logo search
сам курсовик

2.1. Перспективы развития Северного морского пути

Если взглянуть на Север с позиции будущего развития страны, то его возможности для подъема хозяйства и экономики России многократно больше нынешних, особенно на фоне истощения запасов природных ресурсов в традиционных районах их до­бычи. Речь, прежде всего, должна идти об углеводо­родном сырье.

Наиболее перспективным на нефть и газ являет­ся шельф Западной Арктики, занимающий огромную, более 2,6 млн км3 площадь, покрытую водами Ба­ренцева, Печорского и Карского морей. По состоя­нию современной нефтегеологической изученности начальные извлекаемые ресурсы этого региона со­ставляют 75,2 млрд тонн в нефтяном эквиваленте. Шельф Западной Арктики содержит около 75% всех запасов углеводородов шельфа России и может рассматри­ваться как регион долговременной стратегической перспективы развития нефтяной и газовой отраслей. Так, уже в настоящее время в Баренцевом, Печорском и Карском морях открыто много нефтегазовых мес­торождений, некоторые из них уникальные. Это Штокмановское, Приразломное, Ленинградское, Русановское. Они, по прогнозам специалистов, мо­гут стать основными источниками углеводородов для России и Европы в наступившем столетии.6 Разведан­ные запасы нефти по выявленным месторождениям и прогнозируемые ресурсы нефти по перспективным структурам, расположенным в Баренцевом и Печор­ских морях, позволяют считать, что в недалеком бу­дущем здесь может быть сформирован новый нефте­добывающий регион. Близость к индустриально раз­витым районам европейского севера России — потенциальным потребителям нефти и газа, возмож­ность транспортировки нефти и газа в незамерзаю­щий порт Мурманск и Западную Европу — все это создает предпосылки для развития сырьевой базы и организации добычи углеводородов в этом регионе.

Особо стоит выделить Штокмановское месторож­дение, открытое в 1988 году специалистами государ­ственного предприятия «Арктикморнефтегазразведка». Оно занимает третье место в мире по утверж­денным запасам — 3,2 триллиона кубометров газа и 31 миллион тонн газоконденсата. Их хватит при не­прерывной добыче на 35 лет, чтобы покрыть потреб­ности североевропейской части России и зарубежных экспортеров.7

Как видим, Арктический шельф имеет стратеги­ческое значение для России в целом на длительную перспективу, особенно Западная Арктика. В связи с этим, Северный морской путь должен рассматривать­ся и в перспективе обустраиваться не просто как транспортная магистраль, а как основа арктического нефтегазового комплекса будущего. Поэтому уже сейчас необходимо принять решения по созданию надежной транспортной системы для перевозки не­фти с месторождений Западной Арктики до потре­бителей.

Из значительных проектов недалекого будущего можно отметить:

Кроме того, Мурманское морское пароходство намерено всемерно развивать грузоперевозки на других направлениях. Пре­дусмотрено дальнейшее укрепление и развитие парт­нерских связей с РАО «Норильский никель». Пред­полагается разработка и реализация программы вывоза экспортной продукции предприятий Красно­ярского края Северным морским путем (алюминий, черные металлы, лесоматериалы, комбайны и другая продукция машиностроения).

Ни для кого не секрет, что все эти планы так и останутся на бумаге, если не удастся решить пробле­му обновления атомного ледокольного флота, кото­рый неумолимо стареет. В соответствии с решением Министерства транспорта и Министерства по атом­ной энергии РФ разрабатывается проект двух типов атомных ледоколов нового поколения. Это двухосадочный ледокол для обеспечения круглогодичной навигации в Западном секторе Арктики, способный работать на морских участках, мелководных участ­ках шельфа Арктического побережья и в сибирских реках. Второй тип — ледокол-лидер, предназначен­ный для обеспечения круглогодовой навигации на трассах Северного морского пути и для обеспечения высокоширотных проводок крупнотоннажных транспортных судов. В то же время из-за недостатка госбюджетного финансирования затянулась дострой­ка атомохода «50 лет Победы». Внедрение в жизнь этой программы может обойтись государству в 1,6 млрд долларов. Таких денег у государства нет. Па­роходство в данной ситуации вынуждено искать пути нетрадиционной эксплуатации ледоколов. Один из них — продление ресурса работы ядерных энергети­ческих установок ныне действующих ледоколов со 100 до 175 тысяч часов. О том, что это реально, сви­детельствует эксплуатация старейшего из действую­щих атомных ледоколов. Атомоход «Арктика» нака­нуне своего 25-летия добился беспрецедентного ре­зультата: ровно год первый покоритель Северного полюса находился на ледовой трассе без захода в пор­ты. Ледокол доказал на практике, что возможности, заложенные в конструкции атомных паропроизводящих установок, значительно превышают изначально установленные сроки их эксплуатации. Реализация программы продления ресурса атомных паропроизводящих установок позволит избежать дефицита ледокольного флота в Арктике до 2010—2017 годов.8

Очень многие рассчитывают, что Северный морской путь ста­нет трансконтинентальной морской магистралью, транзитный потенциал которой по экспортным пе­ревозкам они оценивают от 3 до 10 миллиардов дол­ларов в год. Эти прогнозы следует рассматривать как слишком оптимистичные и не имеющие под собой реальной почвы. Да, этот маршрут из Европы в Юго-Восточную Азию вдвое короче, чем через Индийский океан. Да, имели место экспериментальные провод­ки судов с экспортными грузами из Баренцева моря к Берингову проливу. Но говорить о коммерческих перевозках по Северному морскому пути на регулярной основе преждевременно. Имеющийся потенциал ледоколь­ного флота способен обеспечить пропускную способ­ность трасс в объеме до 3 млн тонн грузов за летнюю навигацию. Однако для превращения Северного морского пути в круг­логодично действующую морскую транспортную магистраль необходимо создать более мощные ледо­колы, способные выполнять проводку судов усилен­ного ледового класса дедвейтом от 20 до 100 тысяч тонн глубоководными высокоширотными маршру­тами. Но это дело не столь, правда, отдаленного бу­дущего.