Учебный материал
Женская консультация — самостоятельное подразделение родильного дома, поликлиники, медико-санитарной части, оказывающее все виды амбула-торно-поликлинической помощи женскому населению.
Общие задачи женской консультации:
1) проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений беременности, родов;
2) оказание квалифицированной акушерско-гинекологической помощи населению прикрепленной территории;
3) осуществление мероприятий по планированию семьи и профилактике абортов;
4) внедрение в практику работы современных методов диагностики и лечения акушерской и гинекологической патологии;
5) проведение санитарно-просветительной работы;
6) оказание женщинам социально-правовой помощи;
7) осуществление преемственности в обследовании и лечении беременных, родильниц и гинекологических больных.
Работа женской консультации строится по территориально-участковому принципу. Прием должен осуществляться в удобное для населения время, ежедневно. Каждый участковый акушер-гинеколог и акушерка должны точно знать границы и особенности своего участка, производственную, социально-гигиеническую, демографическую характеристику своего участка, численность и плотность населения.
Основные качественные показатели работы женской консультации:
1. Процент беременных, поступивших под наблюдение до 12 недель:
(Число женщин поступивших под наблюдение) х 100 Число всех беременных, взятых на учет
34
2. Число посещений, сделанных в отчетном году в среднем одной беременной:
Число посещений, сделанных до родов всеми родившими Число родивших в отчетном году
3. Процент своевременных родов:
(Число женщин, закончивших роды в срок) * 100 Общее число родивших
4. Процент женщин, у которых беременность закончилась абортами:
(Число женщин, закончивших беременность абортами) х 100 число женщин, закончивших + число женщин, закончивших беременность родами беременность абортами
5. Процент осмотренных терапевтом во время беременности:
(Число осмотренных терапевтом) х100 Общее число родивших в отчетном году
6. Показатель частоты экстрагенитальных заболеваний:
Число женщин с экстрагнитальными заболеваниями, закончивших беременность)х100 Число родившихся в отчетном году
7. Перинатальная смертность, %о:
Число мертворожденных + число умерших до 7 суток х 1000 Число детей, родившихся живыми и мертвыми
8. Мертворождаемость, %о:
_____(Число мертворожденных) х 1000____ Число детей, рожденных живыми и мертвыми
9. Ранняя неонатальная смертность, %о:
(Число умерших в первую неделю жизни) х 1000 Число детей, родившихся живыми
Наблюдение беременных
1. Ранний охват беременных врачебным наблюдением.
Женщина должна быть взята на учет при сроке беременности до 12 недель. Это позволит своевременно диагностировать экстрагенитальную патологию и решить вопрос о целесообразности дальнейшего сохранения беременности, рациональном трудоустройстве, установить степень риска и при необходимости обеспечить оздоровление беременной.
2. Взятие на учет.
При взятии беременной на учет независимо от срока беременности врач женской консультации обязан:
- ознакомиться с амбулаторной картой для выявления экстрагенитальных заболеваний;
35
- получить сведения из районного тубдиспансера о наличии или отсутствии заболевания 1ос в семье;
- в кратчайший срок проконсультировать беременную у терапевта, при выявлении экстрагенитальной патологии решить вопрос о пролонгировании беременности;
- выдать направление на клинические исследования;
- провести беседу о рациональном питании.
3. Своевременное (в течение 12-14 дней) обследование.
Эффективность раннего взятия на учет будет полностью нивелирована, если в минимальные сроки не обследовать беременную, решить вопрос о вы-нашивании и степени его риска.
4. Антенатальный и послеродовой патронаж.
5. Своевременная госпитализация женщины в течение беременности и до родов. Своевременная госпитализация позволяет снизить перинатальную смертность в 8 раз. Врачу нужно приложить максимум усилий, знаний, такта, чтобы объяснить беременной и ее родственникам необходимость госпитализации.
6. Наблюдение должно осуществляться в следующие сроки:
- в первую половину беременности — 1 раз в месяц;
- с 20 до 32 нед. — 1 раз в две недели;
- с 32 до 40 недель—1 раз в 7-10 дней;
- после 40 нед. беременности — 1 раз в 2-3 дня.
7. Психопрофилактическая подготовка к родам. Занятия в «Школе матерей».
8. Антенатальная профилактика рахита (витамины, УФО).
9. Дегельминтизация. При обнаружении в капе яиц гельминтов показана адекватная терапия препаратами, не оказывающими тератогенного действия на плод.
10. Профилактика гнойно-септических осложнений путем санации всех очагов инфекции.
Выделение и диспансеризация беременных в группах повышенного риска
Стратегия риска в акушерстве предусматривает выделение групп женщин, у которых беременность и роды могут осложниться нарушением жизнедеятельности плода, акушерской и экстрагенитальной патологией. Беременные могут быть отнесены к группам риска по развитию: а) перинатальной патологии; б) акушерской патологии; в) экстрагенитальной патологии. Для количественной оценки факторов риска применена бальная система, дающая возможность на только оценить вероятность неблагополучного исхода родов при действии каждого фактора, но и получить суммарное выражение вероятности всех факторов.
