logo
сам курсовик

1.2. Современный этап развития и освоения

Северного морского пути

Сегодня в России начинает предприниматься ряд серьезных практических мер по выводу из сложившегося кризиса и дальнейшему развитию Северного морского пути. Осознание необходимости этих шагов связано с рядом факторов, свидетельствующих о чрезвычайно важном стратегическом значении этого уникального арктического маршрута. В первую очередь оно связано с предстоящим освоением колоссальных по своим масштабам месторождений нефти и газа, сосредоточенных в Арктическом шельфе.

Север России чрезвычайно богат месторождениями полезных ископаемых. Часть этих месторождений разрабатывается, часть разведана и готовится к эксплуатации, некоторые законсервированы, а основная же масса сегодня не востребована и составляет государственный резерв. На шельфе Баренцева моря открыты богатые залежи нефти и газа, в том числе крупные и уникальные. Безусловно, разработка месторождения углеводородов на шельфе будет положительным образом сказываться на деятельности Северного морского пути, так как потребует ледового обеспечения, развития портов и ремонтной базы.

Учитывая сроки и темпы разработки нефтегазовых и месторождений твердых полезных ископаемых в зоне влияния Северного морского пути приходится констатировать, что из огромного количества выявленных месторождений только ограниченное количество из них в ближайшую четверть века могут быть определены как грузообразующие для последующей перевозки по арктической трассе добытого из них минерального сырья. Учитывая галопирующий рост добычи нефти в России при ее практически стабильном внутреннем потреблении, прогноз добычи и вывоза арктической нефти может оказаться сильно заниженным. При этом самым слабым звеном в нефтяном бизнесе окажется нехватка транспортных возможностей экспорта нефти.3

Большую значимость сегодня имеет развитие транзитных функций Северного морского пути. Они продолжают играть важную роль в освоении и развитии  районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Сегодня многие страны мира проявляют большой интерес к развитию грузоперевозок по этому маршруту, в первую очередь в свете растущего товарооборота между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому не исключено, что в XXI веке Северному морскому пути уготовано интенсивное развитие в качестве важной арктической транспортной артерии не только национального, но и международного значения.

В настоящее время по транспортным артериям Северного морского пути осуществляют завоз топлива и продуктов в пункты Российской Арктики более 10 иностранных танкеров и рефрижераторов. На каждую навигацию распоряжениями Правительства РФ открываются для захода иностранных судов более 40 портов и порто-пунктов, расположенных вдоль трассы Северного морского пути. Вместе с тем коммерческий транзит иностранных судов по Северному морскому пути пока не развивается. В период с 1991 года по 1997 год была осуществлена проводка только одного иностранного судна (“Астролябия” под флагом Франции). Зарубежные грузоотправители предпочитают использовать для перевозки своих грузов в этих водах российские суда ледового класса.4

Вместе с тем зарубежные судоходные компании проявляют больший интерес к Северному морскому пути, нежели к другому арктическому морскому пути – Северо-западному проходу, пролегающему в канадских и американских водах. Причина достаточно объективна. На Северо-западном проходе, трассе той же протяженности, что и Северный морской путь, более тяжелая ледовая обстановка. Этот путь в его западной части (море Бофорта) открыт в сторону Центрального Арктического бассейна и многолетние паковые льды нередко блокируют отдельные участки его трассы, и, следовательно, нет гарантии безопасного транзитного прохода в одну навигацию. За всю историю функционирования Северо-западного прохода по нему совершено всего лишь около 40 транзитных плаваний, в основном ледоколов. Для сравнения: по Северному морскому пути транзитные проходы ежегодно выполняют до 20 российских судов, в каботажных перевозках принимает участие до 200 транспортов. 5