12.Эклогические факторы здоровья. Роль наследственности и среды развития детей.
Наследственность и ее роль в процессах роста и развития
Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований.
Рост и развитие ребенка зависят от полученных наследственных задатков, однако велика роль и окружающей среды. Принято различать благоприятную и неблагоприятную (или отягощенную) наследственность. Задатки, обеспечивающие гармоничное развитие способностей и личности ребенка, относятся к благоприятной наследственности. Если для развития этих задатков не будут созданы соответствующие условия, то они угасают, не достигая уровня развития одаренности родителей. Например, не развивается певческий голос, музыкальный слух, способности к рисованию и т. д.
Отягощенная наследственность не всегда может обеспечить нормальное развитие ребенка даже в хорошей среде воспитания. Обычно она является причиной аномалий (отклонений от нормы) и даже уродств, а в ряде случаев и причиной длительной болезни и смерти. Помимо этого, причиной аномалий у детей может быть алкоголизм родителей и вредность их профессии (например, работа, связанная с радиоактивными веществами, ядохимикатами, вибрацией).
Однако наследственность, особенно неблагоприятную, не следует считать чем-то неизбежным. В некоторых случаях она поддается коррекции и управлению. Например, разработаны способы лечения гемофилии – введение специфического белка крови.
Рождения детей с неблагоприятной наследственностью можно избежать, проконсультировавшись у врачей-генетиков. В частности, такие консультации способствуют предупреждению близкородственных браков, являющихся причиной рождения аномальных детей.
Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.
Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. Поэтому очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, может быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).
^ Взаимоотношения организма со средой. Основоположник русской физиологии И.М. Сеченов писал, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Следовательно, вне природы и социальной среды, по сути дела, нет и человека.
И.П. Павлов, развивая это положение, пришел к выводу, что о человеке необходимо говорить как о целостном организме, который тесно взаимосвязан с внешней средой и существует только до тех пор, пока сохраняется уравновешенное состояние его и окружающей среды. В связи с этим все рефлексы рассматривались Павловым как реакции постоянного приспособления к внешнему миру (например, приспособление человека к разным климатическим условиям или разной среде обитания).
Таким образом, развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.
13. влияние экологических факторов на здоровье человека. Заболевания человека связанные с загрязнением окружающец среды.
кология и здоровье человека.
1.1. Химические загрязнения среды и здоровье человека.
В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая в конце концов в организм человека. На земном шаре практически невозможно найти место, где бы не присутствовали в той или иной концентрации загрязняющие вещества. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, а люди живут только на небольших научных станциях, ученые обнаружили различные токсичные (ядовитые) вещества современных производств. Они заносятся сюда потоками атмосферы с других континентов. Вещества, загрязняющие природную среду, очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации, времени действия на организм человека они могут вызвать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель. Попадание в организм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти. Примером подобного действия могут являться смоги, образующиеся в крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу.
Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди.
При систематическом или периодическом поступлении организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление. Признаками хронического отравления являются нарушение нормального поведения, привычек, а также нейропсихического отклонения: быстрое утомление или чувство постоянной усталости, сонливость или, наоборот, бессонница, апатия, ослабление внимания, рассеянность, забывчивость, сильные колебания настроения. При хроническом отравлении одни и те же вещества у разных людей могут вызывать различные поражения почек, кроветворных органов, нервной системы, печени.
Сходные признаки наблюдаются и при радиоактивном загрязнении окружающей среды.
Так, в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы, заболеваемость среди населения особенно детей, увеличилась во много раз
Высокоактивные в биологическом отношении химические соединения могут вызвать эффект отдаленного влияния на здоровье человека: хронические воспалительные заболевания различных органов, изменение нервной системы, действие на внутриутробное развитие плода, приводящее к различным отклонениям у новорожденных. Медики установили прямую связь между ростом числа людей, болеющих аллергией, бронхиальной астмой, раком, и ухудшением экологической обстановки в данном регионе. Достоверно установлено, что такие отходы производства, как хром, никель, бериллий, асбест, многие ядохимикаты, являются канцерогенами, то есть вызывающие раковые заболевания. Еще в прошлом веке рак у детей был почти неизвестен, а сейчас он встречается все чаще и чаще. В результате загрязнения появляются новые, неизвестные ранее болезни. Причины их бывает очень трудно установить.
Огромный вред здоровью человека наносит курение. Курильщик не только сам вдыхает вредные вещества, но и загрязняет атмосферу, подвергает опасности других людей. Установлено, что люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, вдыхают даже больше вредных веществ, чем он сам. [1]
- 1.Причины возникновения и история развития валеологии
- 2.Предмет,методы,цели задачи валеологии.
- 3.Состочние здоровья населения Украины в настоящее время.
- 4.Валеологические технологии и методы обучения.
- 5.Понятие об онтогенезе. Возрастная периодизация онтогенеза.
- 6. Понятие о росте и развитии организмов
- 7.Закономерности роста и развития организма ребенка и подростка
- 8.Методы исследования и оценки физического развития.
- 9.Три основных состояния органияма человека :здоровье,блезнь и третье состояние
- 10.Критерии здоровья и его уровни.
- 11.Здоровье,факторы,влияющие на здоровье и продолжительность жизни.
- 12.Эклогические факторы здоровья. Роль наследственности и среды развития детей.
- 1.2.Биологические загрязнения и болезни человека
- 1.3.Влияние звуков на человека
- 1.4. Погода и самочувствие человека
- 1.5.Питание и здоровье человека
- 1.6. Ландшафт как фактор здоровья
- 1.7.Проблемы адаптации человека к окружающей сред
- 14.Адаптивные возможности организма как показатель уровня здоровья.
- 15.Реактивностьи резистентность организма.
- 5. Клеточные неспецифические факторы защиты
- 16.Понятие образ жизни и здоровый образ жизни.
- 17.Компоненты здорового образа жизни и их характеристика.
- 18.Движение и здоровье. Вред гиподинамии. Нарушение осанки, плоскостопие и их профилактика.
- 19.Роль движений в физическом и психическом развитии детей и подростков.
- 20.Понятие о паспортном и биологическим возрасте.Медико –социальные аспекты долголетия.
- 21.Образ жизни и профилактика сердца . Оздоровительная система н.М.Амосова.
- 12 Здоровых подарков на Новый год
- 22.Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
- 23.Психика и образ жизни современного человека.
- 24.Психика,культура и здоровье человека.
- 25.Образ жизни как определяющий фактор психических нарушений у человека.
- 26.Методы и приемы оценки психического здоровья.
- 5.6. Регулирование психического состояния
- 27. Физиологическая сущность сна и сновидений и их значение в обеспечении здоровья.
- 1.2 Физиологическое значение сна
- 28.Эмоции их виды и механизмы осуществления.
- 29.Память и ее виды и их механизмы осуществления.
- 1. Виды памяти.
- 2. Совершенствование памяти
- 30.Типя высшей нервной деятельности и их учет в организации образа жизни.
- 31.Особенности взаимоотношений человека и внешней среды в условиях нтр.
- 1.1 Понятие о научно-технической революции
- 2.1 Негативные последствия нтр для общества и окружающей среды
- 32. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового поколения.
- 1. Мутационный процесс и наследственные заболевания
- 2. Факторы, вызывающие мутации наследственного аппарата
- 3. Методы лечения
- 4. Профилактика наследственных заболеваний
- 5. Социально-правовой аспект профилактики некоторых наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у человека
- 2. Граждане обязаны:
- 33.Здоровые интимные отношения и способы их построения .
- 34.Семейная жизнь и здоровье. Функции семьи. Типы общения в семье.
- 35.. Современные контрацептивные планирование семьи средства.
- 2. Современные методы контрацепции:
- 36.Аборт как неблагоприятный фактор, влияющий на здоровый образ жизни
- 37. Медицинские, социальные, психологические аспекты полового воспитания
- 39. Понятие об ассимиляции и диссимиляции. Значение этих процессов.
- 40. Питательные вещества, их значение и обмен в организме.
- 41.Основные особенности белкового обмена в организме.
- 42.Жиры их обмен в организме.