Исходя из расчета оценки каждого фактора в баллах, авторы выделяют следующие факторы риска:
- высокую — 10 балов и выше;
36
• среднюю — 5-9 баллов;
• низкую — до 4 баллов.
Таблица Пренатальные факторы риска (в баллах)
№ п/п
| Факторы риска
| Оценка в баллах
|
1
| 2
| 3
|
I. Социально-биологические
| ||
1
| Возраст матери, до 20 лет 30-34 35-39 40 лет и более
| 2 2 3 4
|
2
| Возраст отца 40 лет и более
| 2
|
3
| Профессиональные вредности у матери у отца
| 3 3
|
4
| Вредные привычки Мать курение 1 пачки сигарет в день злоупотребление алкоголем Отец злоупотребление алкоголем
| 1 2 2
|
5
| Эмоциональные нагрузки
| 1
|
6
| Рост и весовые показатели матери рост 150 см и менее вес на 25% выше нормы
| 2 2
|
Сумма баллов
|
| |
II. Акушерско-гннекологический анамнез
| ||
1
| Паритет (которые роды) 4-7 8 и более
| 1 2
|
2
| Аборты перед первыми настоящими родами: 1 2
| 2 3
|
3.
| Аборты перед повторными родами или после последних родов. 3 и более
| 2
|
4
| Преждевременные роды 1 2 и более
| 2 3
|
5.
| Мертворождение 1 2 и более
| 3 8
|
6
| Смерть в неонатальном периоде. 1 2 и более
| 2 7
|
7
| Аномалия развития у детей
| 3
|
8
| Неврологические нарушения
| 2
|
37
|
| |
9
| Вес доношенных детей до 2500 г и 4000 г и более
| 2
|
10
| Бесплодие 2—4 года 5 лет и более
| 2 4
|
И
| Рубец на матке после операции
| 3
|
12
| Опухоли матки и яичников
| 3
|
13
| Истмико-цервикальная недостаточность
| 2
|
14
| Пороки развития матки
| 3
|
Сумма баллов
|
| |
| IIIЭкстрагенитальные заболевания матки
| |
1
| Сердечно-сосудистые а) пороки сердца без нарушения кровообращения б) пороки сердца с нарушением кровообращения в) гипертоническая болезнь 1-И-Ш степени г) вегето-сосудистая дистония
| 3 10 2-8-12 2
|
2
| Заболевания почек а) до беременности б) обострение заболевания при беременности в) заболевания надпочечников
| 3 4 7
|
3
| Эндокринопатии а) диабет б) диабет родных в) заболевания щитовидной железы
| 10 1 7
|
4
| Анемия Нв(г%)9-10-11
| 4-2-1
|
5
| КоагулЬпатии
| 2
|
6
| Миопия и другие заболевания глаз
| 2
|
7
| Хронические специфические инфекции (туберкулез, бруцеллез, сифилис, токсоплазмоз и др )
| 3
|
8
| Острые инфекции при беременности
| 2
|
Сумма баллов
|
| |
По сумме баллов беременные относятся к группе низкого риска - до 4 баллов среднего риска - 5-9 баллов
| ||
| IV ОСЛОЖНЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
| |
1
| Выраженный ранний токсикоз
| 2
|
2
| Поздний токсикоз а) водянка б) нефропатия I - II - III степени в) эклампсия г) преэклампсия
|
3-5-10 12 11
|
3
| Кровотечение в I и II половине беременности
| 3-5
|
4
| РЬ и АВС изосенсибилизация
| 5-10
|
5
| Многоводие
| 4
|
6
| Маловодие
| 3
|
7
| Тазовое предлежание плода
| 3
|
8
| Многоплодие
| 3
|
9
| Переношенная беременность
| 3
|
Окончание табл
10 | Неправильно положение плода (поперечное, косое)
| 3
| |
Сумма баллов
|
| |
V. Оценка состояния плода
| ||
1 "
| Гипотрофия плода
| 10
|
2
| Гипоксия плода
| 4
|
3
| Содержание эстриола в суточной моче 4,9 мг/сут в 30 нед 12,0 мг/сут в 40 нед
| 34 15
|
4
| Изменения вод при амниоскопии
| 8
|
Сумма баллов
|
|
Специализированная амбулаторная акушерская помощь
Цель специализированной амбулаторной акушерской помощи — внедрение в широкую практику женских консультаций современных методов диагностики и лечения наиболее распространенных патологических состояний беременных и внутриутробного плода.
В настоящее время существует три основных вида помощи.
1. Антенатальная охрана плода.
На прием в специализированный кабинет направляют беременных группы среднего и высокого риска перинатальной патологии. Для изучения состояния внутриутробного плода используют ряд методов:
а) электро- и фонокардиография плода;
б) ультразвуковое исследование плода. Позволяет диагностировать неразвивающуюся беременность, угрозу прерывания беременности, многоводие, многоплодие, патологию пуповины и ее внутриутробную транспозицию, локализацию плаценты, состояние фетоплацентарного комплекса (размеры, степень зрелости), при применении допплерометрии — определить кровоток плода и степень его нарушения, пороки развития плода во все сроки беременности. Ультразвуковой скрининг всех беременных проводится в сроках до 12 нед., 20-24 нед., после 32 недель. В остальные сроки беременности - по показаниям.
