logo search
АКУШЕРСТВО

Литература

1 Справочник врача женской консультации / Под ред Г И Герасимовича. — Мн Беларусь, 1983

2 Неотложная помощь при экстремальных состояниях в акушерской практике / Под ред ЭК Айламазяна —Л Медицина, 1985 —320с

15

3 Шехтман М М и др Заболевания внутренних органов и беременность —М Ме­дицина, 1982 —272с

Тема занятия 2. КРОВОТЕЧЕНИЯ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ,

В РОДАХ, В РАННЕМ ПОСЛЕРОДОВОМ ПЕРИОДЕ. СИНДРОМ ДВС

Общее время занятий — 5 часов.

Мотивационная характеристика темы

Акушерские кровотечения — серьезная патология, осложняющая течение беременности и родов и угрожающая здоровью, а иногда и жизни матери и плода. Данное осложнение беременности и родов требует срочной госпитали­зации и оказания неотложной помощи. Знание клиники, профилактики, мер не­отложной помощи при данной тяжелой акушерской патологии необходимо в практической деятельности врача.

Это определяет актуальность рассматриваемой темы для врача-лечебни­ка. Изучаемая тема имеет связи с другими темами программы: течение и веде­ние III периода родов; аномалии родовой деятельности; невынашивание и пе­рекашивание беременности; гестозы; акушерский травматизм; родоразрешаю-щие операции, а также опирается на знания, полученные студентами на других кафедрах - нормальной анатомии, гистологии, фармакологии, топографической анатомии, патологической анатомии.

Цель:

Ознакомить студентов с причинами акушерских кровотечений, их клини­кой, диагностикой, осложнениями (геморрагический шок, синдром ДВС), мето­дами оказания неотложной помощи.

Задачи занятия

Студент должен знать причины кровотечений в I и II половине бере­менности, в родах, послеродовом периоде, их клинические проявления, методы диагностики и лечения, меры профилактики.

Студент должен уметь собрать анамнез, провести клинический осмотр, определить необходимый объем дополнительных методов обследования, обос­новать диагноз и провести дифференциальный диагноз, оказать основные виды неотложной помощи: произвести наружные методы акушерского обследования, оценить состояние плода, объем кровопотери, произвести катетеризацию моче­вого пузыря, определить признаки отделения последа, владеть наружными ме­тодами выделения отделившегося последа, методикой наружного массажа мат­ки, введением утеротонических средств, измерением АД и частоты пульса, про­водить осмотр и оценку материнской поверхности плаценты; составить про­грамму инфузионно-трансфузионной терапии.

Требования к исходному уровню знаний

Для полного усвоения темы студент должен повторить:

1. Анатомию малого таза (кафедра нормальной анатомии).

16

2. Методы диагностики, в том числе гемостазиограмму (кафедра пропе­девтики внутренних болезней).

3. Лекарственные препараты, механизм их действия (кафедра фармако­логии).

4. Топографию органов малого таза (кафедра топографической анато­мии).

5. Технику хирургических вмешательств (кафедра хирургии).

6. Механизм свертывания крови, механизм мышечного сокращения (ка­федра нормальной физиологии).

7. Патофизиологические основы нарушения свертывающей системы кро­ви (кафедра патологической физиологии).

Контрольные вопросы из смежных дисциплин

1. Анатомия матки и придатков.

2. Кровоснабжение внутренних половых органов.

3. Иннервация мочеполовой системы.

4. Механизм сокращения маточной мускулатуры и остановки кровотече­ния.

5. Факторы свертывающей и противосвертывающей системы.

6. Что такое коагулограмма, ее показатели в норме.

7. Перечислить утеротонические препараты, механизм их действия, до­зы.

8. Топографическая анатомия сосудов, питающих матку.