1. Истоки и направления эпидемиологии
Эпидемиология это область медицины, изучающая закономерности возникновения и распространения заболеваний: инфекционных, психических, сердечнососудистых и других.
Как показывает история, возникновение тех или иных эпидемий болезней трудно связать с какой-то одной глобальной причиной. Поэтому следует назвать главные причины возникновения эпидемий.
1. Теория природных катаклизмов восходит к древним египтянам, ко времени правления царицы Хатшепсуп. Среди ее приближенных был великий ученый: философ, врач, архитектор, географ, военный стратег Сенемнут, с именем которого впервые и связана эта наука. Приверженцем данных взглядов был и известный итальянский философ и историк Джамбаттиста Вико (1668 - 1744).
2. Космологическая теория связана, прежде всего, с именем русского ученого А. Л. Чижевского.
3. Социально-экономическая теория. Первым четко ее изложил английский экономист Давид Рикардо (1772-1823).
4. Этико-культурологическая связана только с одним именем Альберта Швейцера (1875-1965), «доктора из Ламбарене», лауреата Нобелевской премии.
5. Религиозно-мистические представления о причинах возникновения «моров» («кары Господней», «мести духов» и т. п.).
6. Военно-стратегическая «концепция». Эпидемии заболеваний всегда были средством ведения войн, то есть они планировались и искусственно вызывались на территориях противников. Кстати, дань этим взглядам отдавали Александр Македонский, Суворов и Наполеон [5, с. 135-136].
Чтобы лучше представить положение вещей с корнями общих закономерностей эпидемиологии (наук об эпидемиях), необходимо привести высказывания самих авторов теорий.
«Несколько веков назад Европа вновь впала в первобытное варварство. Народы этой части света, ныне столь просвещенные, пребывали тогда в состоянии худшем, чем невежество. Какая-то подделка под науку, еще более презренная, чем невежество, присвоила себе название знания и ставила возврату последнего почти непреодолимые преграды». Это написал Жан-Жак Руссо в 1750 году. «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов», - этим вопросом задался великий просветитель XVIII в. и сам же ответил на него, что не способствовало [5, с. 136].
Альберт Швейцер высказывается так (все на ту же самую тему, за разработку которой Руссо получил награду Дижонской Академии наук): «Сейчас уже для всех очевидно, что самоуничтожение культуры идет полным ходом». «То, что происходит ныне в отношениях между народами и внутри каждого народа, - яркая иллюстрация этой истины. На истории нашего времени лежит печать никогда ранее невиданной бессмыслицы». «Утилитаризм вообще не видит этой своей внутренней проблемы, не говоря уж о том, чтобы решать ее. Он слишком спешит получить практические результаты. Наконец, он отдает себя во власть биологии и социологии, приобретая форму бурно развивающейся и развиваемой морали стадного животного. Тем самым он ставит себя окончательно ниже уровня действительной этики» [5, с. 136-137]. Эти мысли ученый вынашивал с 1913 года, с той поры, когда, покинув Европу, он организовал госпиталь в Габоне, в Центральной Африке. Четко свои мысли Альберт Швейцер изложил в 1960 году, уже будучи нобелевским лауреатом (1952 г.) в книге «Культура и этика» [5, с. 137].
Конечно, причины эпидемий в каждом конкретном случае могут быть разные. Нужно признать, что вопрос о причинах эпидемий и в настоящее время остается открытым. Но эпидемии - есть эпидемии болезней человека (история знает лишь единичные случаи, когда эпидемии болезней человека совпадали с падежом скота). Они возникали, развивались и распространялись в человеческом обществе, будь то общество древних египтян или европейское содружество конца XX века.
Несомненно, с каждым годом человечество становится цивилизованней во всех отношениях. И первая причина этому - научно-технический прогресс. Но цивилизация отнюдь не укрепляет интересующий нас предмет - здоровье (человека, людей, общества, нации, народа). Если судить по нашей стране и нашему времени, то цивилизация скорее способствует заболеваниям, возникновению и распространению эпидемий, инвалидизации и смертности. Только вторая, составляющая общество характеристика, а именно, культура, предохраняет здоровье от пагубных последствий цивилизации. Этико-моральные императивы, которые она предъявляет обществу, защищают его здоровье. СПИД, губчатый энцефалит, вирус гриппа H5N1, «эпидемии» токсикомании, наркомании, алкоголизма, детской проституции, олигофрении, психозов и многих других «повальных болезней» - корни всего этого в моральной деградации общества при бурном расцвете цивилизации [5, с. 138]. Научно-технический прогресс, с одной стороны, и коммерческие интересы, с другой стороны, - суть факторы, в лучшем случае не принимающие во внимание здоровье человека (ни физическое, ни психическое, ни духовное). Следовательно, в их сферах находятся основные конкуренты социальной медицины. Задача социальных медиков сделать их своими помощниками.
- 1. Эпидемиология как наука. Предмет эпидемиологии. Метод эпидемиологии.
- 7.1. Определение и задачи военной эпидемиологии
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: терапия и эпидемиология.
- Методы эпидемиологии
- Вопросы к госу 2012 год (бакалавры, озо) Социальная медицина
- Инфекционные болезни с эпидемиологией