Умственная отсталость (олигофрении)
Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Умственная отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
Умственная отсталость (олигофрении) является группой заболеваний различной этиологии, общим и типичным для которых является психическое недоразвитие. В первую очередь это проявляется в интеллектуальной недостаточности и характеризуется синдромом относительно стабильного, непрогрессирующего слабоумия. Однако интеллектуальная недостаточность не исчерпывает всей картины олигофрении. У олигофренов отмечается недоразвитие и других свойств — эмоциональности, моторики, восприятия, внимания.
Олигофреническое слабоумие отличается от слабоумия вследствие приобретенных в зрелом или пожилом возрасте органических заболеваний головного мозга. При последних происходит распад уже имевшихся психических свойств, а при олигофрении эти свойства не развиваются.
В первую очередь это относится к наиболее поздним в филогенетическом отношении проявлениям психической деятельности. Так, для олигофренов характерно недоразвитие, недостаточность понятийного, абстрактного мышления. Мышление олигофренов носит преимущественно конкретный характер. Эта особенность олигофренического мышления различно выражена у разных больных и прямо связана с глубиной слабоумия.
- Особенности и задачи патопсихологического исследования
- Методики экспериментальной патопсихологии
- Патопсихологические синдромы
- Функциональные пробы и тесты в патопсихологии
- Деонтологический аспект деятельности патопсихолога
- II. Методы (методики) патопсихологического исследования
- Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций
- Корректурная проба
- Методики для исследования памяти
- Тест зрительной и слуховой памяти
- Проба на ассоциативную память
- Тест зрительной ретенции Бентона
- Понимание рассказов
- Понимание сюжетных картин
- Выделение существенных признаков
- Ассоциативный (словесный) эксперимент
- Психометрические методы исследования интеллекта
- Исследование интеллекта по методу Д. Векслера
- Методика Титце
- Шкала «домино»
- Методы (методики) для исследования личности
- Исследование уровня притязаний
- Исследование самооценки по методике Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн
- Опросник уровня субъективного контроля (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А Голынкина, А. М. Эткинд, 1993)
- Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
- Торонтская алекситимическая шкала
- Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)
- Опросники для скрининга неврозов
- Опросник Хека — Хесс
- Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
- Вербальный проективный тест (ВПТ)
- Детской апперцепции тест (CAT)
- Метод исследования фрустрационной толерантности
- Тест «Рука»
- Тест выбора цвета Люшера
- Определение степени приятности отдельных хроматических цветов
- Маниакально-депрессивный психоз
- Эпилепсия
- Старческое слабоумие
- Пресенильные деменции
- Церебральный атеросклероз
- Последствия закрытой черепно-мозговой травмы
- Алкоголизм
- Умственная отсталость (олигофрении)
- Пограничные нервно-психические расстройства
- Патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии
- Оглавление