в) кольпоцитологическое исследование. Во время беременности происходят изменения в слизистой оболочке влагалища, отражающие гормональные сдвиги в организме. Высокая чувствительность эпителия влагалища к эндогенным и экзогенным гормональным влияниям позволяет отнести метод кольпо-цитологии к числу эффективных способов гормональной диагностики, а простая техника получения и обработки материала делает его доступным. Мазки берут из передне-бокового свода верхней части влагалища.
г) гормональные методы исследования. Наиболее важна экскреция эст-риола, прогестерона, хорионического гонадотропина, плацентарного лактогена.
2. Специализированная амбулаторная помощь беременным с экстрагени-тальной патологией.
Специализированная помощь беременным, страдающим той или иной патологией экстрагенитальных органов, оказывается совместно акушерами-гинекологами и узкими специалистами соответствующей специальности (кардиологами, нефрологами, эндокринологами, терапевтами и др.).
39
На первом этапе совместно решается вопрос о пролонгировании беременности, далее обсуждается вопрос плановой госпитализации, обследования и профилактического лечения. В случае возникновения осложнений со стороны течения экстрагенительной патологии беременная госпитализируется в специализированный акушерский стационар (при отсутствии такового — в общий акушерский стационар, где получает помощь специалиста-консультанта).
3. Специализированная помощь беременным из групп риска возникновения и развития акушерской патологии:
а) страдающим невынашиванием;
б) иммуноконфликтная беременность;
в) неправильное положение и тазовое предлежание.
Консультация «Семья и брак»
Организация консультации «Семья и брак» - это перспективная форма обслуживания населения. Она организуется в крупных городах. Основные ее задачи — оказание медицинской помощи населению по поводу нарушений репродуктивной функции, медицинских аспектов планирования семьи, психологических вопросов внутрисемейного общения, сексуальных нарушений и их профилактики и др. В соответствии с задачами консультация ведет прием по направлениям других лечебно-профилактических учреждений.
Основные кабинеты приема: бесплодие (мужское и женское), невынаши-вание беременности, планирование семьи и вопросы контрацепции, дисфункциональные маточные кровотечения, сексопатолог, медико-генетическое кон-сультировацие и др.
Медико-генетическое консультирование
Существует два типа генетических консультаций: общего профиля, дающие рекомендации по широкому кругу вопросов, связанных с наследственными заболеваниями; специализированные, занимающиеся какой-либо областью генетической патологии.
Основные показания для проведения медико-генетического консультирования-
а) врожденные нарушения полового развития;
б) привычные выкидыши;
в) врожденные пороки развития;
г) кровнородственные браки;
д) тератогенные воздействия;
е) наследственные болезни в семье.
Существующие методы пренатальной диагностики делятся на:
1. Физические — рентгенологическое, ультразвуковое исследование плода, фетоскопия (опасна для плода и проводится только при многоводии). Недостатки методов — их поздняя по сроку беременности информативность.
2. Химические — определение уровня α-фетопротеина, который — маркер пороков развития невральной трубки и некоторых хромосомных нарушений.
40
3. Биологические — определение тех или иных компонентов в клетках плода (хромосомного набора, ряда биохимических параметров и др.). Все исследования основаны на изучении культур клеток амниотической жидкости, которые го генетическому составу идентичны клеткам плода. Для этих целей выполняется амниоцентез в сроке беременности 15-16 недель.
Далеко не все пороки развития могут диагностироваться антенатально.
задания для самостоятельной работы
Самостоятельно студенты могут изучить материал, представленный выше, после чего под руководством преподавателя принимают участие в амбулаторном приеме, присутствуют при некоторых манипуляциях, работают с документацией.
самоконтроль усвоения темы
1. Что входит в функцию женской консультации?
2. Значения клинического анализа крови, мочи, определения АД во II половине беременности.
3. При каких состояниях беременная нуждается в госпитализации до родов?
4. Объем обязательных исследований у беременных при нормальном течении беременности.
5. Какие осложнения беременности можно лечить в условиях женской консультации?
- П семестр
- Контрольные вопросы по теме занятий
- Учебный материал
- Литература
- Контрольные вопросы по теме занятия
- Учебный материал
- I. Кровотечения во время беременности.
- II. Кровотечения во второй половине беременности и в родах.
- III. Кровотечения в последовом и раннем послеродовом периодах.
- Контрольные вопросы по теме занятия
- Учебный материал
- Литература
- Контрольные вопросы по теме занятия
- Учебный материал
- Литература
- Контрольные вопросы по теме занятия
- Учебный материал
- Литература
- Контрольные вопросы по теме занятия
- Учебный материал
- Самоконтроль усвоенной темы
- Литература