5.Понятие об онтогенезе. Возрастная периодизация онтогенеза.
Понятие об онтогенезе
Термин онтогенез (от греч. онтос — сущее и генезис — происхождение) был введен в биологию известным немецким естествоиспытателем XIX в. Э. Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого существа от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни.
В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй — от момента рождения до смерти человека. Следовательно, смерть является лишь одним из моментов жизни и представляет собой длительный процесс её отрицания. Ф. Энгельс писал: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный, момент жизни... которая не понимает, что отрицание жизни по существу со-держится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше,— смертью. Диалектическое понимание жизни именно к этому и сводится» '.
Таким образом, истинное рождение человека происходит в момент зачатия, появление же новорожденного знаменует лишь окончание первого этапа развития — пре-натального, длящегося в среднем 280 дней. С появлением ребенка на свет развитие продолжается в течение всего постнатального этапа, в котором, в свою очередь, можно выделить ранний, зрелый и заключительный (период старения) этапы развития.
Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей и не представляет собой его простую уменьшенную копию. И хотя новорожденный обладает всем необходимым набором морфологических и функциональных свойств, обеспечивающих ему выживание в определенных, наследственно запрограммированных условиях окружающей среды, его физиологические возможности далеко не соответствуют функциональной активности взрослого организма.
Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма человека (функционирование систем крови, кровообращения, пищеварения, нервной и т. д.) .составляет 16— 20 лет. Так, например, только к 20-ти годам у человека заканчивается формирование эндокринной и нервной систем.
Для педагогов особо интересным является именно этот этап онтогенеза человека (от рождения до 18—20 лет), так как функциональные особенности детского организма делают его наиболее чувствительным к педагогическим воздействиям и именно в этот период происходит наиболее интенсивное физическое развитие и формирование психики человека.
Представления о возрастной периодизации онтогенеза человека
Существует несколько принятых схем периодизации развития человека в онтогенезе.
При этом критерием деления жизненного цикла на отдельные периоды является, по
Аршавскому, способ взаимодействия организма с условиями среды. Под периодом
понимается отрезок времени онтогенеза, в течение которого физиологические функции
имеют более или менее стабильный характер. Период может быть разделен на отдельные
фазы, различающиеся по каким-либо характерным признакам.
Переход от одного периода к другому рассматривается как переломный этап
онтогенеза, или критический период, в течение которого происходят преобразования каких-
либо функций, гормональные перестройки, приводящие к морфофизиологическому и
психофизиологическому переформированию организма.
Такие критические периоды имеют место и в пре-, и в постнатальном
онтогенезе. В связи с психофизиологической тематикой нас будет интересовать в основном
постанатальный отнтогенез, хотя на самом деле для формирования нормальной психики
ребенка и взрослого человека небезразлично действие ряда внешних и внутренних факторов
и в пренатальном онтогенезе.
Наиболее приняты следующие схемы возрастной онтогенетической периодизации
(табл. 1.1-1.4, рис. 1.1).
Наиболее важные (ключевые) моменты периода новорожденности для
последующего психологического развития ребенка – это возможности импринтинга
(Пиаже, Аршавский) и коммуникативные интонационные реакции, начиная с первого
крика (Аршавский, Тонкова-Ямпольская). Возникновение импринтинга у новорожденных
говорит и о возможности образования у них натуральных условных рефлексов, в то время
как искусственные условные рефлексы возникают гораздо позднее (Касаткин).
Возраст около 1 года, будучи критическим в отношении реализации позы стояния,
является переломным этапом для ребенка и способствует прогрессированию его
интеллектуального развития (Пиаже). Этот возраст (до 2-х лет), по Пиаже,
характеризуется как период сенсомоторного интеллекта.
2,5-3 года – это переломный этап при переходе в качественно новый возрастной
период – период дошкольного возраста, длящийся до 7 лет. Это период (по Красногорскому,
начиная с 2-х летнего возраста) бурного речевого развития: в 2-х-летнем возрасте – это 200-
400 слов, усвоенных ребенком и фонематически воспроизводимых; в 3 года словарный запас
существенно расширяется, особенно в связи с возникновением вопроса "Что такое”
(Красногорский) и с развитием познавательной деятельности. Активизируется двигательное
поведение, также способствующее становлению речевой деятельности (Кольцова), в это
время ребенок овладевает правильным построением речи, осваивая падежи, лица,
глагольные формы. При этом в качестве фактора, влияющего на становление речи и на
интеллектуальное развитие ребенка, выступает двигательная активность. Речь
ребенка начинает формироваться в годовалом возрасте путем подражания взрослым (после
того как завершается структурное созревание корковых центров речи). В случае же изоляции
ребенка от взрослых в этом возрасте речь не развивается и не реализуется даже после
прекращения изоляции, если изоляция была достаточно долгой (до 16 лет - "случай Каспар
Хаузера”)
7-летний возраст также является критическим после чего следует новый период,
длящийся до 12-13 лет, это младший школьный возраст. В этот период активизируются и
совершенствуются движения, что приводит (в комплексе с обучением) к формированию и
развитию психофизиологических функций. Пиаже считает, что в период от 7 до 11 лет у
ребенка строится понятийная система.
С 12-13 до 17-18 лет длится период старшего школьного возраста, в течение
которого происходит половое созревание – это пубертатный период, начало которого у девочек приходится на 12-13, а у мальчиков на 16-17 лет. Этот период характеризуется
эмоциональным напряжением, особенно у девочек.
