logo search
Попов Н

8.7. Подвижные игры в системе

РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

Подвижные игры как одно из средств лечебной физкульту­ры занимают особое место в комплексной реабилитации ребен­ка.

К особенностям применения подвижных игр в детском воз­расте относятся их эмоциональная насыщенность, на фоне ко­торой значительно возрастают функциональные резервные воз­можности организма, а рассеянная мышечная нагрузка предуп­реждает утомление, и то, что игры являются специфическим видом детской деятельности (для взрослых данный вид дея­тельности неспецифичен).

Требования к играм, используемым в реабилитации детей:

— соответствие игры возрасту ребенка. Предложены различные классификации подвижных игр. Наи­ более распространенной является классификация игр по уров­ ню общей физической нагрузки (по М.И. Фонареву). Различа­ ют игры малой, средней и большой подвижности.

Игры малой подвижности проводятся на месте в положе­нии сидя, лежа, стоя. Включаются элементарные, знакомые упражнения. Игры средней подвижности применяются само-

496

стоятельно или в конце основной части занятия лечебной гим­настикой. Преобладающие исходные положения — стоя, в ходь­бе. Прыжки в данных играх ограничены, бег не используется, только перебежки. Игры большой подвижности используются на поликлиническом этапе реабилитации. Такие игры включа­ют бег, прыжки. Чаще используются в виде эстафет, физичес­кая нагрузка средней и выше средней интенсивности.

В основу классификации Н.Н. Кильпио положено деление игр по преобладающему основному движению: беговые игры, игры с прыжками, лазанием, метанием, ходьбой. Различают подвижные игры по организации двигательной активности: игры с правилами (сюжетные и несюжетные) и игры со спортив­ными элементами (баскетбол, волейбол и т. д.).

В.Л. Страковская предложила классификацию игр по пси­хофизической нагрузке. Различают 4 группы таких игр:

Игры с незначительной нагрузкой, используются на по­стельном или начале полупостельного двигательного режима. Исходное положение — сидя, амплитуда движений небольшая, работают мелкие и средние мышечные группы. Продолжитель­ность — 5—8 мин. Способ проведения игр индивидуальный или малогрупповой.

Игры с умеренной нагрузкой используются на полупостель­ном (палатном) двигательном режиме. Исходное положение — сидя, стоя, в ходьбе. Продолжительность игр — 10—20 мин. Способ проведения малогрупповой. Может присутствовать эле­мент соревнования в точности, слаженности движений.

Игры с тонизирующей нагрузкой используются на свобод­ном двигательном режиме. Исходное положение — стоя, в ходь­бе, включается дозированный бег, бег на короткие дистанции. Длительность — 20—30 мин. В одно занятие включается не­сколько подвижных игр, игр-эстафет. Амплитуда движений средняя, возможна большая. Способ проведения малогруппо­вой и групповой.

Игры с тренирующей нагрузкой используются в период стойкой ремиссии заболевания. Исходное положение — стоя, в ходьбе. Двигательная активность соответствует тренирующе­му режиму санаторного этапа реабилитации. Включается бег с ускорением, на выносливость. Игры этой группы предъявляют повышенные требования к дыхательной, сердечно-сосудистой,

497

нервной системе ребенка. Определение группы игр делается на основе показателей функциональных проб с дозированной фи­зической нагрузкой.

В последние годы получают распространение спартианские игры для различных категорий детей: ослабленных, больных и инвалидов. Одной из важнейших особенностей спартианских игр является гармоничное сочетание в них спортивных сорев­нований с творческими, художественными, танцевальными заданиями. Каждый ребенок может проявить свои способнос­ти в доступном виде деятельности. Главный девиз спартианс­ких игр — «Победи самого себя!». В этих играх учитываются собственные и командные достижения детей. Сюжетная канва игр (особенно для дошкольников) увлекает детей в разнообраз­ные путешествия по видам спорта, сказкам, странам и т. д.

9

ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ

УПРАЖНЕНИЯМИ