Глава 5. Государственный контроль и надзор в области здравоохранения
Статья 19. Государственный контроль и надзор в области здравоохранения
1. Государственный контроль и надзор в области здравоохранения представляют собой комплекс мер, направленных на проверку соблюдения и исполнения требований законодательства Республики Казахстан, а также на предупреждение, пресечение и устранение правонарушений в области здравоохранения. 2. Государственный контроль и надзор осуществляются в сфере: 1) оказания медицинских услуг; 2) санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 3) обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. 3. Государственный контроль в области здравоохранения осуществляется в форме проверки и иных формах. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан". Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом. 4. Вышестоящий главный государственный инспектор или главный государственный санитарный врач в соответствующей сфере вправе до вынесения решения по заявлению (жалобе) физических и (или) юридических лиц на действия (бездействие) или акты приостановить исполнение, отменить либо отозвать акты нижестоящего главного государственного инспектора или главного государственного санитарного врача. 5. Государственные органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области здравоохранения, разрабатывают и утверждают формы обязательной
ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, полугодовые планы проведения проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». Сноска. Статья 19 с изменениями, внесенными законами РК от 19.03.2010 № 258-IV; от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 10.07.2012 № 36-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 20. Государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг
1. Государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг направлен на предупреждение, выявление, пресечение нарушений законодательства Республики Казахстан в сфере оказания медицинских услуг, а также контроль за соблюдением субъектами здравоохранения нормативных правовых актов в сфере оказания медицинских услуг. 2. Объектами государственного контроля в сфере оказания медицинских услуг являются медицинские услуги, оказываемые физическими и юридическими лицами. 3. Государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг осуществляется в форме проверки и иных формах контроля. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан". Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом. 4. Должностными лицами, осуществляющими государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг, являются: 1) Главный государственный инспектор по контролю в сфере оказания медицинских услуг Республики Казахстан и его заместители; 2) государственные инспекторы по контролю в сфере оказания медицинских услуг; 3) главные государственные инспекторы по контролю в сфере оказания медицинских услуг областей, города республиканского значения и столицы, их заместители; 4) государственные инспекторы по контролю в сфере оказания медицинских услуг областей, города республиканского значения и столицы. 5. На должности руководителей государственных органов, осуществляющих государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг, и медицинских организаций назначаются граждане Республики Казахстан, имеющие высшее медицинское образование. 6. Главный государственный инспектор по контролю в сфере оказания медицинских услуг Республики Казахстан на основании результата проверки вправе выдавать предписание руководителю местного органа государственного управления здравоохранением областей, города республиканского значения и столицы. 7. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг, вправе: 1) выдавать предписание субъектам здравоохранения об устранении нарушений законодательства Республики Казахстан о здравоохранении; 2) запрашивать и получать от субъекта здравоохранения необходимую информацию по вопросам оказания медицинской помощи населению; 3) снимать копии с документов, необходимых для проведения контроля в сфере оказания медицинских услуг; 4) инициировать приостановление действия свидетельства об аккредитации сроком до шести месяцев и его лишение в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях; 5) в пределах своей компетенции рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за нарушения законодательства Республики Казахстан о здравоохранении; 6) инициировать приостановление действия лицензии на медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях; 7) инициировать лишение лицензии на медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях; 8) инициировать приостановление и лишение сертификата специалиста в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан; 9) обращаться в суд при невыполнении или ненадлежащем выполнении физическими и юридическими лицами законных требований или предписаний, постановлений, выданных должностными лицами уполномоченного органа; 10) принимать меры по приостановлению деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях. 8. Решения, вынесенные должностными лицами, осуществляющими государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг, обязательны для исполнения субъектами здравоохранения и могут быть обжалованы в вышестоящем органе и (или) в судебном порядке. Сноска. Статья 20 с изменением, внесенным Законом РК от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 21. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор направлен на предупреждение, выявление, пресечение нарушений законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также контроль за соблюдением нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиенических нормативов в целях охраны здоровья и среды обитания населения. 2. Объектами государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются физические и юридические лица, здания, сооружения, промышленные предприятия, продукция, оборудование, транспортные средства, вода, воздух, продукты питания и иные объекты, деятельность, использование, употребление, применение и эксплуатация которых могут нанести вред состоянию здоровья человека и окружающей среде. Перечень объектов и продукции, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, определяет уполномоченный орган. 3. Государственный контроль в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется в форме проверки и иных формах. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». Иные формы контроля в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения проводятся в соответствии с принципом необходимости и достаточности без посещения объектов (субъектов) контроля, за исключением случаев: если посещение связано с получением разрешительных документов, с обязательным уведомлением органов правовой статистики по месту нахождения объекта (субъекта) за сутки до его посещения; при проведении эпидемиологического контроля в случаях инфекционных и паразитарных заболеваний, пищевых отравлений физических лиц (домашний очаг), для организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. 4. Должностными лицами санитарно-эпидемиологической службы, уполномоченными в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются: 1) Главный государственный санитарный врач Республики Казахстан и его заместители; 2) руководители и специалисты государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 3) руководители территориальных подразделений государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях и транспорте - главные государственные санитарные врачи на соответствующих территориях и транспорте, их заместители и специалисты; 4) руководители и специалисты подразделений иных государственных органов, осуществляющих деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 5. Руководители подразделений иных государственных органов, осуществляющих деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с законодательством Республики Казахстан по согласованию с Главным государственным санитарным врачом Республики Казахстан. 6. На должности руководителей государственных органов и организаций санитарно-эпидемиологической службы назначаются граждане Республики Казахстан, имеющие высшее медицинское образование санитарно-эпидемиологического профиля. 7. Должностные лица уполномоченного органа имеют право: 1) запрещать ввоз, производство, применение и реализацию на территории Республики Казахстан продукции, предназначенной для использования и применения населением, в предпринимательской и (или) иной деятельности в порядке, утверждаемом Правительством Республики Казахстан; 2) запрещать или приостанавливать применение продуктов детского питания, пищевых и биологически активных добавок к пище, генетически модифицированных объектов, материалов и изделий, контактирующих с водой и продуктами питания, химических веществ, отдельных видов продукции и веществ, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека; 3) вызывать в органы санитарно-эпидемиологической службы физических лиц, должностных лиц юридических лиц для рассмотрения фактов нарушения законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 4) выносить постановления о временном отстранении от работы лиц, относящихся к декретированным группам населения, являющихся источником инфекционных и паразитарных заболеваний, а также своевременно не прошедших обязательные медицинские осмотры; 5) устанавливать ограничительные мероприятия, в том числе карантин на отдельных объектах, в порядке, утверждаемом Правительством Республики Казахстан; 6) направлять лиц, являющихся потенциальными источниками распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, а также находившихся в контакте с инфекционными больными на медицинское обследование с отстранением их от работы до получения результатов лабораторного обследования; 7) по показаниям направлять на госпитализацию лиц, являющихся источниками инфекционных и паразитарных заболеваний; 8) требовать проведения обязательной вакцинации населения, профилактической и очаговой дезинфекции, дезинсекции и дератизации в помещениях и на транспортных средствах, территориях, в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний; 9) приостанавливать до устранения нарушений нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиенических нормативов отдельные виды работ, эксплуатацию действующих, строящихся или реконструируемых объектов в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях; 10) запрещать производство, применение и реализацию новых видов сырья, продукции, химических веществ, технологического оборудования, механизмов, процессов, инструментария в случае признания их опасными для жизни и здоровья людей; 11) исключен Законом РК от 10.07.2012 № 36-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); 12) для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы запрашивать материалы, необходимые для изучения оценки влияния объекта экспертизы на окружающую среду и здоровье населения, а также снимать пробы и производить отбор образцов продукции в количествах, достаточных и не превышающих необходимых объемов для ее проведения, без компенсации стоимости этой продукции; 13) предъявлять требования о приведении нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в соответствие с законодательством Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 14) осуществлять радиационный контроль в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Казахстан; 15) устанавливать санитарно-защитные зоны и изменять их размеры; 16) исключен Законом РК от 15.07.2011 № 461-IV(вводится в действие с 30.01.2012). 17) контролировать внедрение и применение в практике средств дезинфекции, дезинсекции, дератизации и биологически активных добавок к пище; 18) обращаться в суд при невыполнении или ненадлежащем выполнении физическими и юридическими лицами законных требований или предписаний, постановлений, выданных должностными лицами санитарно-эпидемиологической службы; 19) приостанавливать действие лицензии на санитарно-гигиеническую и противоэпидемическую медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях; 20) запрещать реализацию нейодированной соли, за исключением случаев, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан. 8. Для принятия решения по результатам государственного санитарно-эпидемиологического надзора в зависимости от установленных нарушений требований законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения должностными лицами санитарно-эпидемиологической службы, помимо актов, указанных в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях, издаются следующие акты: 1) акт санитарно-эпидемиологического обследования - документ, выдаваемый должностным лицом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по результатам проверки объекта на его соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 2) предписание об устранении нарушений требований законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 3) постановление Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан о наложении дисциплинарного взыскания на руководителей государственных органов и организаций санитарно-эпидемиологической службы; 4) постановления главных государственных санитарных врачей о: проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; временном отстранении от работы физических лиц; запрещении ввоза, производства, применения и реализации продукции, предназначенной для использования и применения населением, в предпринимательской и (или) иной деятельности; запрещении производства, применения и реализации новых видов сырья, продукции, химических веществ, технологического оборудования, механизмов, процессов, инструментария в случае признания их опасными для жизни и здоровья людей; приостановлении деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях. Сноска. Статья 21 с изменениями, внесенными законами РК от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 15.07.2011 № 461-IV(вводится в действие с 30.01.2012); от 10.07.2012 № 36-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 22. Государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники
1. Государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники направлен на предупреждение, выявление, пресечение нарушений законодательства Республики Казахстан в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, а также контроль за соблюдением нормативных правовых актов, регламентирующих обращение лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в Республике Казахстан. 2. Объектами государственного контроля в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники являются обращение лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. 3. Государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники осуществляется в форме проверки и иных формах. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». Иные формы контроля осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом. 4. Должностными лицами, осуществляющими государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, являются: 1) Главный государственный фармацевтический инспектор Республики Казахстан и его заместители; 2) государственные фармацевтические инспекторы; 3) главные государственные фармацевтические инспекторы областей, городов республиканского значения и столицы и их заместители; 4) государственные фармацевтические инспекторы областей, городов республиканского значения и столицы. 5. Должностными лицами, осуществляющими государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, должны быть граждане Республики Казахстан, имеющие высшее фармацевтическое образование. 6. Должностные лица уполномоченного органа имеют право: 1) изымать образцы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники для проведения экспертизы в количествах, достаточных и не превышающих необходимые объемы для ее проведения, без компенсации стоимости этой продукции в порядке, определяемом уполномоченным органом; 2) запрещать ввоз, производство, изготовление, хранение, применение и реализацию на территории Республики Казахстан лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, пришедших в негодность, фальсифицированных, с истекшим сроком годности и других не соответствующих требованиям законодательства Республики Казахстан в области здравоохранения; 3) выдавать предписания об устранении нарушений в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники; 4) приостанавливать действие лицензии на фармацевтическую деятельность сроком до шести месяцев в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях; 5) инициировать лишение лицензии на фармацевтическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях; 6) обращаться в суд при невыполнении или ненадлежащем выполнении физическими и юридическими лицами законных требований или предписаний, постановлений, выданных должностными лицами уполномоченного органа; 7) посещать объекты, в которых осуществляется фармацевтическая деятельность, на предмет соблюдения требований законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники; 8) получать от субъектов в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники информацию, отчетность по вопросам обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Сноска. Статья 22 в редакции Закона РК от 10.07.2012 № 36-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
- О здоровье народа и системе здравоохранения
- Раздел 1. Общие положения
- Глава 1. Основные положения
- Глава 2. Государственное регулирование и управление в области здравоохранения
- Глава 3. Лицензирование, аккредитация и аттестация в области здравоохранения
- Глава 4. Стандарты, подтверждение соответствия товаров (работ, услуг) и реклама в области здравоохранения
- Глава 5. Государственный контроль и надзор в области здравоохранения
- Глава 6. Финансирование системы здравоохранения
- Глава 7. Информатизация в области здравоохранения
- Глава 8. Международное сотрудничество в области здравоохранения
- Раздел 2. Система здравоохранения и организация медицинской помощи
- Глава 9. Система здравоохранения и организация медицинской помощи
- Раздел 3. Медицинская деятельность
- Глава 10. Содержание и виды медицинской деятельности
- Глава 11. Медицинская помощь
- Глава 12. Виды экспертиз в области здравоохранения
- Раздел 4. Фармацевтическая деятельность и обращение лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники
- Глава 13. Фармацевтическая деятельность
- Глава 14. Обращение лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники
- Глава 15. Общие требования безопасности к лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения и медицинской технике
- Раздел 5. Охрана здоровья граждан
- Глава 16. Права и обязанности в области здравоохранения и гарантии их обеспечения
- Глава 17. Охрана репродуктивных прав человека
- Глава 18. Оказание медико-социальной помощи больным туберкулезом
- Глава 19. Оказание медико-социальной помощи вич-инфицированным и больным спид
- Глава 20. Оказание медико-социальной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами (заболеваниями)
- Глава 21. Оказание медико-социальной помощи больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией
- Глава 22. Оказание медицинской помощи отдельным категориям граждан
- Глава 23. Регулирование отдельных отношений в области здравоохранения
- Раздел 6. Деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрана общественного здоровья
- Глава 24. Деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Глава 25. Охрана общественного здоровья
- Раздел 7. Донорство и трансплантация
- Глава 26. Донорство крови и ее компонентов
- Глава 27. Трансплантация тканей и (или) органов (части органов)
- Раздел 8. Образовательная и научная деятельность в области здравоохранения
- Глава 29. Образовательная деятельность в области здравоохранения
- Глава 30. Научная деятельность в области здравоохранения
- Раздел 9. Правовой статус, социальная защита медицинских и фармацевтических работников
- Глава 31. Права и обязанности, трудовые отношения, кодекс чести медицинских и фармацевтических работников
- Раздел 9-1. Основные положения национального превентивного механизма
- Глава 31-1. Национальный превентивный механизм
- Раздел 10. Заключительные и переходные положения
- Глава 32. Ответственность за нарушение законодательства республики казахстан в области здравоохранения и порядок введения в действие настоящего кодекса
- 139По состоянию на 21.09.2014