Период с 11 до 15 лет Пиаже рассматривает как время появления новых функций,
связанных с формальными операциями; эти операции могут запускаться развивающимися
к этому времени центральными нервными структурами, которые обеспечивают построение
новых логических конструкций типа: "… а если бы”. Подростковый возраст является
часто "трудным возрастом”, ибо в это время происходит самоутверждение подростка, что
также существенно отражается на становлении и развитии его эмоциональной сферы.
С 17 лет начинается юношеский возраст, который длится у девушек до 19-20, а у
юношей - до 22-23 лет. К этому времени завершается половое созревание и с 22 лет
начинается следующий возрастной период - детородный (или стационарное состояние).
Естественно, этот период является наиболее изученным. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями,
связанными с доминированием тех или иных функций организма, обеспечивающих те или
иные параметры поведения во взаимодействии с условиями среды и социума. В
критические стадии (переломные этапы) происходит передоминирование ряда
функций, что выражается в переконструировании констелляций нервных центров,
обеспечивающих соответствующие перестройки поведения.
При этом отмечается, что по сравнению с взрослым (стационарным) состоянием все
предыдущие периоды, а особенно критические стадии, характеризуются меньшей
адаптивностью и резистентностью к действию различных стрессорных раздражителей
(особенно сублетальных и летальных). В критической стадии не исключена задержка
развития под действием неадекватных сильных раздражителей, тормозящих переход к следующему возрастному периоду, а в конечном итоге возможно даже последующее
неполноценное развитие.
При этом важную роль в перестройках поведения с образованием новых его форм
играет кора мозга, обеспечивая благодаря акцептору действия и обратной афферентации
выработку и закрепление новых программ наиболее адекватных для каждого возрастного
периода.
И, наконец, после окончания стационарного периода взрослого состояния наступает
завершающий этап жизненного цикла — регрессивный (или инволюционный) период, когда
процессы самообновления цитоплазмы клеток постепенно затухают, что приводит, как
правило, к ослаблению памяти и к характерным общим изменениям в эмоциональной и интеллектуальной сферах.
- 1.Причины возникновения и история развития валеологии
- 2.Предмет,методы,цели задачи валеологии.
- 3.Состочние здоровья населения Украины в настоящее время.
- 4.Валеологические технологии и методы обучения.
- 5.Понятие об онтогенезе. Возрастная периодизация онтогенеза.
- 6. Понятие о росте и развитии организмов
- 7.Закономерности роста и развития организма ребенка и подростка
- 8.Методы исследования и оценки физического развития.
- 9.Три основных состояния органияма человека :здоровье,блезнь и третье состояние
- 10.Критерии здоровья и его уровни.
- 11.Здоровье,факторы,влияющие на здоровье и продолжительность жизни.
- 12.Эклогические факторы здоровья. Роль наследственности и среды развития детей.
- 1.2.Биологические загрязнения и болезни человека
- 1.3.Влияние звуков на человека
- 1.4. Погода и самочувствие человека
- 1.5.Питание и здоровье человека
- 1.6. Ландшафт как фактор здоровья
- 1.7.Проблемы адаптации человека к окружающей сред
- 14.Адаптивные возможности организма как показатель уровня здоровья.
- 15.Реактивностьи резистентность организма.
- 5. Клеточные неспецифические факторы защиты
- 16.Понятие образ жизни и здоровый образ жизни.
- 17.Компоненты здорового образа жизни и их характеристика.
- 18.Движение и здоровье. Вред гиподинамии. Нарушение осанки, плоскостопие и их профилактика.
- 19.Роль движений в физическом и психическом развитии детей и подростков.
- 20.Понятие о паспортном и биологическим возрасте.Медико –социальные аспекты долголетия.
- 21.Образ жизни и профилактика сердца . Оздоровительная система н.М.Амосова.
- 12 Здоровых подарков на Новый год
- 22.Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
- 23.Психика и образ жизни современного человека.
- 24.Психика,культура и здоровье человека.
- 25.Образ жизни как определяющий фактор психических нарушений у человека.
- 26.Методы и приемы оценки психического здоровья.
- 5.6. Регулирование психического состояния
- 27. Физиологическая сущность сна и сновидений и их значение в обеспечении здоровья.
- 1.2 Физиологическое значение сна
- 28.Эмоции их виды и механизмы осуществления.
- 29.Память и ее виды и их механизмы осуществления.
- 1. Виды памяти.
- 2. Совершенствование памяти
- 30.Типя высшей нервной деятельности и их учет в организации образа жизни.
- 31.Особенности взаимоотношений человека и внешней среды в условиях нтр.
- 1.1 Понятие о научно-технической революции
- 2.1 Негативные последствия нтр для общества и окружающей среды
- 32. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового поколения.
- 1. Мутационный процесс и наследственные заболевания
- 2. Факторы, вызывающие мутации наследственного аппарата
- 3. Методы лечения
- 4. Профилактика наследственных заболеваний
- 5. Социально-правовой аспект профилактики некоторых наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у человека
- 2. Граждане обязаны:
- 33.Здоровые интимные отношения и способы их построения .
- 34.Семейная жизнь и здоровье. Функции семьи. Типы общения в семье.
- 35.. Современные контрацептивные планирование семьи средства.
- 2. Современные методы контрацепции:
- 36.Аборт как неблагоприятный фактор, влияющий на здоровый образ жизни
- 37. Медицинские, социальные, психологические аспекты полового воспитания
- 39. Понятие об ассимиляции и диссимиляции. Значение этих процессов.
- 40. Питательные вещества, их значение и обмен в организме.
- 41.Основные особенности белкового обмена в организме.
- 42.Жиры их обмен в организме.