1.1. История открытия Северного морского пути
Одной из наиболее выдающихся страниц освоения Российского Севера можно назвать открытие и начало эксплуатации Северного морского пути. Он стал не только кратчайшим водным путем между Европейской Россией и Дальним Востоком, но и уникальным трансконтинентальным маршрутом, представляющим значительный интерес для экономики многих стран мира.
История Северного морского пути начинается с первых плаваний поморов в XI—XIII вв., но идея практического использования Северного морского пути (до начала 20 века называвшегося Северо-Восточным морским проходом) была высказана русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году.2 Освоение морского побережья и арктического мореплавания велось также сибирскими казаками и «промышленными людьми», ходившими вдоль всего морского побережья Сибири на парусных морских судах (кочах). Плавание летом 1648 года из устья Колымы к реке Анадырь якутского казака Семена Дежнева с товарищами доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внёс Михаил Васильевич Ломоносов, который высказал догадку о существовании дрейфа льдов в Арктическом бассейне с Востока на Запад, разработал классификацию льдов (которая во многом сходна с современной), а также занимался проблемами, связанными с изучением Северного Ледовитого океана. Видное место в этом изучении заняли две Камчатские экспедиции под начальством Витуса Йонссена Беринга, высокоширотная во главе с Василием Яковлевичем Чичаговым, Северо-восточная Иосифа Биллингса — Гавриила Сарычева, Усть-Янская и Колымская под руководством Петра Федоровича Анжу и Фердинанда Петровича Врангеля, новоземельские Федора Петровича Литке, Петра Кузьмича Пахтусова и Августа Карловича Циволько. Результаты их исследований предрешили вопрос о возможности судоходства по Северному морскому пути.
С 1877 года начались эпизодические Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и минеральных богатств. До 1919 года из 122 Карских рейсов только 75 прошли успешно; ими перевезено всего 55 тысяч тонн различных грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в северных морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов, а также противодействием со стороны царского правительства и торгового капитала. В 1878—1879 гг. шведская экспедиция Нильса Адольфа Эрика Норденшельда на шхуне «Вега» совершила первое сквозное плавание по Северному морскому пути с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Однако успех «Веги» не был поддержан и закреплен капиталистами Европы и царским правительством России, отказавшимися вкладывать крупные средства в освоение северного мореплавания. С 1911 года из Владивостока на Колыму ежегодно совершались рейсы одного парохода. Колымские рейсы также не получили развития из-за необорудованности морского пути. Среди научных экспедиций этого периода выделяются: русские — на первом линейном ледоколе «Ермак» под командованием Степана Осиповича Макарова, полярная на шхуне «Заря» Эдуарда Толя, по Северному морскому пути Георгия Львовича Брусилова на шхуне «Святая Анна» и Владимира Александровича Русанова на судне «Геркулес», полюсная экспедиция Георгия Яковлевича Седова на шхуне «Святой Фока», гидрографическая на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач» под начальством Бориса Андреевича Вилькицкого, открывшая в 1913 году Северную Землю и совершившая сквозное плавание с Востока на Запад с зимовкой в 1914 – 1915 гг.; иностранные - американская Де-Лонга на шхуне «Жаннетта», норвежская в Арктический бассейн на судне «Фрам» во главе с Фритьофом Нансеном, норвежская на судне «Мод» во главе с Руалем Амундсеном с Запада на Восток по всему Северному морскому пути с зимовками у побережий Таймырского и Чукотского полуостровов. С появлением парового флота, изобретением радио, постройкой ледоколов освоение Северного морского пути вступило в новую фазу, ознаменовавшуюся более высоким уровнем исследований.
После Октябрьской революции 1917 года началось планомерное освоение Северного морского пути, ставшее неотложной народно-хозяйственной задачей. Развитию арктического мореплавания и научных исследований на Советском Севере большое внимание уделял В. И. Ленин. С 1921 года успешно осуществляются советские Карские экспедиции, а с 1923 года— Колымские рейсы, подготовившие почву для открытия мореплавания по всей трассе Северного морского пути. В 1932 году экспедиция на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» во главе с Отто Юльевичем Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав тем самым реальную возможность эксплуатации Северного морского пути. Плавание «Челюскина» (1933 г.) и «Литке» (1934 г.) ещё раз подтвердило готовность Северного морского пути к совершению по нему грузовых рейсов, которые начались с 1935 года. В 1932 году было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), которому поручалось проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути. В последующие годы Главсевморпуть проводил работы по созданию специального ледокольного и транспортного флота, по гидрографическому и авиационному обеспечению арктических навигаций, геологическим, гидрологическим, метеорологическим и географическим исследованиям, созданию на Советском Севере очагов социалистической индустрии. В 30-е и 40-е гг. были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения и другие. Для освоения Северного морского пути имели значение: экспедиции гидрографические по изучению обстановки трассы и для составления навигационных карт и лоций, высокоширотная на «Садко» (1935 г.), дрейф «Георгия Седова» (1937 – 1940 гг.), первая научная станция «Северный полюс» (1937 – 1938 гг.) во главе с Иваном Дмитриевичем Папаниным, трансарктические полёты из Москвы в США (1937 г.), ледовые патрули (с 1938 г.), воздушная экспедиция на полюс относительной недоступности (1941 г.), послевоенные экспедиции - на ледоколе «Северный полюс» в северо-восточные моря (1946 г.), на «Литке» в Карское море (1948 г.), на том же судне (1955 г.) и дизель-электроходе «Обь» (1956 г.) в Гренландское море. С 1948 года проводятся высокоширотные воздушные экспедиции под названием «Север». Высаженные на дрейфующие льды станции были базами долговременных научных наблюдений. В 1950 – 1951 гг. во льдах Арктики дрейфовала вторая научная станция «Северный полюс». С 1954 года в Арктическом бассейне ежегодно работали по 2 советские дрейфующие станции; в 1974 году во льдах Арктического бассейна работала «Северный полюс - 22»; с конца 1975 года действовала «Северный полюс - 23».
Из наиболее выдающихся плаваний по Северному морскому пути после 1935 года были: проводка военных кораблей Балтийского флота на Дальний Восток (1936 г.), двойной рейс ледокола «И. Сталин» (1939 г.), снабжение продовольственными и промышленными товарами из бассейна Тихого океана Якутии и восточной части Советской Арктики, перегон дальневосточных военных кораблей в Баренцево море в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., систематические переходы речных судов из европейских портов на реки Сибири (с 1948 г.), рыболовецких судов на Дальний Восток (с 1951 г.), двойные грузовые рейсы дизель-электроходов «Лена», «Енисей» (с 1954 г.), осенние походы атомохода «Ленин» (1970 – 1971 гг.). Вступление в строй новых мощных судов ледового класса: атомоходов «Ленин» и «Арктика», ледоколов «Москва», «Ленинград» и др. однотипных ледокольных судов, современное оборудование арктических портов, расширение сети полярных станций (свыше 100) и обсерваторий, достижения науки — всё это создало реальные возможности для выполнения поставленных в 1957 году ЦК КПСС и Советским правительством задач превращения Северного морского пути в магистраль массовой перевозки народнохозяйственных грузов.
В начале 1990-х годов распад Советского Союза и последовавший за ним системный социально-экономический кризис постсоветского пространства крайне негативно сказались на состоянии Северного морского пути. В связи с ликвидацией централизованного материально-технического снабжения была разрушена система завоза промышленных и продовольственных товаров на Север из других регионов России. Из-за либерализации цен и перестройки кредитной системы в тяжелое финансовое положение попало большинство предприятий, составлявших инфраструктуру Северного морского пути. В первую очередь это коснулось ледокольного и других видов специализированного арктического флота, портов, полярных станций и ряда поселений, экономика которых преимущественно складывалась за счет обслуживания Северного морского пути. К 2003 году перевозимых по Северному морскому пути грузов стало в пять раз меньше (1,7 миллионов тонн) в сравнении с периодом его "экономического расцвета" в советскую эпоху. В этот период наиболее крупный объем транспортировки грузов (до 65%) принадлежал предприятию "Норильский никель".
- Глава 1. Открытие и освоение Северного морского пути……………..5
- Глава 2. Перспективы развития Северного морского пути и оценки зарубежных специалистов……………………………………………...13
- Глава 1. Открытие и освоение Северного морского пути
- 1.1. История открытия Северного морского пути
- 1.2. Современный этап развития и освоения
- Глава 2. Перспективы развития Северного морского пути и оценки зарубежных специалистов
- 2.1. Перспективы развития Северного морского пути
- 2.2. Оценки зарубежных специалистов.
- 2.2.1. Позиция скептиков
- 2.2.2. Взгляд оптимистов
- 2.2.3. Непредсказуемость Заполярья и слабая инфраструктура маршрута