6.20. Санитарное просвещение
Одним из основных направлений профилактической медицины является санитарное просвещение. Санитарное просвещение пропагандирует здоровый образ жизни, физическую и медицинскую активность и т.д. Распространение медицинских знаний зависит от методов санитарного просвещения.
Методы санитарного просвещения. Методы санитарного просвещения подразделяются по виду передачи информации на методы индивидуального воздействия, воздействия на группу лиц, массового воздействия. По видам используемой пропаганды различают методы устной (беседы, доклады, дискуссии), печатной (плакаты, брошюры, листовки, лозунги) и изобразительной (выставки, санитарные бюллетени и т.д.) пропаганды.
Метод индивидуального воздействия заключается в санитарно-просветительном воздействии на индивидуума (больного или его родственника). Групповой метод заключается в воздействии на различные возрастные, половые и профессиональные группы населения. Этот метод достаточно эффективен, так как группа однородна по интересам — есть обратная связь. Метод массового воздействия позволяет воздействовать одновременно на большое число людей.
Рассмотрим принципы санитарного просвещения в системе отечественного здравоохранения. Санитарное просвещение носит государственный характер и является обязанностью всех медицинских работников, оно должно быть планомерным и организованным, соответствовать современному состоянию науки. Санитарное просвещение должно быть дифференцировано в методическом отношении в зависимости от аудитории. Работа по санитарному просвещению проводится совместно с немедицинскими ведомствами, обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, обществом «Знание» и т.д.
Целью санитарного просвещения является формирование санитарной культуры населения, соответствующей современным гигиеническим требованиям и рекомендациям. Санитарная культура — это осведомленность населения в вопросах гигиены и в области охраны здоровья. Но важно не только обладать достаточной суммой гигиенических знаний, но и реализовать эти знания в своем поведении. Санитарное просвещение направлено на то, чтобы полученные населением гигиенические знания нашли свое практическое применение.
Учреждения санитарного просвещения. Основными учреждениями службы санитарного просвещения являются центры профилактики (ранее дома санитарного просвещения), кабинеты профилактики в поликлиниках. В поликлиниках и центрах государственного надзора предусмотрена должность инструктора по санитарному просвещению. Заметную роль в развитии санитарного просвещения играют общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Общество борьбы за трезвость, теле- и радиопередачи, программы, посвященные вопросам здоровья.
Научно-методическим центром санитарного просвещения является Центральный научно-исследовательский институт медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни. Научные исследования в институте ведутся по следующим направлениям: медико-социальные аспекты пропаганды здорового образа жизни, совершенствование системы санитарного просвещения, санитарное просвещение в деле охраны здоровья женщин, детей и подростков и т.д.
Санитарное просвещение — обязательное мероприятие деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. В настоящее время во всех лечебно-профилактических учреждениях предусмотрена работа по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Ведь именно поведение человека, так называемый личностный фактор, играет главную роль в профилактике заболеваний и предупреждении осложнений.
К сожалению, очень часто санитарно-просветительная работа ведется формально. Это происходит из-за недооценки медицинскими работниками значения просветительной работы, из-за отсутствия знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения — дифференцированное™ и целенаправленности пропаганды. Основными направлениями санитарного просвещения в поликлинике являются привлечение населения на медицинские профилактические осмотры и санитарное просвещение больных и здоровых, находящихся под диспансерным наблюдением. Санитарное просвещение среди здоровых людей предполагает прежде всего пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т.д. Для этой цели используются лекции, индивидуальные беседы, санитарные бюллетени и т.д. Особенно важна коррекция гигиенического поведения здоровых людей, имеющих определенный риск заболеваний, так как это важнейший момент первичной профилактики, формирование установки на здоровый образ жизни.
Санитарное просвещение в стационаре дает информацию о правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, поведении после выписки из стационара, а также по общегигиеническим вопросам, особенно при наличии у больного повышенного интереса к этой теме. В стационаре проводят лекции, беседы, дискуссии.
Санитарное просвещение в эпидемических очагах предусматривает убеждение больного и его родственников в необходимости госпитализации, инструктаж лиц, имеющих контакт с больным.
Курсовым гигиеническим обучением охватываются работники парикмахерских, бань, прачечных, сотрудники отвечающие за жилищный фонд, работники водопроводных станций и т.д. Обучением охватываются все лица, принимаемые на работу. Повторно кадры обучаются каждые 2 года. Программы обучения зависят от специфики работы, но общими для всех программ являются гигиенические требования, направленные на охрану окружающей среды и общественного здоровья (охрана атмосферного воздуха, водоемов, благоустройство территории, удаление пищевых и промышленных отходов и нечистот, профилактика грибковых и других заболеваний и т.д.) и на охрану здоровья самих работников (использование средств защиты, соблюдение правил хранения и применения химических средств, соблюдение правил личной и профессиональной гигиены и т.д.).
Санитарное просвещение формирует не только знания и взгляды человека в отношении здоровья, но и его образ жизни. Формирование здорового образа жизни является обязанностью и социальных работников. При этом они могут использовать те же методы и средства санитарного просвещения, что и медицинские работники. Необходим тесный контакт медицинских и социальных работников, сотрудников санитарно-просветителъных учреждений, объединение их совместных усилий в деле формирования высокой санитарной культуры населения и сознательного гигиенического поведения граждан.
- Медицинских
- Допущено
- Введение
- Глава 1 социальная медицина
- 1.1. Понятие социальной медицины
- 1.2. Краткий исторический очерк социальной медицины
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2 здоровье и болезнь
- 2.1. Понятия здоровья и болезни
- 2.2. Показатели здоровья населения
- 2.3. Факторы, определяющие здоровье
- 2.4. Факторы риска здоровью
- 2.5. Понятие о медицинской профилактике
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3 образ жизни - главный фактор здоровья
- 3.1. Понятие образа жизни
- 3.2. Здоровый образ жизни и пути его формирования
- 3.3. Рациональное питание
- 3.4. Физическая активность
- 3.5. Аутотренинг
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 репродуктивное здоровье
- 4.1. Физиология репродукции
- 4.2. Патология репродукции
- 4.3. Планирование семьи
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5 медико-социальные проблемы наркотизма и инфекции вируса иммунодефицита человека (вич-инфекция)
- 5.1. Алкоголизм
- 5.2. Наркомания и токсикомания
- 5.3. Курение (никотинизм)
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 организация медицинской помощи населению в системе отечественного здравоохранения
- 6.1. Медико-социальная помощь
- 6.2. Медико-социальная работа
- 6.3. Медико-социальный патронаж
- 6.4. Задачи и основные принципы отечественной системы здравоохранения
- 6.5. Типы и виды учреждений здравоохранения
- 6.6. Первичная медико-санитарная помощь
- 6.7. Амбулаторно-поликлиническая помощь населению
- 6.8. Стационарная медицинская помощь
- 6.9. Специализированная медицинская помощь населению
- 6.10. Медико-социальная помощь больным сердечно - сосудистыми заболеваниями
- 6.11. Медико-социальная помощь больным онкологическими заболеваниями
- 6.12. Медико-социальная помощь травматологическим больным
- 6.13. Медико-социальная помощь больным туберкулезом
- 6.14. Психиатрическая помощь
- 6.15. Стоматологическая помощь населению
- 6.16. Медико-социальная помощь рабочим промышленных предприятий
- 6.17. Медико-социальная помощь сельскому населению
- 6.18. Скорая медицинская помощь
- 6.19. Санитарно-эпидемиологическая служба
- 6.20. Санитарное просвещение
- 6.21. Охрана материнства и детства
- 6.22. Санаторно-курортная помощь
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 экспертиза трудоспособности и реабилитация
- 7.1. Экспертиза трудоспособности
- 7.2. Причины и виды нетрудоспособности
- 7.3. Экспертиза временной и стойкой (инвалидной) нетрудоспособности
- 7.4. Медико-социальная реабилитация
- Глава 8 деятельность российского общества красного креста и всемирной организации здравоохранения
- 8.1. Международный Красный Крест и общества Красного Полумесяца
- 8.2. Российское Общество Красного Креста
- 8.3. Всемирная организация здравоохранения
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9 наблюдение и уход за больными. Первая помощь при неотложных состояниях. Реанимация
- 9.1. Понятие ухода за больными и виды ухода
- 9.2. Организация ухода за больными
- 9.3. Личная гигиена больного
- 9.4. Питание больных в стационаре
- 9.5. Термометрия. Уход за лихорадящими больными
- 9.6. Простейшая физиотерапия
- 9.7. Лекарственные средства
- 9.8. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания
- 9.9. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов кровообращения
- 9.10. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения
- 9.11. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями почек и мочевыводящих систем
- 9.12. Наблюдение и уход за больными при заболеваниях органов эндокринной системы
- 9.13. Первая помощь при некоторых неотложных состояниях и травмах
- 9.14. Реанимация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 10 медицинская этика и деонтология. Биоэтика, биоэтические проблемы современности
- 10.1. Медицинская этика и деонтология
- 10.2. Биоэтика. Биоэтические проблемы современности
- Контрольные вопросы и задания
- Приложения
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Компетенция в области охраны здоровья граждан рф,
- Раздел 3. Организация охраны здоровья граждан в рф
- Раздел 4. Права граждан в области охраны здоровья
- Раздел 5. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья
- Раздел 6. Права граждан при оказании медико-социальной помощи
- Раздел 7. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека
- Раздел 8. Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам
- Раздел 9. Медицинская экспертиза
- Раздел 10. Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников
- Раздел 12. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Обеспечение психиатрической помощью и социальная защита лиц, страдающих психическими расстройствами
- Раздел 3. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую
- Раздел 4. Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания
- Раздел 5. Контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию психиатрической помощи
- Раздел 6. Обжалование действий по оказанию психиатрической помощи
- Ситуационные задачи
- Список литературы