2.2. Оценки зарубежных специалистов.
Транспортные артерии России привлекают внимание грузоотправителей и грузоперевозчиков во всем мире. Через нашу страну проходят наиболее короткие и экономически выгодные пути, связывающие западные и восточные регионы планеты. Но и дискуссий вокруг российских транспортных магистралей сегодня разворачивается немало. В этой части работы речь пойдет о проблемах и перспективах международного использования Северного морского пути – анализ мнений зарубежных специалистов по поводу состояния и перспектив развития Северного морского пути.
Во второй половине 1999 года международные круги морского судоходства стали проявлять живой интерес к Северному морскому пути. В начале 60-х годов с потеплением советско-американских отношений в Советском секторе Арктики, но за пределами 12-мильной зоны стали появляться «с научно-исследовательскими целями» ледоколы Береговой охраны США. Несколько позже началась подготовка к проводке по трассе транзитом иностранных судов. К этому времени в Советском Союзе был построен мощный по тому времени ледокольный флот, для работы с иностранными судами подготовили лоцманов из числа опытных капитанов-ледокольщиков. В дальнейшем по политическим мотивам, связанным с ближневосточным кризисом, подготовку Северного морского пути для международного мореплавания свернули.
Поводом для очередного оживления интереса к Северному морскому пути стало выступление в октябре 1987 года в Мурманске Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, призвавшего к международному сотрудничеству в Арктике. Один из аспектов такого сотрудничества – открытие международного судоходства по Северному морскому пути. В 1993 году по инициативе Министерства морского флота СССР норвежский Институт Фритьофа Нансена совместно с Центральным научно-исследовательским институтом морского флота и японским Фондом морского судоходства приступили к разработке Международной программы освоения Северного морского пути – International North Sea Route Programme (INSROP). В ноябре 1999 г. в Осло состоялась международная конференция, обсудившая результаты 6-летних исследований потенциальных возможностей Северного морского пути для международного использования, проведенных в рамках INSROP. В работе конференции впервые приняли участие судовладельцы, которые также обсуждали ключевые проблемы судоходства по Северному морскому пути.9
Интерес иностранных судоходных и деловых кругов к Северному морскому пути определяется двумя важнейшими факторами. Прежде всего, он может стать более выгодной с экономической точки зрения альтернативой осуществляемым ныне перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки. По этому пути, например, от Гамбурга до Иокогамы всего 6 600 морских миль, тогда как через Суэцкий канал – 11 400 миль.
С другой стороны, Северный морской путь интересен для иностранцев как транспортная артерия для перевозки минерального сырья из арктических регионов России. В прилегающих к нему районах содержится 35% мировых запасов нефти и газа. Перевозки же российского газа и нефти морским путем могут оказаться выгоднее строительства газо- и нефтепроводов. К тому же такие магистральные трубопроводы в Западную Европу могут проходить только через бывшие советские республики, политика которых не всегда предсказуема, а транспортировка через их территорию обходится достаточно дорого. В то же время ледовая обстановка в Баренцевом море и в западной части Карского моря вполне благоприятна и позволяет проходить танкерам ледового класса без сопровождения ледоколами в течение большей части года. Кроме того, по Северному морскому пути можно организовать перевозку минеральных удобрений с Кольского полуострова в Восточную Азию, в Китай.
Таким образом, освоение природных богатств российского Севера неизбежно приведет к возрождению Северного морского пути и определит его развитие как транзитного маршрута между Северной Атлантикой и Северной частью Тихого океана.
- Глава 1. Открытие и освоение Северного морского пути……………..5
- Глава 2. Перспективы развития Северного морского пути и оценки зарубежных специалистов……………………………………………...13
- Глава 1. Открытие и освоение Северного морского пути
- 1.1. История открытия Северного морского пути
- 1.2. Современный этап развития и освоения
- Глава 2. Перспективы развития Северного морского пути и оценки зарубежных специалистов
- 2.1. Перспективы развития Северного морского пути
- 2.2. Оценки зарубежных специалистов.
- 2.2.1. Позиция скептиков
- 2.2.2. Взгляд оптимистов
- 2.2.3. Непредсказуемость Заполярья и слабая инфраструктура маршрута