2. Специальные формирования здравоохранения
Специальные формирования здравоохранения (СФЗ) создаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ в тылу страны в период мобилизации и в военное время в интересах ВС РФ, но в их состав не передаются.
СФЗ предназначены для специализированного лечения наиболее тяжелых контингентов раненых и больных, их реабилитации, восстановления, а также для участия в проведении противоэпидемических мероприятий среди войск, осуществляющих передислокацию.
К СФЗ относятся: органы управления специальными формированиями, тыловые госпитали здравоохранения, обсервационные пункты.
В структуре специальных формирований здравоохранения органы управления составляют около 6% от общей их численности; тыловые госпитали здравоохранения – 92%, а обсервационные пункты – 2%.
Органы управления специальными формированиями.
К органам управления специальными формированиями здравоохранения относятся: управление Министерства здравоохранения и социального развития РФ по руководству специальными формированиями здравоохранения; отделы и секторы органов управления здравоохранением субъектов РФ по руководству специальными формированиями здравоохранения.
Подбор персонала для органов управления СФЗ производится в мирное время. Лица, утвержденные на должности начальников органов управления, в мирное время в полном объеме изучают мобилизационные документы по специальным формированиям и могут привлекаться к выполнению отдельных мероприятий по их мобилизационной подготовке.
На органы управления СФЗ возлагаются следующие основные задачи:
- руководство работой СФЗ в период мобилизации и в военное время;
- организация лечения, реабилитации, военно-врачебной и медико-социальной экспертизы раненых и больных и контроль качества проводимых мероприятий;
- методическая помощь территориальным органам здравоохранения по вопросам развертывания и работы СФЗ;
- организация взаимодействия с Главным военно-медицинским управлением;
- организация и планирование мероприятий по специальной подготовке и усовершенствованию медицинского состава СФЗ;
- руководство проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- организация медицинского снабжения СФЗ в период мобилизации и в военное время;
- оперативное руководство и контроль расформирования тыловых госпиталей и обсервационных пунктов.
Тыловые госпитали здравоохранения(ТГЗ) предназначены для приема раненых и больных военнослужащих, поступающих по этапам медицинской эвакуации, оказания им специализированной медицинской помощи и реабилитации.
ТГЗ подразделяются на 6 типов:
- четыре многопрофильных госпиталя (базовый, нейрохирургический, травматологический, терапевтический);
- два специализированных госпиталя (кожно-венерологический и туберкулезный).
Коечная емкость тыловых госпиталей устанавливается в объемах 400, 500, 600 коек.
На ТГЗ возлагаются следующие основные задачи:
- прием, медицинская сортировка и санитарная обработка поступающих в госпиталь раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция, дегазация и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;
- своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечение до определившихся исходов;
- проведение военно-врачебной экспертизы всех раненых и больных, своевременная их выписка из госпиталя или перевод в другие лечебные учреждения для реабилитационного лечения, а также обязательное проведение медико-социальной экспертизы всех увольняемых из Вооруженных Сил;
- подготовка к эвакуации раненых и больных, подлежащих переводу в другие лечебные учреждения;
- оказание консультативной помощи по своему профилю другим тыловым госпиталям;
- организация охраны, обороны и защиты госпиталя от оружия массового поражения;
- материально-бытовое обеспечение раненых и больных, выплата им денежного довольствия; проведение культурно-воспитательной работы; ведение медицинского учета и отчетности; подготовка и усовершенствование медицинских кадров и других категорий личного состава госпиталя.
На базовые госпитали возлагаются дополнительные задачи:
- развертывание силами приемно-эвакуационных отделений на железнодорожных станциях (в аэропортах, портах) эвакуационных приемников и организация разгрузки прибывающих санитарных транспортов;
- прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других тыловых госпиталях, и организация доставки их в эти госпитали;
- оказание неотложных мероприятий квалифицированной медицинской помощи поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.
Обсервационные пункты(ОП) являются противоэпидемическими учреждениями здравоохранения военного времени. Они предназначены для временной изоляции и обсервации, следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии и выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.
