logo
Гига / Лекции / Лекция 14 Современные гигиенические аспекты охраны и укрепле

Введение. Актуальность проблем

Здоровье подрастающего поколения рассматривается как неотъемлемая составляющая в общей системе социально-экологических приоритетов в Республике Беларусь в государственной программе «Здоровье народа». Основные задачи связаны с превентивными мерами, профилактическими в управлении здоровьем населения через систему технологий оценки факторов риска, в диагностике донозологических стадий, преморбидных состояний, экологически и производственно обусловленной патологии. Разработана технология комплексного социально-гигиенического мониторинга здоровья детского населения Республики Беларусь. Утверждена и используется методика сбора и анализа информации о состоянии здоровья с учетом количественных интегральных оценок в баллах параметров режима дня школьника в конкретных санитарно-гигиенических условиях обучения.

Динамика состояния здоровья детей в Республике Беларусь характеризуется увеличением функциональных нарушений и хронических заболеваний. Критерием оценки является перераспределение их численности по группам здоровья с уклоном на 2 и 3 группы. Под влиянием болезни дезорганизуются основные функции организма, изменяется его реактивность, истощается нервная система. Хороший эффект дают профилактические реабилитационные мероприятия круглогодичного характера в условиях санатория. Реабилитация у детей обеспечивает развитие всех функций и систем.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 за № 724 утверждена система государственных социальных стандартов, определен норматив обеспеченности детей местами в ОДУ (общеобразовательных дошкольных учреждениях). Охват детей 5 лет должен быть 100% ОДУ. Морфофункциональные отклонения, регистрируемые у 60% детей связаны с ОДА, костно-мышечной системой, и как следствие нарушение осанки, уплощение стопы, нарушение зрения, Обусловлены они малой двигательной активностью, нарушениями режима отдыха. Только 1/3 населения занимается своим здоровьем и здоровьем семьи.

Организация учащихся в коллективы позволяет осуществить целенаправленные массовые профилактические и оздоровительные мероприятия. В своей деятельности школа должна исходить из 2-х взаимосвязанных базовых положений – образования и развития потенциала здоровья ребенка в процессе обучения, должно быть здоровьесберегающее обучение. Ведется аттестация учреждений образования, планируется ввести в штаты школ ставки врачей, физическое воспитание сделать не столько зачетной, сколько оздоровительной формой.

Переход на предметное обучение (4-5 классы) сопровождается ломкой сложившихся стереотипов, дифференциаций в обучении, формированием новых коллективов, приходящийся на критический пубертатный возрастной период. Эти годы связаны с интенсивным ростом и развитием организма школьника, его социализацией.

Гигиена детей и подростков как научная дисциплина и практическая область здравоохранения призвана обосновывать и осуществлять профилактические мероприятия. Выделение гигиены детей и подростков в самостоятельную дисциплину обусловлено своеобразными условиями воспитания и обучения, не совпадающие с профессиональной и общественной жизнью взрослых. Значительный вклад в гигиену детей и подростков внес Ф.Ф. Эрисман: в закономерности роста и их развития; в оценочные показатели физического развития; о причинах возникновения близорукости; разработал гигиенические нормативы по освещенности, по размерам парт и их конструкции (парта Эрисмана); по профилактике утомления - требования к расписанию уроков.

Врачебная деятельность в области гигиены детей и подростков основывается на санитарных правилах и нормах, правительственных постановлениях, актах, законах и носит Государственный характер. Однако, роль семьи и самой личности также велика и неоспорима.