. Необходима не только новая законодательная база, единый технологический регламент по стерилизации изделий медицинского назначения, больше внимания следует уделять подготовке и повышению квалификации специалистов и среднего медицинского персонала. Ведь эффективность функционирования здравоохранения во многом зависит от качества, количества и структуры занятых в этой сфере трудовых ресурсов, а также степени их применения.
По мнению Министерства здравоохранения РФ, резервом повышения качества сестринской помощи является эффективная организация работы сестринских служб: рациональная расстановка кадров, перераспределение функций между средним и младшим медицинским персоналом, планирование работы, снижение непроизводственных затрат рабочего времени и т. п. И здесь немаловажная роль отводится руководителям сестринского персонала отделений - старшим медицинским сестрам.
Поэтому одной из важнейших проблем здравоохранения в современных условиях становится совершенствование организации работы всех сфер здравоохранения, рациональное использование трудовых ресурсов отрасли, их правильная мотивация и повышение роли сестры-организатора по совершенствованию организации работы отделений стационаров. Все это определяет актуальность проблемы совершенствования организации работы ЦСО для снижения внутрибольничной инфекции и повышения качества услуг здравоохранения.
Объект исследования: профессиональная деятельность медицинской сестры-организатора.
Предмет исследования: анализ профессиональной деятельности медицинской сестры-организатора ЦСО ММУГКБ № 1 им. Н.И.Пирогова по совершенствованию организации работы отделения.
Цель исследования: повышение роли сестры-организатора в организации деятельности и управления персоналом ЦСО по повышению качества услуг здравоохранения, направленных на предупреждение внутрибольничных инфекционных заболеваний среди пациентов и медицинского персонала ММУГКБ № 1 им. Н.И.Пирогова.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия "качества медицинской помощи", определить профессиональную роль медицинской сестры-организатора в осуществлении мероприятий по созданию безопасной среды для пациентов и медицинского персонала в ММУГКБ № 1 им. Н.И.Пирогова и предупреждения возникновения у них внутрибольничных инфекционных заболеваний;
2. Рассмотреть основные технологии и подходы в организации деятельности и управлении персоналом, и их эффективность применения в учреждениях здравоохранения;
3. Определить основные факторы влияния на организацию деятельности и управление персоналом медицинского учреждения;
4. Исследовать эффективность организации деятельности и управления персоналом в ЦСО ММУГКБ № 1 им. Н.И.Пирогова;
5. Разработать рекомендации по повышению роли сестры-организатора по организации работы и управлению персоналом ЦСО ММУГКБ № 1 им. Н.И.Пирогова.
Методы исследования:
-
работа с медицинской и статистической документацией;
-
качественный и количественный анализ персонала ЦСО и его влияния на созданию безопасной среды для пациентов и медицинского персонала в ММУГКБ № 1 им. Н.И.Пирогова;
-
анализ результатов профессиональной деятельности сестры-организатора и медицинского персонала отделения.
Практическая значимость: показать на практике роль медицинской сестры-организатора в организации деятельности ЦСО по повышению качества медицинской услуги, направленной на создание безопасной среды для пациентов и медицинского персонала в стационаре.
- Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретическое исследование проблемы организации повышения качества медицинской услуги
- 1.1 Качество медицинской услуги и деятельность учреждений здравоохранения по обеспечению качества медицинской услуги
- 1.2 Повышение роли сестры-организатора в организации деятельности учреждений здравоохранения по повышению качества медицинской услуги
- Выводы по главе
- Заключение
- Библиография