5. Особенности психотерапии при лечении алкогольной зависимости в подростковом и детском возрасте.
У взрослых психотерапия в настоящее время стала рассматриваться как основной метод лечения алкоголизма, без которого лекарственная терапия в большинстве случаев оказывает весьма нестойкий эффект. В действии самих лекарственных веществ (апоморфина, тетурама и др.) справедливо усматривается ведущий психотерапевтический (условнорефлекторный, бихевиоральный) компонент. Хотя необходимость психотерапии при алкогольной зависимости в подростковом возрасте никем не оспаривается, тем не менее имеются определенные указания на малую эффективность как индивидуальной рациональной, так и групповой психотерапии. Когда подростка насильственно заставляют лечиться, то само лечение, включая общение с психотерапевтом, рассматривается им как форма наказания и вызывает лишь протест. В этих условиях на успех психотерапии, как и всего лечения, рассчитывать трудно. Индивидуальная рациональная психотерапия, по нашим наблюдениям, действительно, неэффективна при хроническом алкоголизме, если он развился на фоне неустойчивой психопатии и акцентуации характера. Основной путь влияния врача — разъяснение вреда алкоголя для здоровья и социального статуса в настоящем и будущем — неустойчивого подростка оставляет равнодушным. Однако для подростка эпилептоид-ного типа забота о собственном здоровье, своем будущем, опасность-пострадать или подвергнуться преследованиям в беспомощном состоянии «отключения» могут оказаться достаточно волнующими проблемами. Но для этого нужны не только «подход» к подростку, его «доверие к врачу» но и уверенность самого подростка в высокой компетентности и особом внимании к нему врача. Информация о вреде алкоголя «вообще», представленная в форме, лично его не- задевающей, для такого пациента малозначима. Эпилептоидному подростку бывает полезно показать результаты его обследований — например, электроэнцефалограмму, электрокардиограмму, анализы крови, желудочного сока и т. п. и сопоставить их с нормами, приводимыми в руководствах, с аналогичными исследованиями у его сверстников, чтобы очевидными стали выраженные отклонения именно его показателей (электроэнцефалограмма особенно удобна в этих целях). Производят иногда также впечатление рассказы о тяжких последствиях поступков, совершенных в состоянии «отключения». Цель индивидуальной психотерапии — добиться того, чтобы подросток сам принял решение лечиться и прекратить алкоголизацию. У подростков гипертимного и истероидного типа задача психотерапии иная — постараться найти поле деятельности, более привлекательное, чем выпивка, и способное удовлетворить жажду общения с товарищами, открыть возможность престижного положения в их'среде. При наслоении черт неустойчивости на гипертимное, истероидное или иное ядро (включая энилептоидное) психотерапия становится столь же нерезультативной, как и у подростков неустойчивого типа. При лабильной и шизоидной акцентуации психотерапия должна носить не столько «антиалкогольный» характер, сколько быть направленной на преодоление тех трудностей и жизненных проблем, которые подтолкнули к алкоголизации. Эмоционально-лабильный подросток нередко страдает от эмоционального отвержения в семье (что, например, мало беспокоит неустойчивого); он ищет в алкогольной компании эмоциональные контакты, нуждается в «друге-психотерапевте», «друге-опекуне». Если для шизоидного подростка алкоголь служит «коммуникативным допингом», то надо постараться уговорить его принять участие в групповой психотерапии, задачей которой является обучение вербальным и невербальным приемам контактов со сверстниками. Групповая психотерапия может оказаться не только бесполезной, но и вредной, если группа собрана из подростков, злоупотребляющих алкоголем и не имеющих искреннего намерения прекратить выпивки. Такая группа лишь сплачивает собранных подростков в алкогольную компанию, а к групповым обсуждениям вреда алкоголя они отнесутся безразлично или иронически. Групповая психотерапия может иметь смысл для подростков гипертимного, истероидного и лабильного типов, если их включают в неалкоголизирующуюся группу (но не кичащуюся своей трезвенностью); где сам процесс группового общения оказывается для них привлекательным в силу общих интересов, возможности проявить себя, найти эмоциональные привязанности и т. п. В целом групповая психотерапия обычно оказывается успешной, если она ставит не прямые противоалкогольные цели, а служит способом отвлечения от алкоголя. Все другие психотерапевтические методы (суггестивная терапия, эмоционально-стрессовая терапия и др.) у подростков могут оказаться эффективными только при одном предварительном условии — желании лечиться.
- Введение
- 1. Понятие “Детский алкоголизм”
- 2. Результаты исследования проблемы детского алкоголизма в разных странах мира.
- 3. Алкогольное отравление у детей.
- 4. Алкоголь и развивающийся организм.
- 5. Особенности психотерапии при лечении алкогольной зависимости в подростковом и детском возрасте.
- Заключение
- Литература