Обсервационные пункты формируются при объявлении мобилизации или по особому распоряжению Правительства РФ. Непосредственное руководство обсервационными пунктами осуществляют органы управления здравоохранением субъектов РФ (отделы, секторы).
На обсервационные пункты возлагаются следующие основные задачи:
- прием, полная санитарная обработка воинских контингентов с обязательной дезинфекцией их обмундирования и других вещей;
- своевременное выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация в ближайшие инфекционные больницы (отделения);
- проведение (по показаниям) профилактических прививок;
- проведение лабораторных обследований с целью выявления бактерионосителей;
- материальное обеспечение обсервируемых военнослужащих, проведение воспитательной, санитарно-просветительной работы;
- проведение заключительного медицинского осмотра и санитарной обработки.
Порядок проведения обсервации.
Обсервации подвергаются воинские контингенты, следующие по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения, при наличии среди них более 2% однородных или 5% разнородных инфекционных заболеваний, а также при обнаружении среди них хотя бы одного случая чумы, оспы и других, опасных высоко контагиозных заболеваний.
Решение об обсервации принимает командующий войсками военного округа, на основании информации, полученной от начальника медицинской службы, начальника эшелона, врача эшелона.
Орган управления здравоохранением субъекта РФ при получении распоряжения о необходимости обсервации воинских контингентов приводит ОП в состояние готовности к работе.
Выявленные при осмотре инфекционные больные направляются на стационарное лечение в соответствующие медицинские учреждения. Больные с подозрением на инфекционное заболевание помещаются в изолятор. Весь остальной личный состав эшелона подвергается полной санитарной обработке, после чего размещается в специально предназначенных зданиях. Лица, бывшие в контакте с больными, размещаются изолированно. Все военнослужащие, находящиеся в обсервационном пункте, подвергаются ежедневному медицинскому осмотру и термометрии. Срок обсервации устанавливается в зависимости от характера инфекции начальником медицинской службы военного округа (фронта).
МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАТЕРИАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВ МЕДИЦИНСКОГО И САНИТАРНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. ВОИНСКИЙ УЧЕТ И БРОНИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Общие принципы работы с запасами материальных ценностей регламентируется Федеральным законом РФ от 29.12.1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
Государственный резерв– это создаваемые и планомерно пополняемые государством запасы сырья и материалов, топлива, зерна и других продовольственных товаров, некоторых видов машин и оборудования, необходимых для бесперебойного функционирования экономики, для нужд обороны, ликвидации последствий стихийных бедствий и удовлетворения других потребностей государства и общества.
Государственный резервпредназначен для обеспечения мобилизационных нужд РФ; неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства; оказания гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок.
Мобилизационный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имуществаявляется составной частью государственного резерва. Мобилизационный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества формируется в целях развертывания СФЗ для выполнения задач военного времени, медицинской помощи населению и личному составу войск, а также защиты населения в условиях применения современных средств поражения, ликвидации вспышек инфекционных заболеваний. Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство обороны определяют номенклатуру, объемы и сроки накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве и согласовывают ее с Минэкономразвития России и с Росрезервом. Снабжение специальных формирований здравоохранения осуществляется по команде органа управления здравоохранением субъекта РФ через медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв» и медицинские склады.
Воинский учет и бронирование граждан.
Ведение воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе, является составной частью мобилизационной подготовки.
Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Воинский учет граждан осуществляется по месту жительства военными комиссариатами иорганизациями здравоохранения независимо от их организационно-правовой принадлежности.
Воинскому учету подлежат граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе; граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие соответствующую военно-учетную специальность.
Не подлежат воинскому учету граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»; граждане, проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу; граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы; граждане женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;граждане, постоянно проживающие за пределами РФ.
Воинский учет бывает общий и специальный. В организациях здравоохранения на общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время;на специальном воинском учете состоят граждане, которые бронируются за организациями на период мобилизации и на военное время.
