logo search
сам курсовик

2.2.3. Непредсказуемость Заполярья и слабая инфраструктура маршрута

Фрахтуя судно, перевозчик обязуется доставить грузы к месту назначения в точно указанный срок. Нарушение условий контракта влечет большую финансовую ответственность фрахтовщика. Поэтому временная гарантия прохода по маршруту для него очень важна. Но такую гарантию Администрация Севморпути пока не дает.

Исследования показали, что проход судов по Северному морскому пути позволяет на 40% сократить время доставки грузов по сравнению с традиционными маршрутами. Но ледовые условия и существующие сегодня проблемы обеспечения плавания, низкая производительность портов не гарантируют выполнения условий фрахта. Поэтому зарубежные специалисты и судовладельцы, перспективно оценивающие потенциал Северного морского пути, ставят вопрос о необходимости максимального снижения факторов дополнительных рисков.12

Во-первых, считают они, Администрация Севморпути должна гарантировать, что любое судно своевременно получит лоцмана для проводки через опасные участки пути и помощь ледоколами.

Во-вторых, проход по Северному морскому пути и открытость портов должны быть свободны от протекционизма. То есть суда всех флагов, с экипажами любых национальностей получат право прохода по трассе, а объем и порядок предоставления услуг будет одинаков для всех, независимо от того, российское это судно или иностранное. Предполагается открыть для судов любого флага порты-убежища и сделать доступными услуги ремонта.

В-третьих, зарубежные аналитики полагают, что для получения конкурентного преимущества в ценовой политике руководству Северного морского пути лучше установить фиксированные ставки гарантированного обслуживания транзита. Это значительно снизит ценовую привлекательность альтернативных маршрутов.

В-четвертых, существенно облегчит плавание по Северному морскому пути устранение излишних бюрократических процедур для допуска судов на трассу и обеспечения их плавания. Нужен, как считают зарубежные партнеры по INSROP и эксперты BIMCO, единый центр, через который судно, его владельцы и операторы могли бы получать всю необходимую информацию – от текущих погодных и ледовых условий до счетов на оплату сборов за предоставленные услуги. Необходима также централизованная поисково-спасательная служба быстрого реагирования, способная в чрезвычайной ситуации оказать помощь в любой точке Северного морского пути.

Секретариат Конференции пользователей Северного морского пути (The Northern Sea Route User Conference) в 2000 году опубликовал подробные инструкции для капитанов, намеревающихся использовать арктический маршрут. В этих инструкциях указаны все ограничения прохода по Севморпути и адреса служб, обеспечивающих плавание.

Оценивая инвестиционный и политический климат в России с точки зрения возможностей стабильного развития Северного морского пути, надежности его эксплуатации, зарубежные аналитики отмечают следующее. Экономические реформы 90-х годов негативно отразились на всей транспортной структуре России, включая и Северный морской путь. Переход к рыночной экономике, приватизация судоходных компаний и портов, прекращение государственного финансирования, разрушение региональных транспортных, технологических связей привели к дезинтеграции единого экономического механизма Севморпути и развалу отлажено работавшей в течение десятилетий его системы.

В последнее время российские власти предприняли ряд шагов, направленных на улучшение инфраструктурного обеспечения работы Северного морского пути и повышение его привлекательности для иностранных судовладельцев. Прежде всего это касается навигационного обслуживания прохода по маршруту, включая спутниковые системы связи и определения местонахождения судна, электронные навигационные карты. Принимаются меры к завершению строительства в 2002 году атомного ледокола «50 лет Победы», рассматриваются предложения по продлению сроков эксплуатации ныне действующих атомных и дизель-электрических ледоколов.

Пока же Северный морской путь как международная транзитная магистраль остается резервом международной транспортной системы.

Резервом, который таит в себе огромный потенциал международного сотрудничества и развития российского Заполярья.

Заключение

Подведя итоги работы, обобщив знания, полученные в ходе данного исследования, соотнеся их с поставленными целями и задачами, можно сделать следующие выводы:

Предложения по теме:

1 Белов М.И. История открытия и освоения Северного морского пути. – М.: Морской транспорт. - Т.3. - 1959. – С.56.

2

3 Самойлов А.Г. Нефть, газ высоких широт и Севморпуть // Нефть Газ Промышленность. - 2004. - № 6(11). - С.15-16.

4 Яковлев А.Н. Северный морской путь России // Морской сборник. – 2006. - № 10. – С.16–19.

5 Чилингаров А.Н., Кокорев Е.М. Размышления о Российском Севере. – М: Янус. - 1997.– С 253.

6 Мурманский Арктический сборник: Сборник статей / Ассоциация исследователей Арктики, редакция журнала «Наука и бизнес на Мурмане». – Мурманск : Кн. изд-во, 2002. – С 8-9.

7 Мурманский Арктический сборник: Сборник статей / Ассоциация исследователей Арктики, редакция журнала «Наука и бизнес на Мурмане». – Мурманск : Кн. изд-во, 2002. – С 8.

8

9 Пазовский В.М. Северный морской путь: оценки зарубежных специалистов. – 2007. – С.13.

10 Пазовский В.М. Северный морской путь: оценки зарубежных специалистов. // Эко. - 2007. №8. С. 4.

11 Пазовский В.М. Северный морской путь: оценки зарубежных специалистов. // Эко. - 2007. №8. С. 6.

12 Пазовский В.М. Северный морской путь: оценки зарубежных специалистов. // Эко. - 2007. №8. С. 11.