1. Предмет изучения, цель, задачи медицины детей и подростков
Определение понятия медицина детей и подростков - это наука о закономерностях роста и развития организма в филогенезе и онтогенезе; определение доли основных его компонентов в этом процессе; о методах и путях гигиенического регулирования здоровья подрастающего поколения при одновременном сочетании всего комплекса мероприятий с учебно-образовательным процессом в различного уровня дошкольных, общеобразовательных учреждениях, средних специальных учебных заведениях.
Школьная гигиена одно из направлений общей гигиены изучает влияние учебной нагрузки, вынужденной позы при чтении и письме, школьной мебели и обстановки на рост, развитие, состояние здоровья школьников разных возрастных групп и уровня здоровья.
Медицина детей и подростков охватывает широкий аспект вопросов: от профилактического, оздоровительного, корригирующего направления роста и развития организма до содействия ему в этом.
Это тот благодатный возрастной период, когда возможно целенаправленное управление психическим, физическим, нравственным потенциалом нового поколения. Будущее находится в руках действующего поколения: архитекторов, строителей, медиков, педагогов, представителей различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Они формируют санитарно-гигиенические условия пребывания детей и подростков, качество питания, защитной одежды и обуви, тяжести и напряженности процесса обучения и воспитания, оздоровления и лечения. Стройная система общегосударственных мероприятий должна сочетаться с общественными и не менее важными индивидуальными мероприятиями.
Предмет изучения – учебно-образовательный процесс. Объект изучения - организм детей и подростков.
Цель изучения – совершенствование системы учебно-образовательного процесса, содействие гармоничному развитию детей и подростков.
В современной школе три основных медицинские, санитарно-гигиенические проблемы: осанка, зрение, питание.
Основная задача гигиены детей и подростков, школьной гигиены - разработка гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение болезней, создание комфортных условий для роста и развития всех функциональных систем растущего организма, укрепление психического и физического здоровья, профилактика деформаций опорно-двигательного аппарата, нарушений зрения, повышение общей работоспособности и успеваемости.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь, главный государственный санитарный врач Республики Беларусь совместно с Министерством образования, во исполнение поручений Президента Республики Беларусь от 16.11.2000г. № 19 п.12, направили на места от 28.03.2001г. за № 11-14/2594 следующие документы для проведения аттестации учреждений образования на соответствие их санитарно-гигиеническим требованиям.
Паспорт учреждения образования на соответствие санитарным нормам и правилам по результатам аттестации.
Обязательный объем критериев оценки учреждения образования на соответствие СанПиН.
В обязательный объем критериев оценки учреждения образования входит десять блоков:
Санитарное состояние территории учреждения.
Санитарно-техническое состояние здания и его инженерное благоустройство.
Набор площадей и оборудования помещений.
Световой и воздушно-тепловой режим.
Условия и организация учебно-образовательного процесса.
Условия и организация физического воспитания.
Санитарное состояние пищеблока.
Организация питания.
Санитарно-противоэпидемический режим.
Организация медицинского обеспечения.
Оценка критериев идет в баллах по каждому блоку. Признается аттестованным учреждение при количестве баллов 740, аттестовано «условно» - количество баллов от 739 до 370 и не аттестовано при меньшем количестве баллов.
Утверждена также «Карта полицевого учета», которая заполняется на лиц в возрасте от 3 до 17 лет. Эта карта содержит сведения медицинского осмотра, анкетирования родителей и аттестации учреждения и служит источником информации о состоянии здоровья детей и подростков, социальных и биологических факторах риска в семье и образовательном учреждении.
- Министерство здравоохранения республики беларусь
- План чтения лекции
- Техническое оснащение
- Введение. Актуальность проблем
- 1. Предмет изучения, цель, задачи медицины детей и подростков
- 2. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья.
- 3. Гигиенические аспекты возрастной периодизации детей и подростков
- 4. Организация медицинских осмотров детей и подростков. Определение степени готовности детей к школе
- Медицинские критерии.
- Психофизиологические критерии (оценка физической зрелости).
- Заключение