1.2 Физиологическое значение сна
На первый взгляд, не так еще давно все казалось очень простым: организм не может постоянно находиться в состоянии активной деятельности, все его органы и системы устают и поэтому нуждаются в периодическом отдыхе или хотя бы снижении уровня этой деятельности. Именно таким отдыхом и является сон: отдыхает мозг, отдыхают мышцы, мене интенсивно работает сердце, желудок и другие органы, происходит резкое ослабление всех видов чувствительности - зрения, слуха, вкуса, обоняния, кожной чувствительности. И само наступление сна также представлялось легко объяснимым: за время активной деятельности в организме накапливаются различные побочные продукты (яды), которые, циркулируя в крови, воздействуют на мозг таким образом, что наступает его торможение, отключение. Были получены довольно убедительные экспериментальные доказательства такого предположения: еще в начале нашего столетия французские ученые Лежандр и Пьерон установили, что сыворотка крови или спинномозговая жидкость собак, лишенных сна в течение 11 суток, при введении здоровым, бодрствующим собакам вызвала у последних сон. Поэтому и различия в состоянии мозга во время сна и бодрствования представлялись очень простыми: сон - это период свертывания деятельности мозга, его отдыха, покоя…
Согласно современным научным данным, сон представляет собой разлитое торможение коры больших полушарий, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала в течение периода бодрствования и снижения их возбудимости. Распространение торможения на более глубокие отделы мозга - средний мозг, подкорковые образования - обуславливает углубление сна. При этом в состоянии торможения, частичного функционального покоя нервные клетки не только полностью восстанавливают свой биоэнергетический уровень, но и обмениваются информацией, необходимой для предстоящей деятельности. К моменту пробуждения, если сон был достаточно полноценным, они снова готовы к активной работе.
О том, что работа мозга во сне не прекращается, можно судить по сохраняющейся в состоянии сна его биоэлектрической активности. Биотоки мозга отражают биохимические процессы, происходящие в клетках, и свидетельствуют об активной деятельности мозга. Регистрируются они при одновременном отведении из многих точек головы, и после усиления записываются в виде электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которая в зависимости от различных физиологических состояний имеет своеобразный и характерный рисунок. У ученых - исследователей сна выработался такой же профессиональный подход к электроэнцефалограммам, как у графологов к почерку. Электроэнцефалограммы нормального сна одного и того же человека похожи друг на друга, как и написанные им письма. Специалист может, просматривая определенное количество энцефалограмм, найти те, которые принадлежат одному и тому же человеку. Энцефолаграммы однояйцовых близнецов похожи друг на друга, как и они сами, в то время как записи сна двуяйцовых близнецов отличаются друг от друга. Именно с помощью этого прибора было установлено, что биотоки мозга спящего человека отличаются медленной активностью: их частота колебаний - 1 - 3 в секунду, тогда как в состоянии бодрствования преобладают волны с частотой колебаний 8 - 13 в секунду. Вместе с тем даже при глубоком сне в коре головного мозга животных и человека остаются бодрствующие участки – так
называемые "сторожевые пункты", физиологический смысл которых состоит в том, чтобы в необходимых случаях выводить организм из состояния сна. Так, спящий меняет во сне неудобную позу, раскрывается или укрывается при изменении температуры окружающего воздуха, просыпается при звоне будильника или других громких звуках.
Во время сна также значительно тормозятся безусловные и условные рефлексы. Что касается дыхания при глубоком сне, то оно значительно снижено, чем во время бодрствования, частота сердечных сокращений и артериальное давление снижаются. Уменьшение поступления к тканям крови во время сна сопровождается снижением интенсивности обмена веществ на 8 - 10%, понижением температуры тела и уменьшением поглощения кислорода из окружающей среды. Все это свидетельствует о том, что в состоянии сна вместе с мозгом получают "отдых" и все внутренние органы, обеспечивающие жизнедеятельность клеток и тканей.
- 1.Причины возникновения и история развития валеологии
- 2.Предмет,методы,цели задачи валеологии.
- 3.Состочние здоровья населения Украины в настоящее время.
- 4.Валеологические технологии и методы обучения.
- 5.Понятие об онтогенезе. Возрастная периодизация онтогенеза.
- 6. Понятие о росте и развитии организмов
- 7.Закономерности роста и развития организма ребенка и подростка
- 8.Методы исследования и оценки физического развития.
- 9.Три основных состояния органияма человека :здоровье,блезнь и третье состояние
- 10.Критерии здоровья и его уровни.
- 11.Здоровье,факторы,влияющие на здоровье и продолжительность жизни.
- 12.Эклогические факторы здоровья. Роль наследственности и среды развития детей.
- 1.2.Биологические загрязнения и болезни человека
- 1.3.Влияние звуков на человека
- 1.4. Погода и самочувствие человека
- 1.5.Питание и здоровье человека
- 1.6. Ландшафт как фактор здоровья
- 1.7.Проблемы адаптации человека к окружающей сред
- 14.Адаптивные возможности организма как показатель уровня здоровья.
- 15.Реактивностьи резистентность организма.
- 5. Клеточные неспецифические факторы защиты
- 16.Понятие образ жизни и здоровый образ жизни.
- 17.Компоненты здорового образа жизни и их характеристика.
- 18.Движение и здоровье. Вред гиподинамии. Нарушение осанки, плоскостопие и их профилактика.
- 19.Роль движений в физическом и психическом развитии детей и подростков.
- 20.Понятие о паспортном и биологическим возрасте.Медико –социальные аспекты долголетия.
- 21.Образ жизни и профилактика сердца . Оздоровительная система н.М.Амосова.
- 12 Здоровых подарков на Новый год
- 22.Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
- 23.Психика и образ жизни современного человека.
- 24.Психика,культура и здоровье человека.
- 25.Образ жизни как определяющий фактор психических нарушений у человека.
- 26.Методы и приемы оценки психического здоровья.
- 5.6. Регулирование психического состояния
- 27. Физиологическая сущность сна и сновидений и их значение в обеспечении здоровья.
- 1.2 Физиологическое значение сна
- 28.Эмоции их виды и механизмы осуществления.
- 29.Память и ее виды и их механизмы осуществления.
- 1. Виды памяти.
- 2. Совершенствование памяти
- 30.Типя высшей нервной деятельности и их учет в организации образа жизни.
- 31.Особенности взаимоотношений человека и внешней среды в условиях нтр.
- 1.1 Понятие о научно-технической революции
- 2.1 Негативные последствия нтр для общества и окружающей среды
- 32. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового поколения.
- 1. Мутационный процесс и наследственные заболевания
- 2. Факторы, вызывающие мутации наследственного аппарата
- 3. Методы лечения
- 4. Профилактика наследственных заболеваний
- 5. Социально-правовой аспект профилактики некоторых наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у человека
- 2. Граждане обязаны:
- 33.Здоровые интимные отношения и способы их построения .
- 34.Семейная жизнь и здоровье. Функции семьи. Типы общения в семье.
- 35.. Современные контрацептивные планирование семьи средства.
- 2. Современные методы контрацепции:
- 36.Аборт как неблагоприятный фактор, влияющий на здоровый образ жизни
- 37. Медицинские, социальные, психологические аспекты полового воспитания
- 39. Понятие об ассимиляции и диссимиляции. Значение этих процессов.
- 40. Питательные вещества, их значение и обмен в организме.
- 41.Основные особенности белкового обмена в организме.
- 42.Жиры их обмен в организме.