1.Причины возникновения и история развития валеологии
Человек – объект изучения многих наук биология, антропология, физиология, медицина, психология социология, философия и т.п. Но здоровье человека изучается практически только медициной, которая, является по своей сути наукой о болезнях человека. При этом до сих пор отсутствует теория здоровья человека.
Ещё Гиппократ считал, что только Природа может излечить больного, а цель врача состоит в том, чтобы усиливать «лечебную силу» Природы, направлять её и не создавать для неё препятствий. Он и Авиценна выделяли несколько градаций здоровья. Гален, хотя и был противником некоторых идей Гиппократа, сформулировал понятие о "третьем состоянии" - переходном между здоровьем и болезнью.
В конце XIX в. И.И. Мечников в своей речи противопоставил "этиологической" точке зрения возникновения болезней где между причиной болезни и самой болезнью по-сути стоит знак =, другой взгляд: возникновение болезни он расскрывал как процесс взаимодействия возбудителя (причины) и организма.
В конце 60-х годов нашего столетия патолог С. М. Павленко и интернист С. Ф. Олейник обосновали научное направление, получившее название "санология". Санология была выделена как "общее учение о противодействии организма болезни".В основе учения лежит «саногенез» - динамический комплекс приспособительных механизмов, возникающий при воздействии раздражителя и «проходящий» на протяжении всей болезни – от состояния предболезни до выздоровления. Авторы этого направления утверждали, что многие механизмы саногенеза могут быть значительно усовершенствованы для повышения устойчивости организма и поддержания здоровья.
Существенный вклад в развитие проблемы внесли представители военной медицины в начале 70-х г.г. И.А.Сапов совместно с сотрудниками (Г.Л.Апанасенко, Ю.М. Бобров, А.С.Солодков, В.С.Щёголев и др.) сформулировал учение о «физиологическом обеспечении» походов подводных лодок. Тогда была сделана попытка «управления» функциями организма
Основоположником науки о здоровье по праву считается И.И. Брехман, впервые после долгого забвения (1982) поднявший методологические основы охраны здоровья практически здоровых людей. Он сформировал новое научное направление – фармакосанацию («лекарства для здоровых Назвав научное направление "валеологией" (от латинского valeo - "здравствовать", "быть здоровым"), он в 1987 г. выпустил первую монографию в которой утверждал, что наука о здоровье не должна ограничиваться медициной, а быть интегральной, формируясь на основе экологии, биологии, психологии, медицины и др. наук.
- 1.Причины возникновения и история развития валеологии
- 2.Предмет,методы,цели задачи валеологии.
- 3.Состочние здоровья населения Украины в настоящее время.
- 4.Валеологические технологии и методы обучения.
- 5.Понятие об онтогенезе. Возрастная периодизация онтогенеза.
- 6. Понятие о росте и развитии организмов
- 7.Закономерности роста и развития организма ребенка и подростка
- 8.Методы исследования и оценки физического развития.
- 9.Три основных состояния органияма человека :здоровье,блезнь и третье состояние
- 10.Критерии здоровья и его уровни.
- 11.Здоровье,факторы,влияющие на здоровье и продолжительность жизни.
- 12.Эклогические факторы здоровья. Роль наследственности и среды развития детей.
- 1.2.Биологические загрязнения и болезни человека
- 1.3.Влияние звуков на человека
- 1.4. Погода и самочувствие человека
- 1.5.Питание и здоровье человека
- 1.6. Ландшафт как фактор здоровья
- 1.7.Проблемы адаптации человека к окружающей сред
- 14.Адаптивные возможности организма как показатель уровня здоровья.
- 15.Реактивностьи резистентность организма.
- 5. Клеточные неспецифические факторы защиты
- 16.Понятие образ жизни и здоровый образ жизни.
- 17.Компоненты здорового образа жизни и их характеристика.
- 18.Движение и здоровье. Вред гиподинамии. Нарушение осанки, плоскостопие и их профилактика.
- 19.Роль движений в физическом и психическом развитии детей и подростков.
- 20.Понятие о паспортном и биологическим возрасте.Медико –социальные аспекты долголетия.
- 21.Образ жизни и профилактика сердца . Оздоровительная система н.М.Амосова.
- 12 Здоровых подарков на Новый год
- 22.Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
- 23.Психика и образ жизни современного человека.
- 24.Психика,культура и здоровье человека.
- 25.Образ жизни как определяющий фактор психических нарушений у человека.
- 26.Методы и приемы оценки психического здоровья.
- 5.6. Регулирование психического состояния
- 27. Физиологическая сущность сна и сновидений и их значение в обеспечении здоровья.
- 1.2 Физиологическое значение сна
- 28.Эмоции их виды и механизмы осуществления.
- 29.Память и ее виды и их механизмы осуществления.
- 1. Виды памяти.
- 2. Совершенствование памяти
- 30.Типя высшей нервной деятельности и их учет в организации образа жизни.
- 31.Особенности взаимоотношений человека и внешней среды в условиях нтр.
- 1.1 Понятие о научно-технической революции
- 2.1 Негативные последствия нтр для общества и окружающей среды
- 32. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового поколения.
- 1. Мутационный процесс и наследственные заболевания
- 2. Факторы, вызывающие мутации наследственного аппарата
- 3. Методы лечения
- 4. Профилактика наследственных заболеваний
- 5. Социально-правовой аспект профилактики некоторых наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у человека
- 2. Граждане обязаны:
- 33.Здоровые интимные отношения и способы их построения .
- 34.Семейная жизнь и здоровье. Функции семьи. Типы общения в семье.
- 35.. Современные контрацептивные планирование семьи средства.
- 2. Современные методы контрацепции:
- 36.Аборт как неблагоприятный фактор, влияющий на здоровый образ жизни
- 37. Медицинские, социальные, психологические аспекты полового воспитания
- 39. Понятие об ассимиляции и диссимиляции. Значение этих процессов.
- 40. Питательные вещества, их значение и обмен в организме.
- 41.Основные особенности белкового обмена в организме.
- 42.Жиры их обмен в организме.