logo
Попов Н

5.6. Игры при заболеваниях внутренних органов (дыхательной, сердечно­ сосудистой, пищеварительной систем)

Главная цель использования игр в реабилитации больных с заболеваниями внутренних органов — активизировать функции дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, повысить эмоциональное состояние больных, создавая благо­приятный фон для выздоровления. В качестве сопутствующей цели можно рассматривать повышение интереса через игровую деятельность к занятиям ЛФК. Игры, соответствующие лечеб­ным задачам, показаны всем больным с учетом двигательного режима. Поскольку игры являются одной из разновидностей физических упражнений, то противопоказания к назначению игр те же, что и при назначении других средств ЛФК. На ста­ционарном этапе применяются игры на месте и малоподвиж­ные игры; на санаторном и поликлиническом — подвижные игры, эстафеты, спортивные игры с измененными правилами. По мнению Бонева, при подборе игр следует учитывать, что физическая эмоциональная нагрузка зависит от их характера, состязательного начала, вложенного в игру, ее продолжитель­ности, от условий проведения игры и степени реакции играю­щих, от вида заболевания и его стадии, возраста и пола играю­щих, их двигательной культуры и предыдущих двигательных занятий, числа и равнозначности играющих или групп, прини­мающих участие в игре, а также от соблюдения правил каждой игры, исходного положения и ее выполнения.

При заболеваниях внутренних органов (с учетом тяжести болезни) игры могут включаться в занятия лечебной гимнасти­кой со второй недели пребывания больного в стационаре. Для лежачих больных целесообразно использовать игры на каче­ство выполнения упражнений: с заболеваниями органов дыха­ния — надувание шариков, выдох через сжатые в трубочку губы

363

(«У кого тише или громче звук»); с заболеваниями сердечно­сосудистой системы — попеременное сгибание и разгибание пальцев кисти и стоп («День и ночь цветов»); с заболеваниями органов пищеварения — диафрагмальное дыхание («Чей купол выше»?). К малоподвижным играм этого этапа можно отнести подбрасывание и ловлю мяча на выдохе; имитацию гребли на байдарках — гимнастическая палка в руках; одновременное сги­бание ног и подтягивание к груди в позе зародыша (ноги согну­ты, стоят на постели). Эти игры проводятся преимущественно лежа, сидя, реже — стоя. Главное в них — не уровень физичес­кой подготовки, а положительный эмоциональный фактор. Проводятся игры индивидуально или малогрупповым спосо­бом (в палате).

По мере улучшения состояния больных и перехода на сана­торный этап реабилитации им предлагают подвижные игры с более высокими требованиями к функциональному состоянию различных систем организма, с частыми сменами положения тела. Проводятся они групповым способом и могут включать перебежки, подскоки, прыжки без состязательных задач. Учи­тывая определенные трудности в дозировке подвижных игр, необходимо контролировать состояние больных по субъектив­ным признакам и уровню прироста ЧСС.

На поликлинической этапе значительно расширяется воз­можность использования соревновательных игр-эстафет (за­брасывание мяча в корзину, передача мяча в колонне и т. д.) и спортивных игр по упрощенным правилам. К последним отно­сятся волейбол, настольный и большой теннис, бильярд, го­родки. Способ проведения в зависимости от вида игры — груп­повой или малогрупповой. На этом этапе игры могут исполь­зоваться как самостоятельное занятие.

6