2. Основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера
Согласно положениям нормативно-правовой базы в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций (изложены в первом вопросе лекции), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни и здоровья, личного имущества; использование имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты; информацию о возможном риске и мерах необходимой безопасности в ЧС. Они обязаны соблюдать меры безопасности, не нарушать производственную и технологическую дисциплину, требования экологической безопасности; знать способы защиты и оказания первой помощи, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, принимать активное участие в проведении мероприятий по защите населения от ЧС.
Кроме того, особое место в комплексе мероприятий по защите населения занимает обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья спасателей – граждан, которые подготовлены и аттестованы для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС. Спасателям законодательно гарантированы права по защите их жизни и льготы при выполнении обязанностей по ликвидации ЧС.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 21декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определены принципы и способы защиты населения и объектов экономики в ЧС мирного и военного времени.
Принципы защиты– это официально установленные Правительством РФ положения, определяющие порядок защиты населения и организаций в условиях мирного и военного времени.
Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.
Разработка и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
• защита от чрезвычайных ситуаций осуществляется в отношении всего населения Российской Федерации, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны;
• подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
• при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;
• мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
• основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;
• планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, а также особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
• объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
• ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация;
при недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также при необходимости силы и средства других субъектов Российской Федерации.
Роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз, прежде всего, заключается в создании системы соответствующих организационных структур. В России на всех уровнях сформированы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Они являются составной частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Также важная роль принадлежит государству в создании специальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определен перечень сил и средств РСЧС.
С основными силами и средствами РСЧС вы были детально ознакомлены на лекции «Задачи и основы организации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Это силы и средства, предназначенные для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Особое внимание наше государство в современных условиях уделяет вопросам научно-технической политики. В настоящее время усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. Здесь речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций и ограничение их масштабов.
Возрастает роль государства в расширении международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Это позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в формирующиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Наша страна заключила по этим вопросам договоры и иные международные акты, принимает участие в создании совместной правовой базы и в работе крупнейших специализированных международных организаций.
Таким образом, защита населения и спасателей от ЧС обеспечивается комплексным проведением организационных, инженерно-технических и специальных, в том числе медицинских, мероприятий по предотвращению или максимальному снижению угрозы жизни и здоровью, нарушений жизнедеятельности населения, своевременному оказанию медицинской помощи пораженным и больным в ЧС. Более подробно данные мероприятия будут нами рассмотрены при изложении последующих разделов лекции.
- Isbn 978-5-93353-033-6
- Содержание
- Методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека план
- 1. Понятие о жизнедеятельности человека
- 2. Основы безопасности жизнедеятельности человека
- 9. Содержание правовой основы обеспечения безопасности в Российской Федерации.
- 6. Способы защиты от воздействия опасных факторов окружающей среды:
- Национальная безопасность россии план
- Основы мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения план
- 1. Нормативно-правовая база мобилизационной подготовки и мобилизации в российской федерации
- 2. Специальные формирования здравоохранения
- Современные войны и вооруженные конфликты план
- 1. Определение и классификация войн и вооруженных конфликтов
- 2. Средства вооруженной борьбы
- 3. Поражающие факторы современных видов оружия
- Безопасность общества и личности план
- 1. Опасности и их воздействие на организм
- 2. Система мероприятий по обеспечению безопасности организованных коллективов
- 3. Мероприятия по обеспечению личной безопасности граждан
- Чрезвычайные ситуации. Медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций план
- 1. Основные понятия и определения чрезвычайной ситуации
- 2. Классификация чрезвычайной ситуации
- 3. Медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации
- 4. Фазы развития чрезвычайной ситуации и поражающие факторы
- 5. Методы прогнозирования и оценка обстановки
- Заключение
- Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций план
- 1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (рсчс)
- 2. Организационная структура рсчс
- Органы повседневного управления рсчс
- Органы непрерывного управления рсчс
- 3. Режимы функционирования рсчс и порядок их введения
- 4. Задачи и состав сил и средств рсчс
- Функции Министерства Обороны рф
- 5. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций рсчс
- 6. Всероссийская служба медицины катастроф
- Основы организации и мероприятия защиты населения от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения план
- Введение
- 1. Вредные и опасные факторы природного, антропогенного и техногенного происхождения
- 2. Средства и методы контроля и мониторинга вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения
- 3. Мероприятия и методы защиты населения
- 4. Технические средства индивидуальной защиты
- 5. Индивидуальные медицинские средства защиты
- 6. Санитарная и специальная обработка
- Вредные и опасные факторы природного, антропогенного и техногенного происхождения. Классификация и краткая характеристика.
- Мероприятия и методы защиты населения.
- Классификация убежищ.
- Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности план
- 1. Нормативно-правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера
- 2. Основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера
- 3. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности
- Основные положения
- 1. Основные мероприятия связанные с обучением населения.
- 2. Основные мероприятия по оповещению населения об опасностях.
- 3. Основные мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
- 4. Основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
- 5. Основные мероприятия по проведению аварийно-спасательных работ.
- 6. Основные мероприятия по обеспечению пострадавшего населения.
- 7. Основные мероприятия по борьбе с пожарами.
- 8. Основные мероприятия по обнаружению и обозначению зон радиоактивного, химического, биологического и иного загрязнения.
- 9. Основные мероприятия по санитарной обработке населения и специальной обработке (очистке, обезвреживанию) зданий, сооружений, техники и территории.
- 10. Основные мероприятия по восстановлению и поддержанию порядка в пострадавших районах.
- 11. Основные мероприятия по восстановлению функционирования коммунальных служб.
- 12. Основные мероприятия по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
- 13. Основные мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время.
- 14. Основные мероприятия по обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
- 4. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях
- Основы организации медико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычайных ситуациях план
- 1. Психотравмирующие факторы чс
- 2. Особенности развития нервно-психических расстройств у населения и спасателей в чс различного характера
- 3. Основы организации медико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычайных ситуациях
- Безопасность труда медицинского персонала план
- 1. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников
- 2. Система охраны труда и безопасности в медицинских организациях
- 5. При уколах и порезах во время медицинских манипуляций необходимо срочно:
- 1. Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов при оказании медицинских услуг
- 2. Система обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях