logo
репро

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт медицинского образования

_________________________________________________________

Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и общей гигиены

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

Тема

        1. "Проблемы репродуктивного здоровья "

Продолжительность занятия

4 академических часа

Великий Новгород

2009

Методическую разработку составили: доц. Л.А. Брыжахина

ст. преп. Д.Д. Кашвин

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: формирование мотивации к сохранению репродуктивного здоровья, профилактике бесплодия и рождению желанных детей.

ЗАДАЧИ: рассмотреть вопросы репродуктивного здоровья, создания и планирования семьи.

БЛОК I: РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

  1. Понятие о репродуктивном здоровье.

  2. Причины и частота бесплодных браков.

  3. Основные венерические заболевания и аборт как наиболее частые причины бесплодия.

БЛОК II: СОЗДАНИЕ СЕМЬИ

  1. Создание и планирование семьи.

БЛОК III: ЖЕЛАННЫЙ РЕБЕНОК

  1. Демонстрация видеофильма «Чудо новой жизни».

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

БЛОК I: РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

  1. Понятие о репродуктивном здоровье (возможность зачать, выносить, родить).

  2. Возможные повреждения репродуктивной системы на различных этапах индивидуального развития (внутриутробно, в период родов, раннего детства и подросткового периода).

  3. Частота бесплодных браков, роль женщины и мужчины в этой статистике.

  4. Влияние питания, неадекватных физических нагрузок на возможность забеременеть. Последствия стрессов.

  5. Заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП): гонорея, сифилис, трихомоноз, хламидиоз и др., их осложнения и профилактика.

  6. Невенерические заболевания, передающиеся половым путем (гепатиты В, С, ВИЧ-инфекция, чесотка, педикулез.

  7. Аборты как причина бесплодия и невынашивания. Предупреждение нежелательной беременности, методы (см. плакат). «Пожарные» средства при нежелательной беременности («Постинор», «Овидон» и др.), возможная частота их применения, отрицательное действие на организм женщины.

70

мин.

БЛОК II: СОЗДАНИЕ СЕМЬИ

  1. Понятие брака. Совместное проживание. (Вся группа принимает участие в обсуждении этого вопроса).

  2. Функции семьи (репродуктивная, экономическая, сексуальная, воспитательная, общение, досуг).

  3. Планирование семьи (для чего, нужно ли оно?).

  4. Психология семьи (факторы, определяющие сценарий семейной жизни).

  5. Тесты на конфликтность, ревность.

  6. Прочее: обсуждение вопросов, интересующих студентов (половое воспитание, сексуальность, сексуальные девиации и проч.).

20 мин.

20 мин.

10 мин.

БЛОК III: ЖЕЛАННЫЙ РЕБЕНОК

  1. Видеофильм «Чудо новой жизни»

  2. Обсуждение фильма.

  3. Краткое знакомство с вопросами питания (грудное вскармливание!) и особенностями развития ребенка первого года жизни.

  4. Демонстрация этапов развития плода при посещении анатомического музея (по желанию)

50 мин.

20 мин.

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

  1. Цель планирования семьи, государственное регулирование семейных отношений.

  2. Оптимальный возраст женщины для деторождения.

  3. Причины бесплодия.

  4. Методы предупреждения беременности.

  5. Типичные проблемы и причины семейных конфликтов.

  6. Последствия конфликтов и ревности для здоровья супругов и детей, для развития отношений, существования семьи.

БЛОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь. Это важнейший элемент охраны здоровья женщины и ребенка, так как позволяет сохранять здоровье, осуществлять профилактику нежелательной беременности, бесплодия, обеспечивать оптимальные интервалы между родами, т.е. предупреждать слишком ранние, поздние и частые роды.

Оптимальный возраст матери для деторождения – 20-35 лет. Оптимальный срок между двумя беременностями и родами - не менее 2-2,5 лет.

Слишком частые беременности или слишком ранние или поздние роды могут иметь тяжелые последствия для здоровья женщины. Поздние роды увеличивают риск рождения ребенка с врожденными заболеваниями и пороками развития. У много рожавших женщин нарушается состояние питания, что ведет к анемии и дефициту кальция.

Кроме этого, прерывание первой беременности часто ведет к таким осложнениям как:

- бесплодие (является его причиной у 60-80% женщин),

- невынашивание последующих беременностей (увеличивается частота в 8-10 раз, по сравнению с женщинами, у которых не было абортов),

- воспалительные процессы женских половых органов),

- повышение частоты внематочных беременностей,

- более частое возникновение слабости родовой деятельности и послеродовые кровотечения при последующих беременностях.

Исходя из этого, принципами планирования семьи являются:

  1. Рождение желанных детей в оптимальный для женщины возрастной период (20-35 лет).

  2. Предупреждение беременности у женщин до 18 лет.

  3. Предупреждение беременности у женщин после 35-45 лет.

  4. Соблюдение интервала между родами не менее 2-2,5 лет.

  5. Предупреждение аборта.

Одним из методов планирования семьи является контрацепция.