Введение
медицинский контроль здоровье школьник
Среди множества причин ухудшения здоровья современных школьников выделяют как общие (внешкольные), так и имеющие непосредственное отношение к проблемам учреждения образования (далее УО). Здоровье сберегающая направленность проводимой модернизации образования сближает профессиональные интересы педагогов и медиков, способствует формированию политики совместных действий для достижения единой цели сохранение здоровья школьников. Максимально эффективный путь снижения распространенности неинфекционной патологии предупредить у детей и подростков появление факторов риска и провести их коррекцию на самом раннем этапе возникновения.
Здоровье как биосоциальное явление в значительной степени зависит от управляющих воздействий индивидуума. Реализация межведомственной деятельности по управлению здоровьем возможна только на основе комплексного подхода, учитывающего широкий спектр педагогических, медицинских, гигиенических, социально-психологических и других проблем школьного возраста.
Важнейшие в социальном плане оздоровительная и воспитательная функции физической культуры могут быть обеспечены лишь при условии рациональной системы занятий и гигиенического режима, регулярного контроля за здоровьем занимающихся, эффективной организации научно-медицинского обеспечения.
Знание врачом закономерностей изменений организма в связи с занятиями спортом необходимо для правильной диагностики здоровья и функционального состояния спортсмена, тем более, что при нерациональных занятиях (несоответствии нагрузок подготовленности, возрастным и индивидуальным особенностям занимающихся), нарушениях режима тренировки возможны и неблагоприятные влияния, развитие личных пред- и патологических состояний. Своевременное выявление и предупреждение таких состояний, умение от дифференцировать их от закономерных адаптивных изменений тренированного организма - весьма важная и не всегда легкая задача. Успешное выполнение указанной работы требует глубоких и разносторонних знаний врача в области теории и методики физического воспитания, физиологии спорта, спортивной медицины, функциональной диагностики, травматологии и ряда других смежных медицинских специальностей.
Цель работы - систематизировать основные теоретические и методические положения по организации врачебного контроля в процессе физического воспитания.
Цель исследования достигается через раскрытие содержания, функций и методики врачебного контроля, через анализ способов диагностики и наблюдения за физиологическими изменениями в организме лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
Объект исследования: система медицинского контроля физического воспитания детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья.
Предмет исследования: особенности организации и содержание занятий физическими упражнениями с детьми с ослабленным состоянием здоровья.
Рабочая гипотеза: предполагалось, что медицинский контроль физической культуры в работе с детьми с ослабленным состоянием здоровья будет успешной если:
- раскрыты содержание и средства контроля за физическим воспитанием с учетом состояния здоровья занимающихся;
- разработаны методические требования к уроку физической культуры в специальных медицинских группах;
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. На основании теоретического анализа физиолого-педагогической и методической литературы выявить цели и задачи медицинского контроля за занятиями физической культурой.
2. Определить содержание занятий физической культурой в специальных медицинских группах.
3. Рассмотреть диагностические методы контроля и провести анализ документации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- беседы с учителями и родителями;
- анализ собственной педагогической деятельности.