Обязанности граждан по воинскому учету:
- состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате;
- явиться по вызову (повестке) в военный комиссариат, имея при себе военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина РФ. Гражданин, имеющий водительское удостоверение на право управления транспортным средством, должен иметь его при себе;
- при увольнении с военной службы в запас ВС РФ явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат для постановки на воинский учет;
- сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства;
- сниматься с воинского учета при переезде на новое место жительства (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из РФ на срок свыше 6 месяцев, и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытию на новое место жительства, либо по возвращению в Российскую Федерацию;
- бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающим в организациях здравоохранения – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение организаций здравоохранения в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами из числа граждан, пребывающих в запасе.
Основной задачей бронирования граждан является закрепление их (на период мобилизации и в военное время) за организациями.
Бронированию подлежат руководители, специалисты, высококвалифицированные рабочие и служащие. В результате бронирования происходит заблаговременное и рациональное распределение специалистов между Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями, специальными формированиями, органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.
Для проведения работы по бронированию граждан организации здравоохранения получают, утвержденные Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, перечни должностей и профессий, отдельные постановления, распоряжения, регламентирующие условия и порядок бронирования граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы организации и порядка мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения РФ регламентированы нормативно-правовыми документами РФ. Должностные лица несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Наличие специальных формирований здравоохранения обеспечивают эффективное медицинское обеспечение Вооруженных Сил в случае войны. К мобилизационным ресурсам здравоохранения относятся: государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного назначения; воинский учет и бронирование медицинских работников.
ЛИТЕРАТУРА:
Мобилизационная подготовка здравоохранения: Учебное пособие/ Под ред. чл.-кор. РАМН, проф. И.М.Чижа. – М: ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, 2011. – 140 с.
Мобилизационная подготовка здравоохранения: Учебное пособие/ Под ред. Ю.И.Погодина. – М: ООО «Типография Парадиз», 2006. – 224 с.
Федеральный закон РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».
Федеральный закон РФ от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Федеральный закон РФ от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1541 «Об утверждении Положения о воинском учете».
Положение о мобилизационном резерве (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.1997 г. № 570-27).
Положение о воинском учете (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г. № 1541).
Вопросы для самоконтроля знаний студентов
1. Назовите иерархию нормативно-правовых актов.
2. Что относится к специальным формированиям здравоохранения?
3. Для чего предназначены тыловые госпитали здравоохранения?
4. Какие задачи возлагаются на обсервационные пункты?
5. Как осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе?
Тестовые задания
Выберите один или несколько правильных ответов
1. Какие нормативно-правовые документы определяют мобилизационную подготовку и мобилизацию здравоохранения в РФ?
1) Конституция РФ
2) Федеральный закон РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»
3) Федеральный закон РФ от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»
4) Федеральный закон РФ от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»
5) Федеральный закон РФ «Об утверждении Положения о воинском учете»
2. Какие структуры относятся к специальным формированиям здравоохранения?
1) органы управления специальными формированиями
2) госпитальные базы фронта
3) тыловые госпитали здравоохранения
4) обсервационные пункты
5) санитарно-контрольные пункты
3. Какие виды тыловых госпиталей здравоохранения разворачиваются после объявления мобилизации?
1) базовый
2) инфекционный
3) травматологический
4) терапевтический
5) туберкулезный
4. Какие основные задачи возлагаются на обсервационные пункты?
1) прием, полная санитарная обработка воинских контингентов с обязательной дезинфекцией их обмундирования и других вещей
2) своевременное выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация
3) лечение инфекционных больных
4) проведение (по показаниям) профилактических прививок
5) проведение заключительного медицинского осмотра и санитарной обработки
5. Какие категории граждан подлежат воинскому учету?
1) граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе
2) граждане, проходящие альтернативную военную службу
3) граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие соответствующую военно-учетную специальность
4) граждане, проходящие военную службу во внутренних войсках
5) граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе независимо от военно-учетной специальности
Правильные ответы:
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 3, 4
3) 1, 3, 4, 5
4) 1, 2, 4, 5
5) 1, 3
- Isbn 978-5-93353-033-6
- Содержание
- Методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека план
- 1. Понятие о жизнедеятельности человека
- 2. Основы безопасности жизнедеятельности человека
- 9. Содержание правовой основы обеспечения безопасности в Российской Федерации.
- 6. Способы защиты от воздействия опасных факторов окружающей среды:
- Национальная безопасность россии план
- Основы мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения план
- 1. Нормативно-правовая база мобилизационной подготовки и мобилизации в российской федерации
- 2. Специальные формирования здравоохранения
- Современные войны и вооруженные конфликты план
- 1. Определение и классификация войн и вооруженных конфликтов
- 2. Средства вооруженной борьбы
- 3. Поражающие факторы современных видов оружия
- Безопасность общества и личности план
- 1. Опасности и их воздействие на организм
- 2. Система мероприятий по обеспечению безопасности организованных коллективов
- 3. Мероприятия по обеспечению личной безопасности граждан
- Чрезвычайные ситуации. Медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций план
- 1. Основные понятия и определения чрезвычайной ситуации
- 2. Классификация чрезвычайной ситуации
- 3. Медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации
- 4. Фазы развития чрезвычайной ситуации и поражающие факторы
- 5. Методы прогнозирования и оценка обстановки
- Заключение
- Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций план
- 1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (рсчс)
- 2. Организационная структура рсчс
- Органы повседневного управления рсчс
- Органы непрерывного управления рсчс
- 3. Режимы функционирования рсчс и порядок их введения
- 4. Задачи и состав сил и средств рсчс
- Функции Министерства Обороны рф
- 5. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций рсчс
- 6. Всероссийская служба медицины катастроф
- Основы организации и мероприятия защиты населения от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения план
- Введение
- 1. Вредные и опасные факторы природного, антропогенного и техногенного происхождения
- 2. Средства и методы контроля и мониторинга вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения
- 3. Мероприятия и методы защиты населения
- 4. Технические средства индивидуальной защиты
- 5. Индивидуальные медицинские средства защиты
- 6. Санитарная и специальная обработка
- Вредные и опасные факторы природного, антропогенного и техногенного происхождения. Классификация и краткая характеристика.
- Мероприятия и методы защиты населения.
- Классификация убежищ.
- Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности план
- 1. Нормативно-правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера
- 2. Основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера
- 3. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности
- Основные положения
- 1. Основные мероприятия связанные с обучением населения.
- 2. Основные мероприятия по оповещению населения об опасностях.
- 3. Основные мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
- 4. Основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
- 5. Основные мероприятия по проведению аварийно-спасательных работ.
- 6. Основные мероприятия по обеспечению пострадавшего населения.
- 7. Основные мероприятия по борьбе с пожарами.
- 8. Основные мероприятия по обнаружению и обозначению зон радиоактивного, химического, биологического и иного загрязнения.
- 9. Основные мероприятия по санитарной обработке населения и специальной обработке (очистке, обезвреживанию) зданий, сооружений, техники и территории.
- 10. Основные мероприятия по восстановлению и поддержанию порядка в пострадавших районах.
- 11. Основные мероприятия по восстановлению функционирования коммунальных служб.
- 12. Основные мероприятия по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
- 13. Основные мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время.
- 14. Основные мероприятия по обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
- 4. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях
- Основы организации медико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычайных ситуациях план
- 1. Психотравмирующие факторы чс
- 2. Особенности развития нервно-психических расстройств у населения и спасателей в чс различного характера
- 3. Основы организации медико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычайных ситуациях
- Безопасность труда медицинского персонала план
- 1. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников
- 2. Система охраны труда и безопасности в медицинских организациях
- 5. При уколах и порезах во время медицинских манипуляций необходимо срочно:
- 1. Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов при оказании медицинских услуг
- 2. Система обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях